Метастазы

коррупции, разбазаривания казны всё глубже проникают в общественный организм по причине законодательного брака и попустительства властей

Опубликовано: № 45 (532), 19 декабря 2014 г.

Н. Зародыш, А. Белаш и В. Беляй
Н. Зародыш, А. Белаш и В. Беляй

В Клинцах кроме учреждённых нынешним главой города О. Шкуратовым и родственниками А. Белаша гигантов — "Жилкомсервис" и "Гарант", есть и другие управляющие компании, с иными учредителями. К примеру, "Управдом". Сегодня он имеет долг по коммунальным платежам с квартир, сданных "по Чернобылю", свыше двух миллионов рублей! Тех самых, которые можно было бы использовать на ремонт и улучшение содержания многострадальных домов советской постройки, обустройство придомовых территорий — да мало ли на что? С кого эти миллионы стребовать? Как стало ясно в ходе судебных разбирательств, в вопросе распоряжения "чернобыльскими" квартирами в муниципальной администрации полнейшая неразбериха. Та самая благодатная мутная водица.

Вот одно из дел. Семья, выехавшая в Брянск, в 2010 году обратилась за компенсацией за сданную трёхкомнатную квартиру. Получив деньги, и думать забыла об оставленном жилище — неплохом подарке муниципалитету. Клинцовская администрация в соответствии с действовавшим тогда порядком обязана была перевести его в так называемый бесхозяйный фонд, а после соответствующего судебного решения принять на баланс и распределить по очереди. Очередь эта в городе ничуть не убывает, в списке сегодня без малого 1400 человек, с 1988 года дожидаются счастья. И это только в общем списке, не считая льготных! А ведь домов и квартир сдано несметное количество.

Но лишь спустя три с половиной года чиновники удосужились поставить сданное жилое помещение на бесхозяйный учёт! Причём в суд представили заявление бывшей владелицы об отказе от права собственности, датированное 2012 годом, именно датой постановки на учёт. Судя по всему — фальсификация чистой воды. Но она осталась без всяких последствий для фальсификаторов. Почему всплыла столь давняя история? С августа 2010 года по сей день никто не платит за содержание и отопление этого жилья. Вот ООО "Управдом", подсчитав свои потери, и учинило иск на сумму более 50 тысяч рублей. Как думаете, к кому? К администрации и к бывшей владелице. Ведь вплоть до того момента, пока чиновники не удосужатся внести изменения в кадастровый учёт, собственником продолжает считаться прежний хозяин со всеми вытекающими отсюда последствиями. В данном случае муниципальные чиновники обратились с соответствующим заявлением в Федеральное управление госрегистрации, кадастра и картографии лишь в конце сентября 2013 года. Не нужна была квартира? Да нет, видимо, нужна. Ведь ещё не являясь юридическим её собственником, администрация уже в 2012 году фактически стала распоряжаться этой жилплощадью, передав на ответственное хранение некой гражданке. А эта гражданка ни за что не платит. Мало того: она успела сдать квартиру семье с тремя детьми и получить с неё деньги за два месяца. Естественно, такая история не понравилась другим собственникам жилья в этом доме. При существующей нынче системе платы за общедомовое пользование коммунальными благами соседям небезразлично, сколько человек сидит у них на шее.

О том, кто вступает в это самое ответственное хранение по мановению городского начальства, — разговор отдельный. В числе судебных исков, предъявленных "Управдомом" к администрации Клинцов, фигурирует и ещё более крупная сумма долга — она приблизилась к 64 тысячам рублей. Ответственное хранение доверили человеку, в данный момент отбывающему наказание за преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков. В квартире он не зарегистрирован, вполне резонно предположить, что использовал её в качестве наркопритона либо пункта сбыта. И с кого требовать теперь плату? Ведь администрация не имела юридического права заключать договор хранения собственности, во владение которой не вступила. Трудно найти объяснение и тому обстоятельству, что все самые ценные объекты недвижимости, сданные "по Чернобылю", администрация доверяет "ответственно хранить" либо своим представителям типа председателя комитета по управлению имуществом С. Смородиной, либо уголовным элементам. А вот матери семерых детей А. Шахбазовой никак не могли подобрать ничего подходящего. Между тем, как правило, на хранение чернобыльскую жилплощадь передают с перспективой последующего социального найма. Так должно быть, и очередь за счёт этого могла бы активно двигаться. Но, как видим, ключи от квартир и домов получают совсем не законные претенденты. Выводы о коррупциогенности такого положения может сделать каждый.

