«Миссия» невыполнима
Несмотря на появление ещё одного контролирующего "ока", чудес и фокусов в сфере госзакупок меньше не становится
Опубликовано: № 31 (563), 4 сентября 2015 г.
Одной из главных задач Управления госзакупок является экономия бюджетных средств. Проведение торгов — это своеобразное соревнование, в котором победным результатом является наиболее низкая стоимость предоставляемых товаров, работ, услуг. Сам закон о проведении торгов заслуживает аплодисментов, однако на местах тендеры извратили и часто используют в корыстных целях. Вокруг структур, занимающихся организацией госзакупок, образуются коррупционные прослойки, в центре которых зачастую находятся руководители государственных учреждений.
Управлением государственных закупок Брянской области руководит В. Войстроченко. По его мнению, возглавляемое им учреждение приносит бюджету серьёзную экономию финансовых средств. Согласно обнародованной статистике за 2014 год, управление сэкономило 330 миллионов рублей. Простых граждан эта сумма может впечатлить, но в реальности это всего лишь 2% от общеобластного объёма закупок. Специалисты управления так умело жонглируют цифрами, что динамика роста будет присутствовать всегда. Но если озвученные цифры управления госзакупок подвергнуть серьёзному анализу, то можно много до чего докопаться. Например, в несколько раз по сравнению с минувшим годом упали показатели по закупкам у малого бизнеса. В то же время 15% от общего объёма закупок госзаказчики должны закупать именно у субъектов малого предпринимательства. Такая мера предусмотрена для поддержки малого бизнеса. Но как ему выжить в условиях, далёких от рыночных, соревнуясь на равных с организациями, монополизировавшими целые отрасли экономики?
Вот, например, закупка лекарственных препаратов. Она проводится путём аукционов на электронной площадке. При этом сумма контрактов предельно низкая. Например: лот № 134 22.06.15 г. (совместные торги) — Поставка лекарственных препаратов (аллопуринол) — сумма 1384,5 рублей; лот №118 22.07.15 г. (совместные торги) — Поставка лекарственных препаратов (антитоксин яда гадюки обыкновенной) — сумма 5130 рублей. При таких суммах договоров, в случае победы в торгах, субъект малого предпринимательства вряд ли сможет развезти медикаменты в разные районы области, ведь в некоторых случаях одни транспортные расходы могут превысить сумму контракта. Может быть, именно поэтому во всех торгах, связанных с поставкой медикаментов, выигрывает одно и то же предприятие — ГУП "Брянскфармация", а малый бизнес остаётся не у дел? По мнению участников тендеров, дробление заказов на столь низкие суммы можно рассматривать как фиктивную закупку, а возможно — и как следствие коррупционного сговора.
По поступающей к нам информации, г-н Войстроченко собирается передать закупки всех медикаментов на территории области какому-нибудь государственному автономному учреждению. В планах — проведение централизованных закупок медикаментов, одновременно для нескольких районов области. В таком случае новый заказчик будет проводить закупки уже не по 44-му Федеральному закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а по-другому закону — № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Если 44-й закон накладывает серьёзные ограничения на способы осуществления, а также суммы и объёмы закупок (при этом обязательным условием является обоснование начальной цены контракта, описание полных функциональных характеристик товаров, работ, услуг), то 223-й закон более мягок. Например, не требуется обосновывать начальную (максимальную) цену контракта, план закупок может быть изменён по любой причине и в любое время. Кроме того, возможно внесение изменений в уже заключённый с поставщиком контракт — продление срока, увеличение цены, изменение объёма и т.п. В общем, при применении 223-го закона правила игры будет устанавливать Заказчик. А это — "своя рука владыка". И эта "рука", по мнению специалистов, почистит складские запасы медикаментов. Результат — больницы будут получать менее качественные лекарства по более высокой цене…
В этом году летний оздоровительный отдых для некоторых детей чуть не сорвался. В мае провели торги по путёвкам в оздоровительные лагеря. Определился победитель — санаторий "Затишье", однако проверка ГУ МЧС выявила ряд нарушений пожарной безопасности, после чего контракт с победителем не был подписан. В июне, в разгар сезона, торги на оказание услуг по оздоровлению детей в загородном лагере повторили. Это была скорее имитация процесса, в результате которой контракты подписали с единственными участниками без какой-либо экономии бюджетных средств.
Управление госзакупок установило для детских оздоровительных лагерей требование о финансовом обеспечении контракта в размере 200 тысяч рублей. При этом срок действия контрактов истекает в конце декабря текущего года. Участники конкурса в подтверждение своей благонадёжности перечислили деньги на специальный счёт. Для большинства из них сезон уже закончился, а деньги — "заморожены" до конца года. А ведь эти средства не были бы лишними для оздоровительных учреждений в разгар сезона. Тем более что закон позволяет применить вариант банковской гарантии, но такой разумный шаг почему-то не пришёл в голову г-ну Востройченко.
А вот и ещё одна сторона деятельности управления госзакупок. На неё обратил внимание один из посетителей сайта "Брянск тудей": «На сайте госзакупок случайно увидел один тендер. Закупка № 002983, "Поставка системы видеонаблюдения для обеспечения работы оперативного штаба Брянской области для нужд администрации губернатора и правительства области". Я не поленился, залез и почитал… В перечне поставляемого оборудования значится видеорегистратор, три видеокамеры IP 2Mpx, передатчик-приёмник Wi-Fi — по сути, всё! Начальная цена — 1 294 012,01 рублей. Участвовали 4 конторы, две конторы отмели сразу, затем победила одна из оставшихся. Несмотря на то, что удивительным образом две оставшихся конторы дали абсолютно одинаковые цифры, то есть тендер прошёл со стоимостью в 1 287 541,95 (к слову, протокол с именами победивших с электронной площадки исчез!). Вдумайтесь: три камеры за такое бабло!!! Я полазил по инету, у меня по их спецификации больше 300 тыс. не получилось. И что там за "штаб" такой и зачем им передатчик Wi-Fi аж на 25 километров? Неплохое начало у администрации Богомаза. Их ещё не выбрали, а бюджет уже пилят! Выборы будут такие же».
Многие помнят, с какой помпой обставлялось врио губернатора и его командой принятие на работу в областное правительство помощника главы региона В. Шкуркина, призванного следить за эффективностью расходов в сфере госзакупок. У тех, кто имеет отношение к этой сфере, сложилось впечатление, что новый помощник не способен понять все тонкости работы управления госзакупок и уж тем более повысить её эффективность. Он не имеет соответствующих знаний. А опыт продавца бытовой техники, который приобрел в магазине "Эльдорадо", вряд ли ему в этом поможет. Правда, однажды г-н Шкуркин прославился, когда выявил неэффективные затраты бюджетных организаций области на приобретение бензина. Большинство организаций и учреждений региона приобрели ГСМ по нерыночным ценам. Оптовый бензин оказался на 5 рублей дороже, чем на АЗС. Вот, по сути, и весь "актив" Шкуркина, который подавался несколько месяцев назад чуть ли не как панацея от захлестнувших нарушений при госзакупках. Одни наблюдатели полагают, что Шкуркин и Войстроченко спелись, другие — напротив — утверждают, что Шкуркин усиленно копает под Войстроченко, жаждет его смещения. Если последнее верно, то с такой плачевной результативностью "миссия" невыполнима. Так что спи спокойно, г-н Войстроченко.
Сергей БЕЛИКОВ