Почём «румяна» для власти?
Опубликовано: № 12 (544), 3 апреля 2015 г.
Тема: Богомаз А.В.
В "Известиях" появился материал о всероссийском явлении, которое можно назвать "пиаром для власти". Речь об огромных бюджетных расходах «на формирование у общественности положительного образа представителей власти». Это уже не первая попытка побороть порочную практику "промывания мозгов" населения за его же счёт, но все они заканчивались ничем. На этот раз "из болота тащить бегемота" взялись депутаты Госдумы от КПРФ — зампредседателя ЦК КПРФ В. Рашкин и секретарь ЦК КПРФ С. Обухов. Они предлагают не декларативно, а законодательно запретить мэрам, губернаторам и госслужащим тратить бюджетные средства на улучшение собственного имиджа в СМИ. Представители КПРФ подготовили соответствующий законопроект и предложили поддержать его парламентским коллегам из фракций ЛДПР и "Справедливой России", а также "Общероссийскому народному фронту" (ОНФ). Авторы этой законодательной инициативы считают, что обострение кризисных тенденций в экономике поможет, наконец, всем объединиться в противодействии плохо завуалированному подкупу властью прессы.
На словах все согласны, что с этим надо покончить. Приводят дополнительные примеры того, как любят властные персоны пиариться за государственный счёт. Либерал-демократы напоминают о пропагандистском "ходе конём" партии власти "Единая Россия", когда публично она приписывает себе инициативные мероприятия, которые осуществляются в рамках различных программ, финансируемых из федерального или регионального бюджетов. Помните, как ещё недавно "кукарекала" "Единая Россия", присваивая проплаченные госказной инициативы в сфере дорожного строительства? В "Справедливой России" также подтвердили готовность сотрудничать с представителями КПРФ по предложенному ими законопроекту. А вот реакция ОНФ. Там не против конструктивного общения с «любыми адекватными движениями, партиями, сообществами». "Фронтовики", по словам председателя центрального штаба ОНФ А. Бречалова, «готовы помочь коммунистам информацией и обсуждать данный вопрос». Г-н Бречалов напомнил, что его коллеги уже обличали непомерные траты на пиар для чиновников, проводили даже на эту тему круглый стол. Но результатом этих потуг становится увеличение имиджевых расходов: в 2014 году они по сравнению с предыдущим годом увеличились на 3,2 млрд. рублей (с 33 до 36,2 миллиардов).
Так что одно дело — помочь инициаторам законопроекта информацией, другое — помочь пробить путёвку в жизнь этому полезнейшему для всего российского общества документу. Чтобы он не разделил судьбу 20-й статьи антикоррупционной конвенции ООН о незаконном обогащении чиновников. Сколько уже лет одновременно с разговорами про борьбу с коррупцией заматывается её ратификация…
Из хулителей — в хвалители
А теперь перенесёмся на брянскую землю. То, на что покусились депутаты Рашкин и Обухов, имеет место и у нас. Наши правители тоже любят себя сверх всякой меры и тоже тратят средства налогоплательщиков на прославление себя любимых, называя это более благозвучно "освещением деятельности органов власти". Конечно, аппетиты брянских чиновников несопоставимы с их коллегами из более крупных российских регионов. Тем не менее они тоже растут. Есть один достаточно точный критерий этого роста. Сравните региональное информационное поле при губернаторе Н. Денине и при врио губернатора А. Богомазе. В первом случае оно тоже было перегружено Дениным. Но есть и два существенных отличия. При Денине перегруз не так ощущался из-за того, что его куда более профессиональная информационная обслуга действовала намного тоньше, находя для вывода своего патрона на "авансцену" более весомые и оправданные информповоды. На этот вывод меня натолкнул недавний разговор с одним из газетных киоскёров, который поделился таким наблюдением. В день появления в продаже "Брянского рабочего" с огромным слащавым очерком о Богомазе и его семействе несколько покупателей, посмотрев у прилавка свежий номер газеты и даже заплатив за него, тут же возвращали товар и просили вернуть деньги. Все они брезгливо морщились, а один недовольно воскликнул: "Опять?!". К слову, на минувшей неделе это "эпическое полотно" по приказу из возглавляемого Богомазом правительства перепечатали подконтрольные ему районки. Откроем следующий номер резко поменявшего ориентацию "Рабочего". Опять и снова — знакомый портрет и петушиный заголовок: «Александр Богомаз: "Цены на лекарства — под жёсткий контроль"». Неужто, подумалось, решился заглянуть в "империю" "фармкороля" Мих. Миха Иванова или хотя бы поинтересоваться, в каких взаимоотношениях находится возглавляемая им "Бряскфармация" и его частная фирма "Брянскфарм"? Увы. Только трескуче приглаженный текст, от которого сводит скулы. От рвотного рефлекса не спасает и нарочито укрупнённый шрифт, которым набран этот информационный "шедевр". Второе очевидное отличие: градус оппозиционности средств массовой информации, блогосферы при Денине был несопоставимо выше, чем при Богомазе. Если Денину не давали спуску: из печатных изданий — "Брянский рабочий", "Брянская правда", "Брянские будни" (в отдельные годы — "Брянское обозрение"); из электронных СМИ — "Рен-ТВ-Брянск", из заметных местных интернет-ресурсов — сайты "Брянские новости", "Брянск тудей", то при Богомазе практически все они развернулись на 180 градусов и наперебой восхваляют нынешнего главу региона или, в крайнем случае, сочувствуют ему.
