Автомаршрутная обдираловка

Её провоцирует неспособность власти регулировать рынок пассажирских перевозок в интересах населения

Опубликовано: № 9 (585), 5 марта 2016 г.

Глава города Брянска А. Хлиманков и глава Брянской городской администрации А. Макаров (фото: БрянскToday)
Глава города Брянска А. Хлиманков и глава Брянской городской администрации А. Макаров
(фото: БрянскToday)

С 1 марта поездки на маршрутках стали обходиться брянцам на 2 рубля дороже до 22 часов и на 4 рубля дороже после 22-х. Кому-то может показаться, что на этот раз повышение тарифа прошло менее болезненно, чем прежде. Несмотря на то, что всего каких-то четыре месяца назад все мы уже испытали двухрублёвое повышение. Но спокойствие это обманчивое. А формирует его отфильтрованное властью публичное пространство. Во-первых, оппозиционных средств массовой информации, не подкупленных или не испытывающих генетический страх перед власть предержащими, практически не осталось. Авторы сюжета телекомпании "Брянск", наиболее критически (если можно так сказать) оценившие ситуацию, были предельно политкорректны и осторожны. Во-вторых, в нынешней России отсутствует полноценная политическая конкуренция, и даже несмотря на то, что совсем скоро политические соперники схватятся друг с другом за места в нижней палате парламента, они никак не воспользовались случаем заявить о своей позиции относительно очередной акции, ведущей к дальнейшему обнищанию населения. В-третьих, у нас окончательно сформировалось также управляемое властью безголосое гражданское общество. Все эти фронты, палаты и прочие структуры созданы скорее для "галочки", дабы продемонстрировать, что и мы — из демократических.

Между тем достаточно заглянуть в социальные сети, чтобы понять: не всё так просто и благостно. Сайт "Брянск тудей", информируя о тех или иных событиях с участием губернской власти в повествовательно-безоценочном ключе, оставил тем не менее своим читателям щёлочку для комментариев. В неё и хлынул поток возмущения. Кто-то сравнил: в бытность губернатором Денина цена "на маршрутки" повысилась за десять лет всего на шесть рублей, а при Богомазе за четыре месяца сразу на четыре, а с учётом ночного времени — на все шесть. Кто-то предложил в отместку за алчность маршрутчиков игнорировать их "колёса" и пересесть на муниципальный транспорт и даже на велосипеды. Кто-то кинул ссылочку на весьма содержательную статью о ситуации с частными перевозками в Воронеже, которая типична и для Брянска — в этой статье с анатомической скрупулёзностью вскрывались многие причины, которые и привели ко всесилию маршрутчиков.

Ну а подавляющее большинство клеймило "почём зря" власть. Причём в этом клеймёже появились уже весьма тревожные, намекающие, а то и зовущие к бунту нотки. Один из читателей привёл пример для подражания — в Омске недовольные поведением частных перевозчиков сожгли роскошный джип предпринимателя — главного игрока на этом рынке. Вроде нашего Гросса. Вспомнилось недавнее сообщение об итогах общественных замеров одной из крупных российских социологических организаций, когда выяснилось, что если ситуация будет ухудшаться, то резервов терпения у населения хватит на полтора-два года, а затем может "рвануть".

В оценочных суждениях произошло смещение критических акцентов: теперь большинство ругает уже не маршрутчиков, а власть, видя в её представителях главных виновников крепчающей автотранспортной обдираловки. И в правоте этим "воинствующим нигилистам" не откажешь. Вопрос ведь совсем не такой мелкий, чтобы на население не выходить "первым лицам". Но они не вышли. Главными "пламягасителями" были господа Кузин и Терёшин — чиновники, занимающие довольно скромные должности в брянской мэрии. Ну и "гасили" они соответствующе.

