Транспортный коллапс областного масштаба
Опубликовано: № 10 (451), 15 марта 2013 г.
Сегодня нам снова приходится возвращаться к теме автотранспортных пассажирских перевозок, которая стремительно выдвигается в число наиболее острых. Мы получаем сигналы из разных районов, и в каждом — растерянный вопрос: что происходит с автобусным сообщением, почему ситуация продолжает ухудшаться? Однако ухудшается она не только в автобусном секторе. Всё тяжелее работается и троллейбусникам. Жители областного центра уже привыкли к тому, что не выдерживаются интервалы движения "рогатых" машин, что всё чаще случаются и вовсе провалы в обслуживании пассажиров. Ещё один тревожный симптом — совмещение водителями своих "кровных" функций с необходимостью собирать плату за проезд. Видимо, совсем прижала нужда работников самого экологичного вида транспорта.
Хуже работают и маршрутки. Их даже "на глазок" стало меньше, притом, что этот бизнес никак не назовёшь низкодоходным и притом, что спрос на услуги маршруток не снижается, а только растёт. На минувшей неделе в некоторых СМИ заговорили о новых инициативах городских властей в этой сфере. Это заставляет только вздрогнуть: ведь по уже сложившейся традиции у нас реформирование чего-нибудь ведёт к ухудшению положения людей.
Но вернёмся в глубинку, к автобусным перевозкам. В августе 2012 года наша газета в публикации «Гусь свинье не товарищ» анализировала ситуацию в этой социально значимой сфере. Воспроизведём несколько наиболее ключевых её фрагментов: «вся пассажирская отрасль, все её 23 автотранспортных предприятия, поставлены на грань банкротства… С 1 июля 2009 года губернатор уменьшил на 50% (на 58 млн. рублей) выделение денежных средств на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области отдельным категориям граждан. И с той поры это выделение даже не предусматривалось в бюджете. Более того, с начала прошлого года была отменена и 70-процентная льгота по исчислению и уплате транспортного налога для организаций общественного транспорта.
Перевозку пассажиров-льготников область переложила на плечи АТП. Они вынуждены в связи с тем, что власть компенсирует расходы только на 40—50%, тратить на перевозку льготников свои денежные средства. А ведь льготность категорий по единому социальному проездному билету составляет по Брянску более 60%, по пригороду — около 55%, для студентов — более 55%, для учащихся — более 70%, для граждан с проездным билетом — 20%.
Дополнительным грузом на автотранспортные предприятия легло увеличение с начала 2011 года размера начислений на заработную плату страховых взносов во внебюджетные фонды с 26,8 до 34,6%. Это вылилось в 61,5 миллионов рублей в 2011 году — настолько заплатили АТП больше денежных средств, чем в 2010 году. Эту разницу власть и не собирается компенсировать. А взять расходы на ГСМ: в 2011 году они увеличились по сравнению с 2010 годом на 25% (или на 73,3 млн. рублей). И снова одни разговоры и обещания компенсировать разницу в стоимости горючки…
Приводим ещё несколько цифр, которые указывают на нынешнее состояние брянских АТП и их безрадостную перспективу. В 2012 году компенсация денежных средств для предприятий в связи с государственным регулированием тарифов предусмотрена даже ниже, чем в 2006 году. Как выжить им, если только за 2008—2011 годы рост цен на дизельное топливо составил с 15 руб. 98 коп. до 27 руб. за литр, на бензин — с 13 руб. 83 коп. до 25 руб. за литр, на холодную воду — с 6 руб. 54 коп. до 17 руб. 01 коп., на водоотведение — с 4 руб. 37 коп. до 10 руб. 95 коп., на природный газ — с 1810 руб. 87 коп. до 3590 рублей за 1 тыс. м3, плюс ещё 122 рубля за снабженческо-сбытовые услуги, плюс 433 рубля за услуги по транспортировке. Тарифы же на проезд в общественном транспорте увеличились с 2008 года всего лишь на 4 рубля (с 6 до 10 рублей)».
Процессы, происходящие в сфере автобусных пассажирских перевозок, нам прокомментировал один из руководителей областных автотранспортных предприятий. Положение с автобусными перевозками он назвал развалом. И тут же начал вспоминать:
— Основы этого развала были заложены бывшим заместителем губернатора Н. Лучкиным в конце 2006 года, после ухода на заслуженный отдых настоящего профессионала своего дела, порядочного человека Василия Степановича Ющенко.
В подмастерье у Лучкина — "могильщика" системы ходил в то время послушный Яшков, который в 2011 году был изгнан из команды губернатора и сам же разделил горемычную участь перевозчиков, столкнувшись с тем порядком, который прежде формировал.
