Обыкновенное коммунальное мошенничество?
Так можно расценить действия руководства двух родственных управляющих компаний в Фокинском районе Брянска
Опубликовано: № 6 (771), 6 марта 2021 г.
Осенью прошлого года в Брянске разразился жилищно-коммунальный скандал — жильцы нескольких многоэтажек, расположенных в Московском микрорайоне Бежицкого района, взбунтовались против захвата своих домов созданной в конце лета управляющей компанией "Единство". В итоге они смогли отстоять свои права, и захватчикам пришлось убраться восвояси. Такой развязке поспособствовало в том числе широкое освещение происходящего брянскими СМИ, прежде всего телеканалом "Городской". История, о которой расскажем мы, произошла в Фокинском районе Брянска. В СМИ она не освещалась. Возможно, именно поэтому конфликт между жильцами дома № 99 по улице Унечской и управляющей компанией "Жилсервис Фокинского района" тянется уже не один год…
***
— Наш дом, — рассказывают обратившиеся в редакцию Елена Сенюкова, Наталья Задворнова и Татьяна Новикова, — был сдан в эксплуатацию в 1999 году, в 2000-м в нём появились первые жильцы. На протяжении ряда лет он, как переходящее красное знамя, передавался от одной управляющей компании к другой. О том, кто управляет домом, мы узнавали из квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг. В 2014 году, когда вместо ООО "Жилсервис" управляющей компанией стало ООО "Жилсервис Фокинского района", обратились к начальнику непосредственно обслуживающего наш дом ЖЭУ-18 Раисе Петровне Толкачёвой. Она ответила: не волнуйтесь, изменилось только название, всё осталось по-прежнему… Мы бы и дальше не обращали на всё это особого внимания, но в феврале 2017-го получили квитанции за январь, и в них с удивлением увидели, что произведён перерасчёт по отоплению за 2016 год. Владельцам трёхкомнатных квартир выставили к оплате примерно 8 тысяч рублей, двухкомнатных — 6 тысяч, однокомнатных — 4 тысячи. Как оказалось, всего нашему дому по показаниям прибора учёта тепла доначислили 1 миллион 84 тысячи рублей. Первой реакцией был шок: какой прибор, откуда он взялся, если мы всегда платили по нормативу? Выяснилось, что прибор появился ещё в 2015 году, но никто об этом нам не сообщил. С доначислением не согласились, обращались в полицию, прокуратуру, жилищную инспекцию, просили разобраться в ситуации, потому что не мог наш дом использовать столько гигакалорий, сколько нам выставили. Но отовсюду приходил один и тот же ответ: всё посчитано правильно.
Тем временем с жильцов стали взыскивать доначисленные средства. У тех, кто ранее подключил автоплатёж за жилищно-коммунальные услуги, их списали автоматически, некоторым пришлось оплачивать в добровольном порядке, потому что, не оплатив долг, не могли оформить субсидии в органах соцзащиты, а на тех, кто отказался платить, были поданы иски в суд. Совет дома обратился к директору управляющей компании Матину, предложив произвести поверку прибора учёта теплоэнергии в Брянском ЦСМ. Он согласился, сказав: собирайте деньги, за них любой ваш каприз. Когда старший по дому связался с директором, сообщил, что готовы оплатить поверку, и попросил назначить дату снятия прибора, услышал в ответ обещание перезвонить. Звонка, однако, не последовало. Тогда старший по дому обратился к начальнику ЖЭУ-18 Толкачёвой и узнал от неё, что прибора учёта теплоэнергии в подвале уже нет.
В тот же день мы вместе с Толкачёвой спустились в подвал и задокументировали отсутствие прибора. Спросили у неё, кто снимал и был ли составлен акт? Ответить она не смогла, сообщив, что приехали какие-то два мужика, сняли и увезли, куда — ей неизвестно. Матин объяснил по телефону, что прибор снял индивидуальный предприниматель А.А. Богданов, по какой причине — не ответил, никакой документации, подтверждающей разрешение снять прибор, не было. Потом, знакомясь с объяснениями участников этой истории в полиции, увидели, что они противоречат друг другу. Кто-то говорил, что прибор забрали на поверку, кто-то — что увозили чистить… Но ведь в таких случаях обязательно составляется акт, а здесь, снимая, сорвали пломбы ресурсоснабжающей организации ГУП "Брянсккоммунэнерго". Обратились туда и получили письменный ответ, что заявки на снятие прибора к ним не поступало. Примерно через неделю в ЖЭУ-18 привезли прибор, но не тот, что был.
