Михаил Марченко о выборах, обновлённом областном правительстве и своих ближайших планах
Опубликовано: № 37 (524), 17 октября 2014 г.
Темы: Богомаз А.В., Выборы-2014, Марченко М.
Две недели назад на страницах нашей газеты был опубликован комментарий лидера Брянского отделения партии "Родина" Л. Филина, высказавшего свою позицию по итогам выборов 14 сентября и назначению А. Богомаза временно исполняющим обязанности губернатора области. Своими соображениями на этот счёт поделился и координатор регионального отделения ЛДПР, член Совета Федерации Михаил Марченко. Наша беседа началась с вопроса о том, насколько закономерным и ожидаемым стало для него отстранение Н. Денина от должности губернатора за несколько дней до выборов и повлияло ли это событие на их итоги.
— Все знали, что отставка губернатора назрела, все её ждали, но мало кто предполагал, что она произойдёт именно тогда, когда произошла. Многие ждали этой отставки после выборов, а она, как снег на голову, "свалилась" до. И только потом пришло понимание, для чего это было сделано. В первую очередь, для того, чтобы легитимизировать тот результат, который был "сделан" 14 сентября — по-другому это назвать сложно. Во вторую — для того, чтобы показать другим главам субъектов, что неприкасаемых нет, даже в случае прохождения "всенародного фильтра", как иногда называют губернаторские выборы.
Депутатские выборы проходили на Брянщине грязно и нечестно — это если мягко выражаться. ЛДПР результаты таких выборов не признаёт, поскольку по самым пессимистическим прогнозам и по самым пессимистическим социологическим данным (которые были получены по результатам исследований, проводившихся в том числе и по заказу администрации области), наша партия должна была получить в областную Думу порядка 9% голосов избирателей, а в Брянский городской Совет — от 11 до 12%. Понятно, что те, кто проводил эти исследования, не питают особой любви к оппозиционным партиям и дорисовывать им какие-то цифры не стал бы. Проводились и другие соцопросы, и там процент поддержки ЛДПР был гораздо выше (в некоторых округах до 20%). Но результат действительно поверг в шок. В первую очередь вызывает возмущение возвращённая в избирательный процесс процедура досрочного голосования, которое, как и в былые годы, проходило у нас с нарушением всех норм и правил. Особенно на территории Брянска и в некоторых районных центрах, где досрочно проголосовали свыше 25% избирателей, включённых в списки. Ряд нарушений зафиксировали наблюдатели от нашей партии. Например, при досрочном голосовании в помещении территориальной комиссии Бежицкого района только на одном из округов якобы проголосовало 1900 избирателей. Но ведь при полной загруженности комиссии максимум 200 человек в день может проголосовать! А голосование в ТИКах проходило шесть дней. Выполним несложное арифметическое действие и получим, что за всё время досрочного голосования в ТИКе могло проголосовать максимум 1200 избирателей. И это с учётом того, что в Бежице находится четыре областных округа, а не один. В одиннадцати участковых избирательных комиссиях в Володарском районе (9-й избирательный округ) голосование в среду, 10 сентября, началось в 10 часов утра и продолжалось до 20 часов. В то же время, в законе прописано, что досрочное голосование проводится в вечернее время в будние дни с 16.00 и не менее четырёх часов. Наши наблюдатели, прибывшие в УИКи в 16 часов дня, обнаружили, что в каждой из комиссий к этому времени уже проголосовало примерно по 300 человек. Самое интересное — что жители близлежащих домов столпотворения у помещений участковых избирательных комиссий не наблюдали, более того — с 16 до 20 часов в этих УИКах проголосовало по несколько человек. Так что, вероятнее всего, была фальсификация. Её размеры нетрудно установить: не менее 3000 голосов! Ещё один пример. 7-й Фокинский избирательный округ. В день выборов оказалось, что на некоторых УИКах досрочно проголосовало по 450—500 и более человек, а наблюдатели, которые в течение четырёх дней находились в этих же комиссиях на "досрочке", говорят, что по их подсчётам там проголосовало от 200 до 250 человек.
Сам день голосования проходил, можно сказать, в боевых условиях. Наблюдатели, которые предъявляли законные требования ознакомить их с документами по досрочному голосованию, со списками избирателей, показать заявления на досрочное голосование, в первые три-четыре часа работы УИКов были просто удалены с участков. И не только наблюдатели, но и члены участковых комиссий с правом совещательного голоса. Это было практически повсеместно. Занимаюсь выборами примерно с 2000 года, за это время был и кандидатом, и членом избирательных комиссий, но таких грязных выборов, с таким количеством фальсификаций на территории Брянской области припомнить не могу.
— Но с чем связывать эти фальсификации? Вы говорите, что это стало следствием отставки Денина и назначения исполняющего обязанности губернатора. А есть другое мнение, которое озвучил со страниц нашей газеты руководитель брянской "Родины". Он говорил о том, что ответственность за нарушения и фальсификации несут денинская команда, которая настраивала на них избирательные комиссии, и руководители комиссий, в первую очередь областной и городской. Так кто, на ваш взгляд, больше всего виноват в том, что выборы были такими грязными?
