Бунт на клинцовской «Скорой»: причины и последствия

Опубликовано: № 3 (832), 10 февраля 2023 г.

Широкий резонанс в обществе и СМИ вызвал видеоролик, записанный водителями клинцовской станции Скорой помощи. Люди выражали возмущение низкими зарплатами и взывали к губернатору и профильному департаменту. Масла в огонь подлила реакция Александра Богомаза, заявившего одному из изданий буквально следующее: «А давайте я вам расскажу, что на границе делается, как солдаты живут!..». Дескать, терпите и помалкивайте. Сразу последовали закономерные вопросы журналистов, почему же местная власть не озаботилась обеспечением всем необходимым тех, кто стоит на наших границах, хотя неоднократно уверяла: все меры для этого приняты. Как демагогический выпад расценили эту фразу и жители Брянщины в своих комментариях. Они считают, что в условиях СВО гражданам следует безропотно сносить неизбежные тяготы, но не чиновничий произвол. Разумеется, подобные высказывания главы региона явно не работают на его авторитет. Но важнее понять другое: в чём корни сложившейся в Клинцах ситуации и как её исправлять?

Многие медики полагают, что бомбой замедленного действия стал приснопамятный приказ Минздрава № 388, изданный в 2013 году. Именно он положил начало пресловутой оптимизации системы здравоохранения. В те годы автор этих строк пыталась донести и до проводников данной реформы на областном уровне, и даже до тогдашнего депутата Госдумы, а затем полпреда Брянщины в Совете Федерации Екатерины Лаховой, врача по профессии, тревогу многих медработников, просто неравнодушных граждан, видевших непродуманность новаций. Вроде бы с Екатериной Филипповной понимание было найдено, но никаких действий не последовало…

Однако в последние годы осознание кризиса в отрасли, вызванного безоглядной перестройкой, стало приходить не только к низам, но и к верхам. Осенью 2019-го президент, выступая на расширенном заседании президиума Госсовета, прямо сказал: возникшие сложности связаны с вредительской оптимизацией и системными ошибками. Именно тогда по регионам прокатилась волна скандалов. Недовольные условиями работы врачи начали увольняться. Например, едва не остался без хирургов Нижний Тагил. Российский лидер отметил, что он выступает против попыток чиновников организовать "схематичную" оптимизацию медучреждений, которая экономит бюджетные средства, но лишает граждан доступа к медицинской помощи.

Казалось бы, куда яснее? Вот цифры, которые приводят различные источники: с 2013-го по 2019-й годы младших медработников стало меньше в два с половиной раза, врачей — на 23 тысячи человек. Причём инфекционистов сократили на 10 процентов. А тут и грянул covid! После вступления в действие упомянутого выше 388-го приказа водителям Скорой помощи, равно как и санитаркам, изменили статус. Отныне они не водители бригад Скорой помощи, а просто водители. Казалось бы, в чём разница? Однако некоторые помнят и времена, когда, скажем, за стаж при хороших показателях доплачивали до 80 процентов к окладу, когда полагались и так называемые "носилочные" — за помощь в транспортировке больных до машины. Кроме того, по старым тарифным сеткам при стаже более 5 лет можно было поднимать разряд, соответственно, и оплату труда. Текучесть водительского состава, по признанию заведующего Клинцовской станцией скорой помощи Алексея Морозова, была минимальной. Потом доплата за стаж ограничилась 20-ю процентами, "носилочные" ликвидировали — дескать, это входит в должностные обязанности, хотя шофёры с такой трактовкой не согласны. Да, в их функции входит транспортировка пациента, но, по их мнению, лишь за рулём. Позиция, конечно, спорная, но её порождает как раз туманность официальных формулировок.

