Сквер абсурда
Опубликовано: № 19 (848), 8 сентября 2023 г.
За последнее десятилетие мне уже не раз приходилось писать на страницах областных газет о том, как безжалостно, с каким-то маниакальным упорством уничтожают в Трубчевске совершенно здоровые деревья, дающие горожанам кислород, тень, красоту. В октябре 2020 г. в "Комсомольце Брянска" даже моё стихотворение было напечатано, которое так и называлось — «"Борцам" с деревьями в Трубчевске». Однако до наших властей не доходят никакие разумные доводы — безумие продолжается.
В начале нынешнего года в Трубчевске сменилась власть: кабинет главы района (председателя райсовета) занял Ю. Робкин, кабинет замглавы районной администрации — Н. Ничепоренко. Но отношение к зелёным насаждениям в райцентре нисколько не изменилось. Первое, что сделали при новом руководстве — это спилили липы и каштаны перед фасадом здания администрации. Во всей красе взорам предстал "исторический облик" главного административного здания района — голые, обшарпанные возле окон стены…
Взяться же за перо меня заставила следующая история. В 2020 году Трубчевску было присвоено почётное звание "Литературный город России". Это событие местные власти решили отметить созданием "литературного сквера" на пятачке земли между зданием детской библиотеки, где расположен и музей "Трубчевский край литературный", и зданием бывшей базовой школы педучилища — оно принадлежит сейчас детской школе искусств. Привезли откуда-то камень-валун и установили на обочине улицы Ленина, прикрепив к камню табличку: «Здесь будет заложен сквер в честь присвоения Трубчевску звания "Литературный город России в 2020 г."». Этот валун с табличкой, который острословы тут же нарекли "яйцом динозавра", вызывал у прохожих недоумение и иронию. А у нас, сотрудников детской библиотеки и литературного музея, возникла тревога. Не придётся ли по утрам выгребать из этого "сквера" банки из-под пива? И, наконец, что будет с деревьями, растущими возле детской библиотеки? Надо сказать, что со времён, когда вся эта территория принадлежала педучилищу, возле детской библиотеки осталась купа деревьев, в основном липы и берёзы. Они круглый год привлекали к детской библиотеке птиц, а в зимние месяцы я вешал здесь кормушку, где собирались и синицы, и зеленушки, и снегири... В общем, задний двор детской библиотеки с зелёными насаждениями представлял собой уютный, тихий уголок, где хорошо думалось и порой действительно рождались литературные строки.
Более двух лет об идее "литературного сквера" напоминал только упомянутый валун с табличкой, но к началу минувшей зимы местные власти озаботились вдруг этим проектом. Я сразу же написал заявление на имя тогдашней директрисы трубчевской библиотечной системы М. Лукьяновой, попросив её не допустить уничтожение деревьев на заднем дворе детской библиотеки.
И вот в апреле смотреть площадку для будущего "сквера" явилась комиссия во главе с заместителем главы районной администрации Е. Слободчиковым. На участок "сквера" попала роскошная красавица-липа, и работники детской библиотеки просили пощадить, не трогать дерево, которое его только украсит. Комиссия уверила их, что липу спиливать не станут. В благодушной уверенности протекало лето. Но в середине августа явились работники фирмы-подрядчика, и тут же стало ясно, что липу никто щадить не собирается. Эти разукрашенные татуировками молодчики сформулировали свою позицию нецензурно: «Нам сказали: у вас денег достаточно, еб...шьте!».
16 августа я позвонил замглавы районной администрации Ничепоренко с просьбой не губить липу в "сквере". Наталья Николаевна сначала даже "пустила слезу", но тут же отрезала — дескать, они уже сторговались (словечко-то какое!) с подрядчиком, и ничего изменить нельзя. А то, что я услышал далее, и вовсе ошарашило: оказывается, липа мешает будущему подиуму (сцене), который собираются воздвигнуть для... литературных чтений. Верх глупости! Какой подиум, какие чтения могут здесь быть, когда вот она рядом улица Ленина, по которой один за другим снуют автомобили и всё тонет в шуме городском?! Для литературных чтений мест в Трубчевске достаточно: это и читальный зал библиотеки, и городской парк с летней эстрадой и памятником Бояну. Но даже если вам так хочется устраивать "чтения" под гул автомобилей, разве нельзя проводить их под липой, а не на солнцепёке?