После всего этого, в конце 2017 года провели общее собрание жильцов и приняли решение о смене управляющей компании. С февраля 2018-го нас обслуживает новая управляющая компания ООО "Прометей". "Жилсервис Фокинского района" пытался обжаловать решение жильцов, обратившись с иском в районный в суд, но суд встал на нашу сторону. Во время рассмотрения дела мы заявили, что не подписывали с истцом договор об управлении домом, и тогда, к нашему великому удивлению, представитель компании принёс не только договор, но и 117 бланков решений собственников жилья, а также объявление о проведении собрания, которое якобы вывешивалось на всеобщее обозрение. Попросили отксерокопировать все эти документы, показали их соседям по дому. Все были возмущены — сколько раз мы проводили собрания, никогда таких бланков никому не раздавали, и никто из жильцов их не подписывал. В самих бланках были допущены ошибки даже в фамилиях. Получается, подписи за нас кто-то подделал. Кто именно, пока не установлено, с этим разбираются следственные органы. Накануне новогодних праздников приходил следователь, опрашивал жильцов, брал образцы почерка…
Поскольку на наши обращения по поводу прибора учёта теплоэнергии приходили одни отписки, в конце 2019 года решили обратиться в суд. В своём иске попросили признать прибор неисправным, но в суде выяснилось, что он даже не был введён в эксплуатацию. Ещё более удивительным оказалось, что, управляя нашим домом, "Жилсервис Фокинского района" не имел на него необходимой документации. В том числе и технической. Оказалось, что в августе 2019 года областным арбитражным судом был удовлетворён иск нашей новой управляющей компании, которая требовала от "Жилсервиса Фокинского района" передать документацию на дом. Полтора года это решение не исполняется.
Также в суде выяснилось, что, по сути, единственным документом, на основании которого с нас взыскивалась задолженность за теплоэнергию, оказалась ксерокопия акта допуска в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии у потребителя, утверждённого 23 марта 2015 года гендиректором ГУП "Брянсккоммунэнерго" Зеболовым. Но Зеболов ведь ещё в 2014 году был уволен с должности директора ГУПа, а в 2015-м — осуждён, поэтому утвердить такой документ никак не мог. Любопытно, что акта оказалось два. Датированные одним днём, они отличались друг от друга только номерами — 117 и 125 — и показаниями. Ещё одна интересная деталь: и в первом, и во втором актах в качестве управляющей компании значилось ООО "Жилсервис", в то время как нашей управляющей компанией был "Жилсервис Фокинского района". Этот факт мы озвучивали ещё при рассмотрении дела о взыскании доначисленных платежей, но представитель управляющей компании заявил: поскольку замечаний по поводу названия их компании в акте никто ранее не предъявлял, теперь это не имеет значения. Но ведь речь идёт о разных юридических лицах! Неправильно в обоих актах было написано даже название улицы, на которой расположен наш дом. Сам ли Зеболов расписывался в этих бумагах, или кто-то поставил подпись за него, суд не устанавливал. Возможно, и без этого было понятно, что они больше походят не на документы, а на фальшивки.
9 июля прошлого года Фокинским районным судом вынесено решение о признании прибора учёта тепла в нашем доме не введённым в эксплуатацию, актов 117 и 125 — недействительными, в связи с чем и перерасчёт по показаниям этого прибора также признан недействительным. В законную силу решение вступило в конце декабря, после рассмотрения апелляционной жалобы "Жилсервиса Фокинского района" судебной коллегией по гражданским делам Брянского областного суда. В прошлом месяце на основании результатов рассмотрения дела в суде нам произвели "перерасчёт" — жильцам трёхкомнатных квартир вернули примерно по 300 рублей из взысканных 8 тысяч, двухкомнатных — 200 из 6 тысяч… Поэтому, получив на руки судебный вердикт, мы обратились с заявлениями о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решений о взыскании с нас доначисленной в 2017 году задолженности. В настоящее время судья мирового судебного участка № 19 Фокинского района Ищенко отменяет решения и начинает заново рассматривать иски управляющей компании. В суде мы настаиваем на отмене произведённых доначислений за теплоэнергию и возврате ранее взысканных средств в полном объёме, а представитель "Жилсервиса Фокинского района" г-жа Палехина заявляет о том, что поскольку счётчик признан не введённым в эксплуатацию, теперь необходимо произвести перерасчёт задолженности по нормативу. И приносит в судебные заседания какие-то новые расчёты, согласно которым мы опять им что-то должны. С тем, насколько правомерны эти требования и не пропущен ли установленный законом трёхлетний срок исковой давности, будет разбираться суд. Но о каких задолженностях вообще может идти речь, если до признанного незаконным доначисления на основании показаний теплосчётчика мы платили по нормативу?
