Михаил Марченко о выборах, обновлённом областном правительстве и своих ближайших планах

Опубликовано: № 37 (524), 17 октября 2014 г.
Темы: Богомаз А.В., Выборы-2014, Марченко М.

Михаил Марченко
Михаил Марченко

Две недели назад на страницах нашей газеты был опубликован комментарий лидера Брянского отделения партии "Родина" Л. Филина, высказавшего свою позицию по итогам выборов 14 сентября и назначению А. Богомаза временно исполняющим обязанности губернатора области. Своими соображениями на этот счёт поделился и координатор регионального отделения ЛДПР, член Совета Федерации Михаил Марченко. Наша беседа началась с вопроса о том, насколько закономерным и ожидаемым стало для него отстранение Н. Денина от должности губернатора за несколько дней до выборов и повлияло ли это событие на их итоги.

— Все знали, что отставка губернатора назрела, все её ждали, но мало кто предполагал, что она произойдёт именно тогда, когда произошла. Многие ждали этой отставки после выборов, а она, как снег на голову, "свалилась" до. И только потом пришло понимание, для чего это было сделано. В первую очередь, для того, чтобы легитимизировать тот результат, который был "сделан" 14 сентября — по-другому это назвать сложно. Во вторую — для того, чтобы показать другим главам субъектов, что неприкасаемых нет, даже в случае прохождения "всенародного фильтра", как иногда называют губернаторские выборы.

Депутатские выборы проходили на Брянщине грязно и нечестно — это если мягко выражаться. ЛДПР результаты таких выборов не признаёт, поскольку по самым пессимистическим прогнозам и по самым пессимистическим социологическим данным (которые были получены по результатам исследований, проводившихся в том числе и по заказу администрации области), наша партия должна была получить в областную Думу порядка 9% голосов избирателей, а в Брянский городской Совет — от 11 до 12%. Понятно, что те, кто проводил эти исследования, не питают особой любви к оппозиционным партиям и дорисовывать им какие-то цифры не стал бы. Проводились и другие соцопросы, и там процент поддержки ЛДПР был гораздо выше (в некоторых округах до 20%). Но результат действительно поверг в шок. В первую очередь вызывает возмущение возвращённая в избирательный процесс процедура досрочного голосования, которое, как и в былые годы, проходило у нас с нарушением всех норм и правил. Особенно на территории Брянска и в некоторых районных центрах, где досрочно проголосовали свыше 25% избирателей, включённых в списки. Ряд нарушений зафиксировали наблюдатели от нашей партии. Например, при досрочном голосовании в помещении территориальной комиссии Бежицкого района только на одном из округов якобы проголосовало 1900 избирателей. Но ведь при полной загруженности комиссии максимум 200 человек в день может проголосовать! А голосование в ТИКах проходило шесть дней. Выполним несложное арифметическое действие и получим, что за всё время досрочного голосования в ТИКе могло проголосовать максимум 1200 избирателей. И это с учётом того, что в Бежице находится четыре областных округа, а не один. В одиннадцати участковых избирательных комиссиях в Володарском районе (9-й избирательный округ) голосование в среду, 10 сентября, началось в 10 часов утра и продолжалось до 20 часов. В то же время, в законе прописано, что досрочное голосование проводится в вечернее время в будние дни с 16.00 и не менее четырёх часов. Наши наблюдатели, прибывшие в УИКи в 16 часов дня, обнаружили, что в каждой из комиссий к этому времени уже проголосовало примерно по 300 человек. Самое интересное — что жители близлежащих домов столпотворения у помещений участковых избирательных комиссий не наблюдали, более того — с 16 до 20 часов в этих УИКах проголосовало по несколько человек. Так что, вероятнее всего, была фальсификация. Её размеры нетрудно установить: не менее 3000 голосов! Ещё один пример. 7-й Фокинский избирательный округ. В день выборов оказалось, что на некоторых УИКах досрочно проголосовало по 450—500 и более человек, а наблюдатели, которые в течение четырёх дней находились в этих же комиссиях на "досрочке", говорят, что по их подсчётам там проголосовало от 200 до 250 человек.

Сам день голосования проходил, можно сказать, в боевых условиях. Наблюдатели, которые предъявляли законные требования ознакомить их с документами по досрочному голосованию, со списками избирателей, показать заявления на досрочное голосование, в первые три-четыре часа работы УИКов были просто удалены с участков. И не только наблюдатели, но и члены участковых комиссий с правом совещательного голоса. Это было практически повсеместно. Занимаюсь выборами примерно с 2000 года, за это время был и кандидатом, и членом избирательных комиссий, но таких грязных выборов, с таким количеством фальсификаций на территории Брянской области припомнить не могу.

— Но с чем связывать эти фальсификации? Вы говорите, что это стало следствием отставки Денина и назначения исполняющего обязанности губернатора. А есть другое мнение, которое озвучил со страниц нашей газеты руководитель брянской "Родины". Он говорил о том, что ответственность за нарушения и фальсификации несут денинская команда, которая настраивала на них избирательные комиссии, и руководители комиссий, в первую очередь областной и городской. Так кто, на ваш взгляд, больше всего виноват в том, что выборы были такими грязными?

