«Конфликт интересов» по-клинцовски
Генпрокуратура требует отстранить от должности главу администрации второго города области А. Белаша, но депутатское большинство, сформированное под эгидой "партии жуликов и воров", своих не сдаёт
Опубликовано: № 13 (500), 18 апреля 2014 г.
В среду, 16 апреля, в Клинцах состоялась очередная сессия городского Совета. Главная интрига таилась в том, что на этот раз будут делать народные избранники с ожидающими своего рассмотрения представлениями прокуратуры. Проигнорируют их, как сделали это в марте, или всё-таки рассмотрят? Мы уже рассказывали, что "государево око" потребовало от клинцовских депутатов отменить несколько утверждённых ими документов, которые не соответствуют федеральному законодательству, но главное требование прокуроров звучало так: отстранить Белаша А.В. от должности главы администрации города в связи с утратой доверия в соответствии с законодательством о муниципальной службе. Это требование, как сообщил депутату Государственной Думы А. Богомазу первый заместитель Генерального прокурора России А. Буксман, содержалось в представлении, внесённом в Клинцовский горсовет 5 марта текущего года прокуратурой Брянской области. Правда, заполучив текст прокурорского представления, мы обнаружили в нём несколько иную формулировку: подписавший этот документ первый заместитель облпрокурора А. Ступак требовал от клинцовских депутатов «рассмотреть вопрос о привлечении Белаша А.В. к дисциплинарной ответственности с учётом требований, определённых статьями 14.1, 27 и 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"». Формулировка более чем расплывчатая, дающая клинцовским депутатам немало возможностей для лавирования.
Примечательно, что поддерживать представление во второй город области приехал сотрудник областной прокуратуры. Что это, если не признание профессиональной беспомощности своего клинцовского подразделения? О беспомощности, кстати, говорилось и в ответе Буксмана Богомазу: «За ненадлежащие организацию и осуществление надзора за исполнением законодательства виновные работники органов прокуратуры области привлечены к дисциплинарной ответственности». Правда, к сожалению, не были названы фамилии и должности этих работников…
Так что же депутаты? Когда дело дошло до рассмотрения представления, председатель Клинцовского горсовета В. Беляй, он же кум мэра города Белаша, наиграно изобразил удивление и даже переспросил прокурора о том, какое наказание предлагают назначить "провинившемуся" чиновнику. В результате, дисциплинарное взыскание градоначальнику было объявлено. И какое наказание — за-ме-ча-ние!!! За этот вариант проголосовало 18 депутатов, воздержалось — 2, против — 4. Сразу после голосования Беляй обратился к представителю облпрокуратуры с вопросом, не настаивает ли прокуратура на отстранении Белаша? На что был получен ответ: не настаиваем…
Теперь право ответного хода на стороне Генеральной прокуратуры, для которой произошедшее на сессии Клинцовского горсовета — наглядный пример того, какие порядки установлены в городе, какие законы там действуют. Столь явное игнорирование позиции высшего надзирающего органа страны может привести к тому, что в один прекрасный день в Клинцы приедут "зелёные человечки" в чёрных масках и этапируют городских чиновников с пособниками-депутатами в столичный следственный изолятор. Может получиться так, как в Твери, когда за решёткой оказалась большая часть депутатов местного горсовета. Кстати, вопрос об уголовном преследовании самого Белаша уже поставлен — прокуратура области «направила в СУ СК России по области материалы проверки для решения вопроса об уголовном преследовании главы администрации г. Клинцы, который при наличии конфликта интересов принимал решения, касающиеся предпринимательской деятельности своей супруги, а также приватизации муниципального имущества».
Тут самое время обратиться к доводам, на которых основано прокурорское представление в Клинцовский горсовет. Итак, что же установили в ходе проверки, проведённой сотрудниками "государева ока"? Немало интересного. Например, были выявлены факты систематического неисполнения главой горадминистрации Белашом требований федеральных законов "О противодействии коррупции" и "О муниципальной службе", а также нарушения законодательства при распоряжении объектами недвижимости, находившимися в муниципальной собственности и при заключении и исполнении муниципальных контрактов.
