Ужасы карачевского «тракта»

выявили равнодушие властей, вороватость дорожников и алчность гаишников

Федеральная трасса в Карачеве
Федеральная трасса в Карачеве

В последние месяцы к нам в редакцию неоднократно поступали жалобы из Карачева. Повод был один — реконструкция федеральной автотрассы Смоленск—Брянск—Орёл, проходящей по карачевской улице Первомайской. Расширять дорогу здесь начали ещё в прошлом году, и это расширение не могло не затронуть интересы горожан. Одновременно с ними жаловались и автомобилисты: прикрываясь реконструкцией, алчные сотрудники ГИБДД устроили из карачевских дорог настоящую кормушку, обложив "поборами" владельцев проезжающего автотранспорта. Мы выехали на место событий 19 июля, в воскресенье. Но и в этот день на дороге и вокруг неё кипели страсти: рабочие подрядной организации из Ханты-Мансийска, несмотря на временный запрет осуществлять работы, стали срезать асфальт, уложенный… минувшей осенью, чтобы на его место положить новый. Люди вышли на дорогу и попытались перекрыть её. Приехали сотрудники полиции… Но это было уже в самом Карачеве.

А на въезде в райцентр, посреди дороги нас встретило сооружение со знаком запрета движения по пресловутой Первомайской. В каких-то полутора сотнях метров от начала улицы — поворот на ряд населённых пунктов: Бережок, Согласие, Ружное... По-другому к ним не проехать. Никаких работ на этом участке не ведётся, препятствий движению нет, но районные чиновники своими распоряжениями постоянно перекрывают дорогу, чем и пользуются бравые гаишники. Ведь для того, чтобы объехать эти злополучные сто пятьдесят метров, не нарушив правила дорожного движения, надо сделать большой крюк по городским улицам, и, в конце концов, выехать на тот же самый поворот, но — с другой стороны.  В выходной день это расстояние можно преодолеть без особых проблем, а вот как быть в рабочий, когда на улицах города пробки? Многие пытаются проскочить "на авось". Их-то и поджидают люди в форме и с жезлами... Водителей возмущает и то, что вместе с улицей Первомайской сотрудники ГИБДД перекрывают улицу 50-летия Октября. На каком основании — непонятно, но со всех, кто нарушает установленный запрет, дерут штрафы. «Если бы реконструкция улицы Первомайской длилась два-три месяца, многие пошумели бы да успокоились. А тут уже скоро на годы пойдёт счёт, и никакого просвета не видно», — говорит мой собеседник.

Так что же это за чудо-реконструкция? Нарушая запрет, начинаем движение по Первомайской. Первое, что бросается в глаза — уже появившаяся колейность, а также многочисленные люки, которые почему-то расположены не по краям, а на проезжей части дороги. Местами замечаем начавшие проседать бордюры. Вскоре вынуждены остановиться: дорогу перекрыли протестующие против её реконструкции жители. Узнав, что мы из Брянска, ведут по своим дворам. «Посмотрите, до чего мы дожили, — говорит одна из женщин-активисток. — У нас от вибрации, создаваемой работающей дорожной техникой и постоянно проезжающими большегрузами, уже начали трескаться стены и фундаменты, проседать потолки… Плюс даёт сильную усадку песчаная подушка, на которую положили дорожное полотно, в результате под асфальтом появляются пустоты, провалы…».

Федеральная трасса в Карачеве

Федеральная трасса в Карачеве

В эти провалы стекает вода, которая подтапливает фундаменты близстоящих домов. За несколько дней до нашего приезда один из таких провалов осмотрела комиссия администрации Карачевского района. По итогам осмотра родились акт и письмо главы райадминистрации Н. Лучкина в адрес начальника эксплуатирующей дорогу организации — Федерального казённого учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск" К. Пустогарова. Чиновник просит дорожника устранить выявленные нарушения и исследовать на наличие провалов и пустот весь реконструируемый пятикилометровый участок. Прошлые обращения Лучкина г-н Пустогаров, по сути, проигнорировал, что будет на этот раз — тоже легко предположить. Тут надо вмешательство уже не районной власти, а региональной. Но руководство области молчит. А люди не могут сидеть сложа руки и ждать непонятно чего, остаётся выходить на дорогу и протестовать…

На протяжении нескольких часов ходил я от дома к дому, выслушивал истории доведённых до отчаяния карачевцев, смотрел и фиксировал многочисленные дефекты работы организации-подрядчика. Вот, например, вдоль дороги строится ливневая канализация. Но местами она сделана так, что почему-то возвышается над асфальтом. Какой от неё при этом будет прок — непонятно.