— Говорить о том, что виноват напрямую исполняющий обязанности губернатора было бы неправильно. Виноваты, безусловно, те, кто участвовал в этих выборах, члены той команды, которая была у власти. Понимая, что в сложившейся ситуации показать высокий результат за "Единую Россию" и её кандидатов — это один из последних шансов остаться у власти, они стали делать этот результат, не гнушаясь никакими методами и способами его достижения. Необходимо также учитывать и открытый подкуп избирателей, и удаление членов комиссий и наблюдателей, и даже избиение попытавшихся воспрепятствовать фальсификациям членов одной из территориальных комиссий, о чём писали средства массовой информации. И всё это — при полном, на мой взгляд, бездействии правоохранительных органов! Поэтому говорить о том, что во всём этом беспределе виновен исполняющий обязанности губернатора, считаю, не стоит. Он просто не владел ещё ситуацией. Взять в руки и организовать выборный процесс за четыре дня, которые у него были, даже при всех возможностях, которые у него имелись, крайне сложно, а может быть и нереально. А члены денинской команды, понимая, что другого шанса сохраниться во власти им может не представиться, пошли, можно сказать, ва-банк…

— Кстати, в конце сентября Брянский областной суд отменил итоги выборов по Володарскому избирательному округу № 9, который Вы упоминали. На том основании, что победитель избирательной гонки, кандидат от "Единой России" Яков Такваров не приобретал российское гражданство в соответствии с установленной законом процедурой. Такая же ситуация была в августе с Хвичей Сахелашвили. Как вы оцениваете всё это? Говорят, подобные ситуации были и в других регионах, но так, чтобы два таких случая за два месяца…

— На следующих выборах у кандидатов будут, наверно, в первую очередь спрашивать: «А вы точно гражданин России? В законном ли порядке приобретали гражданство?». Ситуация эта действительно из ряда вон выходящая, таких прецедентов, по крайней мере, в Брянской области я не припомню, но в ней необходимо разобраться не только избирательным комиссиям, но и следственным органам. Кто-то должен понести ответственность и за оформление гражданства в неустановленном порядке, и за то, что такие лица были допущены к участию в избирательной кампании. Если в ближайшее время не будет соответствующей реакции наших правоохранителей, то я лично обращусь в следственные органы, чтобы они возбудили дело, нашли и наказали виновных. Что касается гражданства, то, как я понимаю, была произведена выборочная проверка, в ходе которой сотрудники УФМС установили, что два кандидата в депутаты не являются гражданами России. Теперь же необходим более глубокий анализ деятельности и паспортно-визовой службы областного УВД, и УФМС. Но то, что произошло, наводит на мысль, что нарушения при оформлении российского гражданства имели массовый характер.

— Теперь — об отношении ЛДПР к назначенному исполняющим обязанности губернатором Александру Богомазу. Как ваша партия смотрит на это назначение, как оценивает саму ситуацию, первые шаги Богомаза и какую позицию будет занимать по отношению к новому руководителю региона и его команде?

— Пока команды как таковой у Богомаза ещё нет. Сменены руководители ряда ключевых направлений, но о полной смене команды, полной смене курса пока говорить нельзя. Я думаю, что это вопрос ближайших как минимум месяца-двух. За это время можно будет понять, кто будет работать, управлять нашей областью, и самое главное — как.

Что касается отношения к происходящему ЛДПР, то наша партия, конечно, готова поддерживать все конструктивные, позитивные, созидательные движения в сторону улучшения жизни населения, в сторону поднятия имиджа региона на федеральном уровне, мы готовы к созидательной работе на благо нашей области. Этим мы и занимаемся. Какие будут подвижки со стороны временно исполняющего обязанности губернатора, сказать сложно. Пока конструктивного диалога у нас с ним не получилось. Мы встретились, я высказал свою позицию по поводу прошедших выборов, на этом пока и остановились. Но мы готовы сотрудничать. Надеемся, что действительно позитивные изменения в нашей области будут, поскольку она находится в непростом положении, уже есть ощущение дна. Хотя с какой-то стороны это и хорошо, ведь ото дна можно и оттолкнуться…

— Вы являетесь не только лидером Брянского регионального отделения ЛДПР, но и членом Совета Федерации от правительства Брянской области. В этой связи, что в ваших ближайших планах?

— В ближайшее время в соответствии с законом я буду продолжать представлять исполнительный орган власти региона в верхней палате парламента. До выборов нового губернатора Брянской области. Какие решения будут приняты, какие будут поставлены задачи? Я готов, повторю, сотрудничать с исполняющим обязанности губернатора, тем более что мы с ним знакомы ещё по работе в парламенте, когда он был депутатом Государственной Думы. Основная работа сенатора — это одобрение и доработка тех законов, которые рассматривает и принимает Государственная Дума, с учётом специфики их применения в том регионе, который представляет сенатор. И вторая немаловажная задача — лоббирование интересов региона на федеральном уровне: в министерствах, ведомствах и прочих властных структурах. Так что всё зависит от того, какие задачи будет ставить исполняющий обязанности губернатора и на что будет нацелена его команда.

Николай БАБУШКИН

Читайте ещё