Первые нарушения Белашом требований действующего законодательства были выявлены ещё полтора года назад. 20 января и 15 марта 2012 года Белаш подписал постановления Клинцовской горадминистрации, которыми предоставил некоему В. Ларченко в аренду сроком на 3 года два земельных участка общей площадью 332 кв.м. по улице Октябрьская, 22 для размещения объектов торговли. Впоследствии он же подписал постановления об утверждении градостроительных планов этих участков и о выдаче разрешения на строительство на них здания торгового комплекса. Всё бы ничего, но проверка показала, что Ларченко — отец супруги Белаша. В результате, у Белаша возник конфликт интересов на муниципальной службе. Однако мэр не уведомил об этом своих работодателей — депутатов, не устранился от исполнения должностных обязанностей, связанных с подписанием постановлений в интересах отца своей супруги. Более того — прокуроры установили, что этот факт был далеко не единичным.
Ещё 3 февраля 2011 года Белаш подписал постановление горадминистрации о предоставлении всё тому же Ларченко в аренду другого земельного участка — площадью 716 кв.м. — для реконструкции существующего магазина, расположенного на пересечении проспекта Ленина и улицы Дзержинского. А 26 октября 2011 г. он же подписал постановление о выдаче тестю разрешения на строительство в указанном месте торгово-офисного центра.
Установили прокуроры и случаи неисполнения Белашом требований законодательства о противодействии коррупции при заключении и исполнении муниципальных контрактов с небезызвестным ООО "Стройгарант". Ранее Белаш являлся единственным участником этого ООО, но перед назначением на должность главы администрации переоформил принадлежавшую ему долю в уставном капитале предприятия на Т. Ларченко — маму своей супруги.
В 2011—2012 годах между Клинцовской горадминистрацией и "Стройгарантом" был заключён ряд муниципальных контрактов на выполнение строительных и ремонтных работ. Так, 11 января 2011 г. Белаш поставил свою подпись на муниципальном контракте на выполнение работ по реконструкции памятника 706-му Продотряду, который был заключён между горадминистрацией (заказчик) и фирмой тёщи (подрядчик). Цена контракта — более 18 миллионов рублей. 7 июня 2011 года Белаш подписал контракт на выполнение работ по ремонту здания по улице Калинина, дом 157, заключённый между теми же лицами. Цена этого контракта — более полутора миллионов рублей. 16 мая 2012 года Белаш подписывает ещё один аналогичный муниципальный контракт — на этот раз "Стройгаранту" поручается выполнить работы по реконструкции "Сквера Афганцев" и благоустройству прилегающей территории по улице Мира. Цена контракта — более 10 миллионов рублей. 17 июля 2012 года глава Клинцовской горадминистрации подписывает контракт на выполнение работ по укладке тротуарной плитки по улице Мира ценой около двух миллионов рублей. И, наконец, 3 декабря 2012 года Белаш подписал заключённый между горадминистрацией и "Стройгарантом" муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта "Ледовый дворец на 300 мест". Ставки выросли: на кону — более 146 миллионов 500 тысяч рублей.
Прекрасно зная о том, что единственным участником "Стройгаранта" является его тёща, Белаш не только не устранился от подписания и контроля за исполнением перечисленных муниципальных контрактов, но и акты приёма выполненных работ подписывал лично!