Первый незадолго до "часа икс" в интервью ГТРК "Брянск" лепетал вроде того, что ещё не всё решено. Второй уже 1 марта и вовсе огорошил, беспомощно констатировав, что работа маршрутчиков по новому тарифу ещё документально не оформлена, только через неделю они получат новые документы. Это и дало основание для дружного интернет-восклицания: «Всё, власти у нас нет».

Нет, она у нас, конечно, есть. Но какая? Богомаз, меняя мэра Тулупова на Макарова, помнится, заявил, что главным тулуповским недостатком была его мягкость или недостаточная жёсткость — как хотите, так и называйте. Ну и вот пришёл якобы более жёсткий Макаров. Его голоса вообще не слышно. Мелькнул как-то в новостях как борец с незаконной наружной рекламой — и всё. Да, проблема, но далеко не такая жгучая, как повышение цены "на маршрутки". И, к слову, проблема, тоже созданная в первую очередь самой властью. Нынешнее повышение уже не объясняют экономическими причинами, если не считать запоздалые и малодоказательные соображения г-на Гросса, которыми он поделился в интернете, заявив, что цену вообще-то надо было бы задрать до 23 рублей, чтоб сводить концы с концами. Ему, однако, веры столько, сколько и тем, кто утверждает, что маршрутчики и без повышения тарифа шиковали. Кто же обязан рассудить по-честному и поставить в этом споре вызывающую доверие точку? Опять-таки власть. Но она этого не делает, и здесь как не поверить воронежскому автору, который ставит диагноз такому поведению власти: она безнадёжно коррумпирована воротилами автомаршрутного бизнеса.

Единственное объяснение, которое слетело с уст представителя брянской мэрии Кузина, сводилось к тому, что принят федеральный закон, который позволяет самим маршрутчикам регулировать цену. Так разве этот закон только для них? А у власти рычагов на регулирование их аппетитов нет? Не она ли "банкует" с маршрутами? Не она ли следит за тем, как организована деятельность в этой сфере (а организована, надо тут же отметить, зачастую скверно — достаточно прокатиться в маршрутке или выйти на остановку общественного транспорта в не очень позднее время, чтобы убедиться в этом)? Будь наша власть более честной, то есть менее коррумпированной, она не затруднилась бы найти управу на маршрутчиков. Её неспособность, беспомощность подчёркивается ещё и тем, что цену те не побоялись поднять до грядущего с 1 апреля повышения акцизов на горючее. Сей козырь они оставили про запас и, говорят, сразу после 1 апреля поведут на чиновников новую атаку, которая должна привести к очередному ценовому витку с 1 июля. Или даже раньше…

Почему так много претензий предъявляется к власти, ведь, как считает кое-кто, запросы маршрутчиков можно регулировать с помощью конкуренции со стороны муниципального транспорта? В том-то и дело, что нельзя. Давно это уже не конкуренция, а игра в одни ворота. Ещё в 2003 году, когда в ответ на попытку тогдашнего губернатора Лодкина обуздать маршрутчиков, те забастовали, стало ясно, что муниципальный транспорт имеет слишком жалкий вид. Он убит не только слабой финансовой поддержкой, но и тем (здесь опять возвращаемся к воронежскому автору), что частные перевозчики работают в основном "мимо бюджета". Поэтому и выходит, что у нас осталась одна надежда на единственного регулятора — на власть. В лице не только администраторов, но и правоохранителей. Сумели же они раскрутить бывшего руководителя комитета по тарифам Калюк, способствовавшую энергетическим фирмам своего сына. Хотя этот факт при благополучном соседстве с ним другого — имеется в виду существование посреднической газовой фирмы, созданной с участием сына спикера облдумы Попкова, — воспринимается данью политической конъюнктуре. Взаимоотношения чиновников и автомаршрутчиков — непаханое поле для сотрудников оперативных служб, для тех из них, кто хотел бы не по номиналу, а по факту быть профессионалом. Только пока они что-то не суют туда носа.

Иван УХВАТОВ

Читайте ещё