Кстати, как только наши оппоненты узнали, что мы потребовали пересмотра прежних решений по вновь открывшимся обстоятельствам, одной из нас позвонили и предложили забрать заявление, мотивировав это тем, что дело мы всё равно проиграем и заплатим в итоге больше. То есть, согласно логике Матина сотоварищи, управляющая компания может как угодно химичить с документами, манипулировать показаниями счётчиков, а жильцы должны за всё это платить…
***
Вот такая жилищно-коммунальная история. Кого-то из читателей, ранее не сталкивавшихся с тем, как работают наши надзорные и контролирующие органы, может в ней удивить полное безразличие тех, кто должен следить за соблюдением управляющими компаниями требований закона. И ведь речь идёт не о маленькой "управляшке", обслуживающей пару-тройку многоквартирных домов в пределах одного микрорайона — под пятой матинских "Жилсервисов", унаследовавших технические мощности и жилой фонд районного Муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис", находятся несколько сотен домов, в их структуру входят 8 жилищно-эксплуатационных управлений (которые, к слову, также оформлены как самостоятельные юридические лица). Возможно, от этих объёмов и постоянная путаница: то в актах вместо "Жилсервиса Фокинского района" "Жилсервис" запишут, то взыщут задолженность по квартплате в пользу "Жилсервиса", а зачислят на счёт "Жилсервиса Фокинского района"… Какая, мол, разница, если и там, и там руководителем Матин?
Но если руководитель один, для чего тогда было "дробить" бизнес? Некоторое время назад озвучил этот вопрос перед самим г-ном Матиным. Добавив, что всё это очень похоже на схему ухода от налогообложения. Директор "Жилсервиса" и "Жилсервиса Фокинского района" был удивлён — будто не журналист пришёл к нему в кабинет, а работник налоговых органов. И принялся рассказывать, как много налогов приходится платить в России. После чего признался, что бизнес действительно "дробился" с целью сокращения налоговой нагрузки. «Деньги эти пошли на то, чтобы лучше обслуживались ваши дома, так как НДС меньше стали платить… На этом мы сэкономили 4 миллиона в год на НДС только, и эти деньги все пошли жителям домов, кто там жил». Тут заметим попутно, что подобные действия могут подпадать уже под Уголовный кодекс. Но вот как г-н Матин понимает собственное признание, что "сэкономленные" на налогах деньги шли жильцам домов, если эти якобы осчастливленные жильцы постоянно пытаются добиться выполнения управляющими компаниями не каких-то излишеств, а своих прямых обязанностей? Если, как в случае с собственниками квартир по улице Унечской, пытаются через суды возвратить деньги, и немалые, которые с них содрали, прикрывшись незаконно установленным теплосчётчиком? Думается, жильцы "матинских" домов будут немало удивлены, узнав, какие героические усилия предпринимаются управляющими компаниями, чтобы улучшить им жизнь. Только этой самой "лучшей жизни" совсем незаметно: подъезды домов месяцами не убираются, ремонтируются по принципу "тяп-ляп", в подвалы и на чердаки порой страшно зайти, не поддерживаются в порядке дворовые территории…
После знакомства с историей противостояния жильцов дома по Унечской, 99 с ООО "Жилсервис Фокинского района" возникает и такой вопрос: так в каком количестве из нескольких сотен домов, находящихся в управлении компаний, где директором Матин, были подделаны протоколы собраний жильцов и бланки решений собственников жилья? Когда во время беседы с Матиным мы коснулись вопроса проведения таких собраний, он признал, что «никому (из жильцов — прим. авт.) ничего не надо», «вообще собрание невозможно собрать». Вот как раз этим некоторые управляющие компании и пользуются порой, подделывая документы. Только на этот раз благодаря активности Елены Сенюковой, Натальи Задворновой, Татьяны Новиковой и их соседей по дому произошёл облом.
Владимир ПАНИХИН