В конце разговора замглавы администрации призналась: этот "сквер" они делают только потому, что звание "Литературный город России" надо ознаменовать созданием какой-нибудь "агломерации". Хороша же "агломерация"! Вместо того, чтобы привлечь на лекции-экскурсии в Трубчевский литературный музей учащихся тех учебных заведений города, которые музей игнорируют (как тот же педколледж), вместо того, чтобы повысить зарплату сотруднику литмузея, получающему гроши, вместо того, чтобы уделить внимание каким-то действительно литературным делам, решили создать никому не нужный сквер абсурда, уничтожив живые деревья.
О разговоре с чиновницей Ничепоренко я рассказал одному уважаемому в городе человеку. На следующее утро он позвонил главе района Робкину и попытался убедить того, что можно совсем немного отступить от проекта, оставив в "сквере" живую липу. Но этот звонок оказался напрасным — в тот же день подрядчики спешно спилили липу, а заодно и подвернувшуюся под руки берёзу, из ствола которой выпилили себе чурбачки для сидения.
«Сквер от слова "скверно"», — сказала по этому поводу моя хорошая знакомая. А может, именно такой мёртвый сквер и нужен нынешнему Трубчевску, который, если судить по теперешнему трубчевскому литобъединению "Горизонт", из когда-то действительно литературного города превратился в город графоманов?
Борис ЛОЗОВ,
поэт, лауреат премии им. Н. Мельникова, сотрудник музея "Трубчевский край литературный"
От редакции
Глава Трубчевского района Ю. Робкин, до которого пытались достучаться местные активисты, добивавшиеся сохранения липы в сквере абсурда, был в то время озабочен совсем другими проблемами. Ему нужно было поскорее решить вопрос с утверждением своей супруги в должности начальника райотдела образования.
Г-жа Робкина занимала сию должность много лет, но минувшим летом уволилась, а вскоре попросилась обратно. В нынешних российских реалиях, когда работающим пенсионерам не индексируются пенсии, такие увольнения с последующим возвращением на работу — привычная практика, ничего противозаконного в этом нет. Хотя для трубчевской чиновницы, по имеющимся у нас сведениям, вопрос заключался не только в перерасчёте пенсии, но и в оформлении солидной муниципальной доплаты к ней. Увеличив размер пенсиона, отдохнув и набравшись сил, г-жа Робкина вернулась на прежнее место работы, но стала только и.о. начальника отдела образования. Чиновникам хорошо известно, какая пропасть лежит порой между этими двумя статусами — "начальник" и "исполняющий обязанности начальника". В случае с г-жой Робкиной всё иначе, надо было лишь согласовать кандидатуру с областным департаментом образования, а затем дождаться очередной сессии райсовета: лишиться приставки "исполняющий обязанности" можно только на основании решения депутатского корпуса. Но первой леди района, видимо, захотелось сразу стать полноправной владычицей трубчевского образования. И вот г-н Робкин, не имея, насколько нам известно, согласия департамента и не дожидаясь сессии, решает провести голосование за утверждение супруги полноценным начальником методом опроса депутатов. Но сразу возник вопрос: а законен ли такой опрос, нет ли в действиях трубчевского главы конфликта интересов?
Узнав об этой ситуации, мы позвонили г-ну Робкину и попросили его прокомментировать свои действия. Наш собеседник был убеждён, что ничего противозаконного не совершил. Тем более что рассмотрение вопроса об утверждении начальника отдела образования методом опроса депутатов инициировал вовсе не он — такая просьба исходила от руководства районной администрации. Мы тут же поинтересовались, не является ли это нарушением уже принципа разделения властей? Робкин продолжал стоять на своём: всё сделано по закону. А вот депутат райсовета В. Пануров, которого мы попросили прокомментировать действия г-на Робкина, считает иначе. Увидев в этих действиях явные признаки нарушения закона, он потребовал отменить решение, принятое методом опроса депутатов, и вынести вопрос об утверждении начальника райотдела образования на заседание райсовета.
Не знаем, к чьим аргументам — нашим или г-на Панурова — прислушался Робкин, но результаты заочного депутатского голосования были им отменены. Посмотрим, как теперь поведут себя народные избранники при рассмотрении этого вопроса на сессии.