— Говорить о том, что виноват напрямую исполняющий обязанности губернатора было бы неправильно. Виноваты, безусловно, те, кто участвовал в этих выборах, члены той команды, которая была у власти. Понимая, что в сложившейся ситуации показать высокий результат за "Единую Россию" и её кандидатов — это один из последних шансов остаться у власти, они стали делать этот результат, не гнушаясь никакими методами и способами его достижения. Необходимо также учитывать и открытый подкуп избирателей, и удаление членов комиссий и наблюдателей, и даже избиение попытавшихся воспрепятствовать фальсификациям членов одной из территориальных комиссий, о чём писали средства массовой информации. И всё это — при полном, на мой взгляд, бездействии правоохранительных органов! Поэтому говорить о том, что во всём этом беспределе виновен исполняющий обязанности губернатора, считаю, не стоит. Он просто не владел ещё ситуацией. Взять в руки и организовать выборный процесс за четыре дня, которые у него были, даже при всех возможностях, которые у него имелись, крайне сложно, а может быть и нереально. А члены денинской команды, понимая, что другого шанса сохраниться во власти им может не представиться, пошли, можно сказать, ва-банк…
— Кстати, в конце сентября Брянский областной суд отменил итоги выборов по Володарскому избирательному округу № 9, который Вы упоминали. На том основании, что победитель избирательной гонки, кандидат от "Единой России" Яков Такваров не приобретал российское гражданство в соответствии с установленной законом процедурой. Такая же ситуация была в августе с Хвичей Сахелашвили. Как вы оцениваете всё это? Говорят, подобные ситуации были и в других регионах, но так, чтобы два таких случая за два месяца…
— На следующих выборах у кандидатов будут, наверно, в первую очередь спрашивать: «А вы точно гражданин России? В законном ли порядке приобретали гражданство?». Ситуация эта действительно из ряда вон выходящая, таких прецедентов, по крайней мере, в Брянской области я не припомню, но в ней необходимо разобраться не только избирательным комиссиям, но и следственным органам. Кто-то должен понести ответственность и за оформление гражданства в неустановленном порядке, и за то, что такие лица были допущены к участию в избирательной кампании. Если в ближайшее время не будет соответствующей реакции наших правоохранителей, то я лично обращусь в следственные органы, чтобы они возбудили дело, нашли и наказали виновных. Что касается гражданства, то, как я понимаю, была произведена выборочная проверка, в ходе которой сотрудники УФМС установили, что два кандидата в депутаты не являются гражданами России. Теперь же необходим более глубокий анализ деятельности и паспортно-визовой службы областного УВД, и УФМС. Но то, что произошло, наводит на мысль, что нарушения при оформлении российского гражданства имели массовый характер.
— Теперь — об отношении ЛДПР к назначенному исполняющим обязанности губернатором Александру Богомазу. Как ваша партия смотрит на это назначение, как оценивает саму ситуацию, первые шаги Богомаза и какую позицию будет занимать по отношению к новому руководителю региона и его команде?
— Пока команды как таковой у Богомаза ещё нет. Сменены руководители ряда ключевых направлений, но о полной смене команды, полной смене курса пока говорить нельзя. Я думаю, что это вопрос ближайших как минимум месяца-двух. За это время можно будет понять, кто будет работать, управлять нашей областью, и самое главное — как.
Что касается отношения к происходящему ЛДПР, то наша партия, конечно, готова поддерживать все конструктивные, позитивные, созидательные движения в сторону улучшения жизни населения, в сторону поднятия имиджа региона на федеральном уровне, мы готовы к созидательной работе на благо нашей области. Этим мы и занимаемся. Какие будут подвижки со стороны временно исполняющего обязанности губернатора, сказать сложно. Пока конструктивного диалога у нас с ним не получилось. Мы встретились, я высказал свою позицию по поводу прошедших выборов, на этом пока и остановились. Но мы готовы сотрудничать. Надеемся, что действительно позитивные изменения в нашей области будут, поскольку она находится в непростом положении, уже есть ощущение дна. Хотя с какой-то стороны это и хорошо, ведь ото дна можно и оттолкнуться…
— Вы являетесь не только лидером Брянского регионального отделения ЛДПР, но и членом Совета Федерации от правительства Брянской области. В этой связи, что в ваших ближайших планах?
— В ближайшее время в соответствии с законом я буду продолжать представлять исполнительный орган власти региона в верхней палате парламента. До выборов нового губернатора Брянской области. Какие решения будут приняты, какие будут поставлены задачи? Я готов, повторю, сотрудничать с исполняющим обязанности губернатора, тем более что мы с ним знакомы ещё по работе в парламенте, когда он был депутатом Государственной Думы. Основная работа сенатора — это одобрение и доработка тех законов, которые рассматривает и принимает Государственная Дума, с учётом специфики их применения в том регионе, который представляет сенатор. И вторая немаловажная задача — лоббирование интересов региона на федеральном уровне: в министерствах, ведомствах и прочих властных структурах. Так что всё зависит от того, какие задачи будет ставить исполняющий обязанности губернатора и на что будет нацелена его команда.
Николай БАБУШКИН