Проводя проверку, прокуроры выявили факты просрочки исполнения "Стройгарантом" обязательств по заключённым муниципальным контрактам. Так, срок исполнения обязательств по укладке тротуарной плитки по улице Мира был определён до 15 августа 2012 г., а акт приёмки составлен только 29 августа. Срок исполнения обязательств по реконструкции памятника 706-му Продотряду определили до 20 декабря 2011 г., а акт составлен только 1 июня 2012 года. Но ни в одном из этих случаев Клинцовская горадминистрация не применяла предусмотренных контрактами штрафных санкций за просрочку исполнения подрядчиком принятых на себя обязательств. Более того, 14 мая 2012 г. клинцовская горпрокуратура внесла в адрес главы горадминистрации представление об устранении нарушений по факту просрочки исполнения "Стройгарантом" обязательств по реконструкции памятника. Рассмотрев это представление, Белаш не только не принял никаких мер, но и направил прокурору города собственноручно подписанный ответ, в котором отказал в исполнении его требований. Сославшись на то, что городская администрация считает нецелесообразным применение в отношении фирмы-подрядчика штрафных санкций…
29 ноября всё того же 2012 года на основании представления прокуратуры г. Клинцы Белаш был привлечён к дисциплинарной ответственности, но и после наказания продолжал игнорировать требования законодательства.
Так, 31 декабря 2012 г. он подписал муниципальный контракт на выполнение работ по устройству новых линий уличного освещения по улице Ногина, заключённый между горадминистрацией и всё тем же "Стройгарантом". Цена контракта — более 347 тысяч рублей, но самое интересное в этом контракте — вовсе не цена, а срок выполнения работ. Так вот, если верить прокурорам, то они должны быть выполнены до… декабря 2012 года.
Через месяц, 30 января 2013 г., Белаш подписывает контракт на выполнение работ по ремонту теплотрассы к жилому дому № 125 по улице Мира. И снова в подрядчиках "Стройгарант"! Цена контракта — около 3 миллионов рублей, срок выполнения работ — первое полугодие 2013 года. Этот срок подрядчиком был снова нарушен: акт приёмки выполненных работ составлен только 31 июля.
3 февраля уже 2014 года Белаш подписал с фирмой своей тёщи ещё один муниципальный контракт — на выполнение строительных работ по объекту "Физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном". Цена этого контракта — почти 86 миллионов рублей.
Кроме того, в 2013—2014 годах Белаш продолжал подписывать акты выполненных работ по ранее заключённым со "Стройгарантом" муниципальным контрактам.
Всё изложенное, констатировал прокурор Ступак, указывает на грубое и умышленное неисполнение Белашом требований закона "О противодействии коррупции". Пока дальше констатации не пошло…
Установила проверка и то, что по причине ненадлежащего осуществления Белашом контроля за деятельностью структурных подразделений Клинцовской городской администрации в 2011—2013 гг. был допущен ряд нарушений при приватизации объектов муниципальной собственности, а также при передаче их в аренду. Называются такие адреса: улица Ворошилова, дом 7 и улица Октябрьская, дом 20. Имелись нарушения и при исполнении договора аренды городского парка культуры и отдыха имени Воровского, заключённого между комитетом по управлению имуществом г. Клинцы и небезызвестным О. Шкуратовым.
Арендатор не исполнял часть предусмотренных договором обязательств, связанных с благоустройством парка и проведением ремонта расположенных в нём объектов (в том числе по капитальному ремонту аттракционов и сооружений). Контроль не осуществлялся, меры ответственности к арендатору в связи с ненадлежащим исполнением договорных обязательств не применялись (Более того — его физиономия появилась на городской "Аллее славы"!). Хотя в соответствии с действующим законодательством, невыполнение капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки является основанием для досрочного расторжения договора.
Итак, что мы видим в итоге? Видим то, что много шума, и… ничего. Белаша опять погладили "против шёрстки", прокуратура снова "умылась", законы во втором городе области как нарушали, так и будут нарушать… Такой вот получается "конфликт интересов" по-клинцовски.
В одной из публикаций мы писали о том, что в Клинцах бизнес и власть слились в экономическом экстазе в единый коррупционный клубок. Долгое время его никто не брался разрубить. С конца прошлого года за это взялись Общероссийский народный фронт и депутат Госдумы Богомаз. Но хватит ли у них сил, если клинцовское депутатское большинство так уверенно отмахивается от требований самой Генпрокуратуры? Думается, ответа на этот вопрос осталось ждать совсем недолго. Что-то подсказывает: этот ответ будет дан до того, как на Брянщине стартует очередная избирательная кампания.
Сергей БЕЛИКОВ