Брожения утихли в период пандемии, когда зарплаты работников неотложки поначалу существенно выросли. За риск при контакте с заражёнными вирусом полагалась компенсация, при этом на руки водители получали до 25 тысяч рублей надбавки. Затем, правда, она перешла в разряд социальных выплат, снизилась, тем не менее тоже была весьма существенной. Но с июня прошлого года в связи с изменившейся эпидобстановкой доплаты отменили, и проблема снова заявила о себе. Чашу недовольства переполнила фиксированная федеральная премия, которую в конце года выдали медработникам. В сравнительно небольшом коллективе картина была всем видна: фельдшеры, диспетчеры получили невиданные дотоле суммы — в зависимости от трудового вклада, до 45 тысяч. Водителям же в их теперешнем статусе не полагалось ничего. Уже в декабре при поддержке профсоюза они начали выдвигать свои требования. Что могло в данном случае предпринять руководство станции и горбольницы? Алексей Степанович Морозов нынче на правах завотделением, все вопросы, касающиеся материального стимулирования, находятся в компетенции специальной комиссии при главвраче ГБУЗ Клинцовская центральная горбольница. А та, в свою очередь, не может выйти за рамки действующих нормативов и положений, определённых благословителем оптимизации — 388-м приказом. Тем не менее руководители с народом встречались, хотя претензии следовало предъявлять не только, а главное — не столько к ним. Поинтересовалась у Морозова, которого знаю много лет как весьма деликатного человека и уравновешенного управленца: неужели и верно указывал бунтарям на дверь, как это утверждается авторами видеоматериала?

— Представьте ситуацию, когда водители объявили о своём решении работать только на ставку — 136 часов в месяц. Ясно, зарплаты их упали ещё больше. Я просил не делать этого, вопросом улучшения их материального положения уже занялся департамент, нужно было подождать. Действительно, предлагал поискать пока подработку, ведь многие из водителей её имеют. Разумеется, никого не выгонял, ведь у нас и так 10 вакансий. Понятно, теперь на вызовы могут выезжать от трёх до пяти бригад вместо семи, об этом в ролике сказано правильно. Кто от этого страдает? Больные, которым в результате не оказывается своевременно экстренная помощь. Разве это гуманно?

С коллективом уже встречался директор областного департамента здравоохранения Сергей Галаганов. Он пообещал изыскать способы разрешить коллизию. Как сообщил мне Сергей Александрович, найдена возможность увеличить водителям зарплату в среднем на 5—6 тысяч рублей. Хочется надеяться на то, что локальный конфликт, в ходе которого главной пострадавшей стороной являются ни в чём не повинные пациенты, исчерпает себя. Однако до тех пор, пока на федеральном уровне не последуют указанию главы государства коренным образом изменить подходы к реформированию здравоохранения, а на региональном не начнут оперативно вникать в насущные нужды людей на местах, дабы из искры не разгорелось пламя, протестные настроения неизбежны. И как бы кто ни взывал к гражданской ответственности в условиях СВО, если образуется пропасть социального неравенства, сложно избежать таких настроений.

Любовь СУХАНОВА,

г. Клинцы

Необходимое послесловие

Любовь Владимировна затронула вопрос о том, какая система управления (она называется управленческой вертикалью) создана в нынешней России. Кому-то она представляется эффективной, на самом же деле часто оборачивается тупиками. Наверное, не всем ещё понятно, почему после того, как оптимизацию отечественного здравоохранения первое лицо государства подвергло в 2019 году серьёзной критике, всё по-прежнему катится, как и катилось. Но стало уже привычным, когда вслед за правильными оценками и декларациями не следует никаких изменений, а у людей растёт убеждённость, что сами эти оценки и декларации озвучиваются всего лишь для пиара, поддерживающего рейтинг власти.

Губернатору, видимо, кажется правильным в ответ на жалобы о нищенских зарплатах водителей-скоропомощников, и не только их, но и других бюджетников, кивать на тех, кто сегодня бедствует ещё сильнее. Возможно, какое-то время такая "анестезия" и будет действовать, но рано или поздно люди начнут задавать неудобные вопросы. Скажем, некоторое время назад губернатор, как и другие руководители приграничных территорий, отчитывался президенту о том, как нынче страдает брянское приграничье. Сообщил о гибели и ранениях людей, разрушениях, а также о том, что из бюджета выделено уже около 100 миллионов рублей на поддержку пострадавших. Вот здесь, наверно, и возникли у кого-то неудобные вопросы. Те самые 100 миллионов взяты из того самого бюджетного кошелька, из которого оплачивается и труд тех же скатывающихся в нищету водителей. Но вот насколько убедительно обоснование причин, в силу которых на нашей границе происходит то, что происходит? Тут на память приходят хорошо известные крылатые слова: «Можно всё время дурачить некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя всё время дурачить всех».

Читайте ещё