Аналогичная ситуация — с почти сорокатысячной задолженностью ещё за одну квартиру. Тоже подан и уже рассмотрен иск. Только в одной, не самой крупной компании, подобных дыр, в которые утекают деньги исправных плательщиков, десятки.

Как же реагируют суды на подобные обращения? Вы не поверите, но в каждом из трёх описанных случаев вердикты разные. Один судья обязал администрацию погасить задолженность полностью, второй постановил взыскать с неё лишь часть долга, третий вообще в иске "Управдому" отказал. Разумеется, все три решения были обжалованы той или другой стороной. Какова же позиция апелляционной инстанции? Также совершенно неоднозначна. И это ещё более поражает, ведь во всех случаях жалобы рассматривал один и тот же состав судей! Где-то администрация несёт ответственность лишь за период до сдачи квартиры на хранение, где-то коллегия считает правильным взыскать задолженность и с хранителей, проводя аналогию с нанимателями. Но ведь ответственность тех и других несопоставима.

Однако здесь мы не будем вдаваться в юридические тонкости. Совершенно ясно одно: закон настолько рыхл и бестолков, что позволяет трактовать его букву и вкось, и вкривь.

На этот предмет ещё в 2010 году совершенно чётко высказалась Счётная палата РФ в итоговом документе о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ эффективности использования средств федерального бюджета на выплату гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС за 2009—2010 годы". Весь этот документ пестрит указаниями на пробелы в федеральном и областном законодательствах, позволяющие в ужасающих масштабах транжирить государственные средства.

Что-нибудь изменилось в законодательной базе через 4 года после столь основательной проверки? Да. Но эти изменения не только не внесли ясности в вопрос, но ещё больше его запутали. Так, до октября 2010 г. существовало положение, согласно которому права на имущество, утраченное вследствие катастрофы на ЧАЭС, за которое его собственники получили компенсацию, оформлялись в порядке, установленном статьей 225 ГК РФ, путём постановки на учёт в качестве бесхозяйного. Спустя год с момента постановки на учёт муниципальное образование должно было в судебном порядке приобрести права собственности на такое недвижимое имущество. То есть худо-бедно регламентировалась схема действий муниципальных администраций. А теперь и это положение отменено. Хочет чиновник принять дом или квартиру на баланс — примет. А может и затянуть процедуру на неопределённый срок. И никто с него за это не спросит по закону. Никто не поинтересуется, почему гниёт и разворовывается недвижимость, оплаченная государством по рыночной, а порой и неоправданно завышенной стоимости. Никто не возьмёт за шиворот за потери управляющих компаний, а по существу — всех собственников квартир. В условиях нынешнего экономического кризиса это вызывает как минимум недоумение. Такая вольница на руку местным правителям. Ходят разговоры, что один из них образовал уже целый личный резерв из энного количества таких объектов. Где же наши депутаты, которые обязаны сохранять и преумножать государственное достояние, заботиться о людях, до сих пор не имеющих нормальной крыши над головой? Где их законодательные инициативы, направленные на устранение коррупционных лазеек? Понятно, что клинцовские полпреды в областной Думе В. Беляй и А. Белаш, и уж тем более — новоявленный член областной комиссии по назначению компенсаций за чернобыльское жильё Н. Зародыш, благополучно сдавший свой особняк за кругленькую сумму, хлопотать не станут.