Федеральная трасса в Карачеве

Федеральная трасса в Карачеве

Металлические решётки, которые укладывают на бетонные лотки, весьма недолговечны, кое-где они уже изогнуты или поломаны. Но самое главное — куда будет стекать вода. Пройдя несколько километров до выезда из города, убедился, что никуда: ливнёвка заканчивается на территории расположенного в низине заболоченного участка.

Когда вместо старой дороги, под которой была подушка из бетонных плит метровой толщины, стали делать новую, с подушкой из песка и известнякового щебня, дорога за счёт этой, более высокой подушки стала сильно возвышаться над общим уровнем. Особенно это заметно на самом въезде в Карачев со стороны Брянска. Жителям от такой реконструкции — одни неудобства. Мало того, что местность вокруг их домов уже начинает заболачиваться, так теперь к ним не может проехать даже Скорая помощь. Медики вынуждены оставлять машину на обочине, перелезать через металлическое ограждение и спускаться вниз…

Федеральная трасса в Карачеве

Федеральная трасса в Карачеве

А как быть жителям, имеющим свой транспорт? Ведь оставлять его на проезжей части опасно. Один из рискнувших было "смельчаков" уже лишился своего автомобиля, даже не успев увидеть, какой лихач превратил его в груду обломков…

В общем, не проблема — жесть. Федеральная трасса через центр Карачева — наихудший вариант. Наилучший — объездная дорога. Но стоимость её строительства потянет не на один миллиард, а сейчас, в условиях кризиса, денег на это в федеральном бюджете нет. И тем не менее, когда на кону стоят жизни и здоровье сотен людей, надо что-то делать. Тем более что дорожники ежегодно тратят впустую десятки миллионов рублей. В том же Карачевском районе, вдоль той же федеральной трассы — не один давно умерший населённый пункт. И вот диво: кому-то здесь обустраивают тротуары, по которым, правда, некому ходить… Неужели некуда тратить и без того не лишние средства? Или для дорожников и чиновников это способ для их "отмывания"? Как бы то ни было, в плюсе алчные гибэдэдэшники, которые, используя в своих интересах ограничение скорости движения в населённых пунктах, выскакивают из кустов и нещадно потрошат водителей-нарушителей.

…Жители Первомайской высказали сомнение в том, что мы расскажем об их дорожных муках. Вспомнили журналистов одной из брянских телекомпаний, которые приехали, сняли репортаж, но так и не смогли дать его в эфир по причине поступившего "сверху" запрета. Говорили и о придворном интернет-ресурсе "Брянские новости", который устами собкора правительственной газеты убеждал своих читателей в том, что против реконструкции дороги выступает… "небольшая часть горожан".

Через несколько дней после нашего визита в Карачев стало известно, что одна из доведённых до отчаяния активисток облила себя керосином и грозилась устроить самосожжение. К счастью, этого не произошло. Женщину свозили на освидетельствование в психиатрическую больницу, где было установлено, что она — совершенно вменяемая. А отважиться на крайние меры её заставило то, что происходит на пороге её дома. Который, можно сказать, оказался на обочине расширенной федеральный трассы.

На этом пока прервёмся. Разговор о происходящем на карачевском "тракте" — слишком большой, чтобы ограничиться приведёнными моментами. И мы его продолжим в ближайшее время. А пока хотелось бы узнать, что думают о ситуации, дорожники, руководство областной ГИБДД, областное правительство, областная Дума. Неужели не понимают, на что обрекают людей, живущих впритык к федеральной трассе, которая день ото дня становится всё более оживлённой со всеми вытекающими ужасными последствиями?!

Читайте ещё