Ноу-хау «стародубского конвоя»
Вывожу за скобки наше издание, так как мы стараемся не изменять принципам независимой журналистики и считаем самым нежелательным вариантом попадать в зависимость как раз от власти. Здесь считаю уместным сказать вот о чём. При губернаторах Лодкине и Денине СМИ, избиравшие независимый, оппозиционный курс, подвергались всевозможным репрессиям. Особенно изобретательным был по этой части Лодкин, который в общении с неугодными субъектами журналистики наряду с судебными тяжбами (это было любимым оружием и у Денина) практиковал давление на рекламодателей, реорганизацию целых изданий (вспомним "эпопеи" с почепской газетой "Сельская новь", "БК-Фактом"). Однако правление Богомаза привнесло в этот постыдный репрессивный арсенал кое-что ранее не применявшееся. Об этом узнал случайно. В день выпуска одного из недавних номеров мне, когда он был только-только отпечатан, позвонил замгубернатора А. Коробко, курирующий информационную сферу. Он заметил ошибку в электронной версии номера и сообщил о ней. За сообщение я, конечно, был ему благодарен. Но одновременно не мог не задаться вопросом, а каким образом к нему попадает электронная версия, которая кроме нашей редакции имеется только в областной типографии. Руководство предприятия, выходит, любезно "делится" ею с замгубернатора — корректором на общественных началах. Вскоре в том, что накануне выхода в свет "Комсомольца Брянска" его материалы читаются в областном правительстве, сознался ещё один чиновник — начальник управления делами губернатора С. Шило. Об этом он рассказал в беседе с брянским предпринимателем А. Коломейцевым. Всё это сродни перлюстрации (по словарю иностранных слов — просмотр государственными органами почтовой корреспонденции с целью цензуры или надзора). За такие дела в демократических странах чиновников уволили бы без разговоров — чтобы хоть как-то спасти репутацию власти. Но у брянского врио губернатора явно свои представления о репутации. Подозреваем, что его "стародубский конвой" — Коробко, Шило — ему первому и докладывает, что и о чём написала наша газета. Тут мы уже стали подумывать о том, чтобы печатать газету в другом регионе. Подобный опыт у нас уже есть: в 2002—2005 годах мы уже были вынуждены работать по этой "схеме". И вот теперь снова может открыться такая несветлая перспектива…
А неделю назад в редакцию позвонило несколько наших читателей. Сообщили, что в киосках, расположенных в административном центре Брянска, рано утром скуплены все номера "Комсомольца". Как, в свою очередь, рассказали им киоскёры, скупкой занималась "какая-то женщина". Кто и почему проявил такой жгучий интерес к газете? Пока эти вопросы остаются без ответа. Высказывалось предположение, что неспроста скупка производилась в чиновничьей зоне, возможно-де, таким образом кто-то решил преградить путь к читателю основного материала номера — «Второй стародубский "фронт"», в котором рассказывалось о давлении на стародубское хозяйство "Авангард", возглавляемое одним из самых принципиальных оппонентов Богомаза А. Старостенко. Не исключаем, однако, что у кого-то повышенную изжогу вызвали и другие материалы.
Как «подавать» врио? Платите — подскажем…
Однако вернёмся к взаимоотношениям наших коллег-журналистов с брянской властью. Насколько нам известно, радикальный поворот их настроений в отношении Богомаза объясняется просто — резко увеличившимися бюджетными расходами на подкуп прессы. Понятно, что у команды врио губернатора впереди выборы, и надо успеть чем-то расположить к временному президентскому назначенцу завтрашних избирателей. За эту выборную черту сейчас не заглядывают, а ведь удержание власти требует не меньших, если даже не больших усилий, чем её завоевание. Особенно притом, что как раз после выборов власть и расслабляется, а то и, как правило, начинает зарываться. Тогда-то и требуется всё больше средств на информационные "румяна" для неё.
Однако экономическая ситуация нынче такова, что и впрямь может настойчиво потребовать реакции на инициативу "коммунистических" депутатов поставить заслон практике одурачивания властями подданных. И тут любопытно, как её встретят в брянском отделении ОНФ, сопредседателем которого по-прежнему является Богомаз? Если всё же дойдёт там до обсуждения этой темы, то уместным будет вопрос сопредседателю и о том, из каких источников оплачивается кипучая деятельность целой бригады украинских пиарщиков, которые вот уже сколько месяцев обретаются в Брянске, научая региональное медийное сообщество, как ему "подавать" заказчика этих работ?
Владимир ПАНИХИН