Но есть ведь и другие. Хочется думать, что есть. Наконец-то появилась надежда, хоть и слабая, что государство начнёт считать деньги не только в карманах добросовестных налогоплательщиков, но и в своей казне. Врио губернатора, как явствует из материалов брянских интернет-газет, нашёл способ повлиять на ситуацию, вокруг которой десятилетиями разводили руками правоохранители и законодатели. Не обошёл стороной Александр Васильевич Богомаз и проблему распоряжения чернобыльским жилым фондом: «…лишь треть сданного жилья оформлена в муниципальную собственность. Более 100 домов за два года не переданы местным властям... Между тем в жилье нуждаются около 10 тысяч человек. По бумагам дома сданы, но предложить людям власти ничего не могут или не хотят». И резюме: «Деньги должны пойти не аферистам, а тем, кто переезжает. Меняем подход! Отвечать за то, что происходит, теперь будут главы городов и районов. Тогда граждане не смогут сдавать один дом несколько раз и не выселяться долгое время. Хитрить не надо!».

Звучит красиво. Одно смущает: как говорил классик, "и щуку бросили в реку". Контроль отдают в руки главам муниципалитетов, лицам, которые как раз и ловили самую крупную рыбу в мутной воде чернобыльской вольницы. И до тех пор, пока политическая воля врио губернатора не соединится с правовой корректировкой, суды так и будут являть диковинный разброд решений по одному и тому же вопросу, а мы будем платить за мёртвые души в наших многоквартирных домах.

Любовь СУХАНОВА,

член Союза журналистов РФ

От редакции

Уважаемая Любовь Владимировна Суханова в своей публикации исследует ещё один аспект, связанный со сдачей так называемого "чернобыльского" жилья — что происходит с ним, покинутым хозяевами, получившими от государства компенсации. Об этом пишут не так много и охотно, как о том, что предшествует сдаче и как она осуществляется. Наша газета к этой теме обращалась, например, в публикации «Клинцовский клубок» (2012 год), главной героиней которой была помянутая автором "Метастаз" председатель комитета по управлению имуществом Клинцовской горадминистрации С. Смородина (с тех пор карьера этой госпожи пошла в рост, она стала заместителем главы городской администрации и уже дважды исполняла обязанности клинцовского мэра — правда, совсем недолго).

Что же противопоставить созданному на процедуре сдачи "чернобыльского" жилья, на последующих махинациях с ним преступному бизнесу, приводящему к умопомрачительной растащиловке бюджетных средств? Автор публикации высказывает совершенно оправданную уверенность в том, что ждать каких-то действенных контрмер от бывших клинцовских градоначальников Беляя и Белаша (в народе — "Беляши") — дело абсолютно пустое. Надежду вперемешку со скепсисом она высказывает относительно недавних с виду решительных деклараций врио губернатора Богомаза. Однако, если повнимательнее вчитаться в предлагаемые им меры, то останется только скепсис. В них лишь вскользь упоминается корень зла проблемы — несовершенство законодательства. Оно и образует ту самую мутную водицу, в которой свои рыбины вылавливают представители целых сообществ — оценщики, юристы, чиновники, ну и, разумеется, сами сдающие или якобы сдающие жильё. Упор делается на механизмы контроля. Но ведь известно, что до тех пор, пока не устранён источник коррупции, тот самый законодательный брак, бесполезно уповать на контроль и репрессии. Этот брак с неиссякаемым упорством Змея-Горыныча будет продуцировать коррупцию.

Любовь Владимировна могла бы расширить перечень лиц, которые способны и даже должны повлиять на ситуацию, тем более нетерпимую, чем тяжелее становится в стране, регионе финансово-экономическая ситуация. Точка в решении проблемы должна ставиться в российском парламенте, а ключ к ней находится на Брянщине. Вспомним ещё раз о ситуации, когда в лихие 1990-е годы имели место массовые злоупотребления при льготной растаможке иномарок на подставных лиц. Но ведь нашёлся же тогда человек, который подорвал эту не менее изощрённую систему — тогдашний депутат Госдумы Олег Александрович Шенкарёв. А что делают сегодня наши парламентарии — члены Совета Федерации Е. Лахова и М. Марченко, заседающий в Госдуме вместо Богомаза В. Малашенко и депутат от КПРФ П. Романов? Почему все вместе они неспособны донести до руководства парламента, страны кошмар ситуации? Не слышно и не видно, чтобы кто-то из них даже пытался сделать это. Есть ещё один субъект права, обладающий законодательной инициативой — прокуратура. Но и она бездействует, мирясь с крепчающей "чернобыльской" мафией.

Читайте ещё