Куда только не направлялись челобитные о спасении автобусных пассажирских перевозок населения, как ни пытались сохранить пассажирский автомобильный транспорт общего пользования как единую, дееспособную и социально значимую систему, власть так и не пошла нам на встречу. А это значит, не проявила заботу о людях, у которых возникает необходимость ежедневного пользования услугами автобусного сообщения. Хотя как ей понять, когда у высокопоставленных чиновников под мягким местом бесплатное служебное авто?
В 2011—2012 годах властью взят курс на передачу пассажирских перевозок по многим маршрутам индивидуальным перевозчикам. Автотранспортные предприятия были лишены получаемых доходов и доведены до банкротства. Усугубило финансовое положение и то, что из бюджета области в связи с государственным регулированием стоимости проезда размер субсидий выплачивался только в половинном размере.
Что же привлекательного увидела власть в индивидуальных предпринимателях, передавая им социально значимые пригородные и городские маршруты, остаётся только догадываться. Утверждаю, что и она должна понимать: к улучшению в обслуживании населения такой вариант привести не может.
Так, в Брасовском и Севском районах при работе АТП прежде ежедневный выход автобусов осуществлялся по 11—14 маршрутам, а с начала текущего года выход составляет 3—4 автобуса, да и то всего по трём-четырём маршрутам. Обслуживание осуществляет ООО "Империал" и ООО АТП "АвтоТрансСервис". Как же, помнится, восхвалял бывший директор ГКУ "Управления транспорта Брянской области" Чихарев передачу пассажирских перевозок индивидуальному предпринимателю Астахову в Почепском районе, как же рвал на груди рубаху глава администрации Почепа Грицук, а результаты за 2012 год оказались такими: у Астахова расходы по городским перевозкам на ГСМ составили почти 2 млн. рублей, в то время как у Почепского АТП они составляли 1,3 миллиона. Расходы на ремонт автобусов, замену автошин и общехозяйственные нужды у частника составили почти 1,9 млн. рублей, в то время как в Почепском АТП — 1,4 миллиона. А по пригородным перевозкам картина ещё более удручающая для Астахова. Удивительно, прежде главы администраций Брасовского, Севского и Почепского районов возмущались, если автотранспортные предприятия по уважительным причинам не могли обеспечить должный ритм обслуживания. Сейчас, когда по три автобуса на район — они помалкивают в тряпочку.
В клинцовской газете в начале года прочитал статью "Транспортный коллапс районного масштаба", в которой говорится о том, что люди негодуют: год от года жизнь, казалось бы, должна становиться только лучше, но новый 2013 год для местного населения неожиданно начался с невообразимых транспортных проблем. Здесь обслуживание осуществляет всё то же ООО "Империал". Схожая ситуация и в других районах области.
А теперь давайте спросим: на чьей совести издевательство над народом? Сколько денег в виде налогов не дополучили районный и областной бюджеты? Индивидуальные предприниматели ведь работают по упрощённой или вменённой системе налогообложения…
Чувствовалось, что наш собеседник каких-то вещей не договаривает. Проблема явно выросла из "локальных штанишек" и достигла уровня, на котором решение принимать должно "первое лицо" области. Оно, однако, не видит её в упор или не хочет видеть, хотя уже начинает доноситься протестный ропот на автотранспортную тему. Одним из лозунгов прошедшего 10 марта на площади Ленина пикета "За социальные и политические реформы в Брянске" был такой: «Требуем наладить нормальную работу общественного транспорта». Не удивительно, что с губернатором всё настойчивее связывают люди бардак, царящий в сфере пассажирских перевозок. Трудно поверить, что Денин, хоть и заказавший покупку за бюджетный счёт служебного "Мерседеса" стоимостью в 6,25 миллиона рублей, не знает о том, какие транспортные муки претерпевают его земляки. А может отгадка всему содержится в ещё одном фрагменте из нашей прошлогодней статьи: «Что касается позиции Денина, которая ведёт к гибели автотранспортных предприятий, то в ней транспортники видят умысел, продиктованный тем, что губернаторский сын со своими сельцовскими друзьями, среди которых, по некоторым сведениям, и сын криминального авторитета "Емели", сейчас активно развивает автомаршрутный бизнес. И в нормальном развитии пассажирского автотранспортного комплекса они не заинтересованы. Напротив, их интерес в том, чтобы он подольше оставался калекой, а ещё лучше — издох совсем. Конкурент же. А гусь свинье, как известно, не товарищ»?
Александр ИВАНОВ