Станет ли Бывшева бывшей?
Опубликовано: № 11–12 (743–744), 27 мая 2020 г.
На сайте областной прокуратуры можно найти немало пресс-релизов, в которых рассказывается о бурной деятельности надзорного ведомства по отстаиванию интересов жителей населённых пунктов Брянщины. Часто они касаются вещей бытовых — где-то прокурорская проверка установила отсутствие пешеходного перехода, где-то требуется проложить канализацию, отремонтировать дорогу, обустроить тротуар… Она же, прокуратура, если её представления властью игнорируются, обязана через суд добиваться удовлетворения своих требований. И добивается, только сами требования в итоге так и не исполняются. Причём не исполняются годами. И за это никто не несёт никакой ответственности. Почему? Задавшись этим вопросом, мы столкнулись с довольно интересными обстоятельствами.
Началось всё с того, что в один из осенних дней прошлого года нашему корреспонденту чуть было не пришлось стать свидетелем ДТП. Пешеход, державший путь к железнодорожному вокзалу Брянск-Льговский, спустился по лестнице с путепровода и, не оборачиваясь по сторонам, уверенно пошёл через проезжую часть дороги. В это же время из-под путепровода вынырнула легковушка и понеслась ему навстречу. От столкновения спасли считаные сантиметры. Из успевшего затормозить автомобиля выскочил водитель и с благим матом на устах побежал к растерявшемуся от неожиданности пешеходу. Завязалась перепалка. Водитель кричал: «Куда ты несёшься, здесь нет перехода!», пешеход отвечал: «А куда мне с моста идти, лестницу же не для украшения сделали!». Оба были правы. Да, перехода нет. Но он должен быть на основании решения суда, которое чиновники брянской мэрии до сих пор не исполнили.
Вскоре бывший депутат Брянского горсовета П. Громов передал в редакцию ещё одно неисполненное судебное решение — Брянская горадминистрация обязывалась организовать водоотведение по улице Коммунаров в Фокинском районе. Вслед за этим читатель из Бежицы В. Куликов обратился с жалобой на неисполнение решения суда, которым городских чиновников обязывали благоустроить улицу Маяковского. Сам собой возник вопрос: а как часто брянская власть не исполняет судебные акты? Сайт областного Управления Федеральной службы судебных приставов (далее УФССП — прим. авт.) приоткрыл картину: таковых немало, одна только Брянская горадминистрация числится должником по десяткам исполнительных производств. Что, на это требуются какие-то большие деньги? Взять тот же путепровод по проспекту Московскому: ещё 3 августа 2018 года решением Советского районного суда Брянска был удовлетворён иск прокуратуры Фокинского района к горадминистрации и муниципальному комитету по ЖКХ, которым ответчики обязывались до 31 июля 2019-го обустроить рядом с ним пешеходные переходы и установить дорожные знаки. Много ли средств нужно потратить на эти работы? Да ведь только на оплату бесполезного для горожан пиара брянских городских чиновников в СМИ потрачено за год, который отводился на исполнение этого решения, значительно больше. Ещё меньше денег понадобилось бы брянским чиновникам для исполнения решения суда, обязавшего их обустроить пешеходный переход и установить соответствующие дорожные знаки на повороте на улицу Снежетьский Вал с кольца Мясокомбината. Но и оно уже полтора года не исполняется.
Если должники отказываются добровольно исполнять вступившие в законную силу судебные вердикты, их должна побуждать к этому служба судебных приставов. Так почему же она не предпринимает мер понуждения по отношению к органам власти? К ответу на этот вопрос мы приблизились, ознакомившись с текстом обращения, адресованного начальнику Управления противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности ФССП России И. Дёмину. Его автор — возглавлявший на тот момент Унечский райотдел судебных приставов УФССП России по Брянской области В. Чернявский — в службе судебных приставов уже не работает. Бывшие коллеги называют Виталия Андреевича одной из жертв кадровой зачистки, которую устроила в Управлении его нынешний руководитель Е. Бывшева.
О чём же рассказывает в своём обращении опальный Чернявский? По его словам, произошло срастание руководителя областного УФССП с должностными лицами правительства Брянской области, что привело к бездействию и отсутствию контроля за исполнением судебных решений, в которых должниками фигурируют областное правительство и органы местного самоуправления. Автор обращения подчёркивает, что решения касаются социально-значимых вопросов — таких, например, как выделение жилья детям-сиротам. Всего же с помощью Банка исполнительных производств ФССП России он насчитал более 1300 решений судов, не исполненных брянскими чиновниками различных уровней. Причём в большинстве таких исполнительных производств даже не взыскан исполнительский сбор, не говоря уже о применении по отношению к должникам мер административно-уголовного принуждения. А ведь некоторые исполнительные производства датированы ещё 2013(!) годом. В знак благодарности за бездействие, отмечается в послании, чиновники усиленно нахваливают г-жу Бывшеву и даже выделили ей квартиру. Так и просится сакраментальное: рука руку моет.
Приводятся г-ном Чернявским и другие любопытные сведения. В частности, при проверке у некоторых должностных лиц службы судебных приставов обнаружены подложные документы о высшем образовании, но разбирательство по данным фактам всячески затягивалось, что позволило фальшиводипломникам выйти сухими из воды. Другой красноречивый пример — подделка документов о погашении юридическими лицами фискальной задолженности на сумму в несколько десятков миллионов рублей.
Когда вскрылись масштабы незаконной деятельности её подчинённых, г-жа Бывшева назначила проверки, «но ни по одному факту служебного подлога материалы в правоохранительные органы не передавались». Нарушает закон и сама Бывшева, которая подписала не прошедшее антикоррупционную экспертизу распоряжение о стимулировании работников по выполнению показателей. На основании этого распоряжения судебным приставам выплачивалось вознаграждение за составление административных протоколов. То есть за то, что они должны делать и без доплат. И на что только не шли в погоне за звонкой цифирью и лишней монетой! Например, некоторые из приставов, обеспечивающих работу судов, для того чтобы нагнать показатели, не гнушались такой практики: зазывали в суд людишек с несвежими лицами и оформляли на них протоколы за административные правонарушения, рассчитываясь за такую "услугу" бутылкой водки или мятой соткой. Впрочем, подобного рода вещи были в ходу и при предшественнике Бывшевой. Когда областное УФССП возглавлял А. Канищев, уволенный в 2017 году после нескольких наших разоблачительных публикаций, ловчили немного по-другому — тогда было модно подделывать решения комиссий по трудовым спорам о выплате задолженностей по зарплатам…
Вернёмся к Чернявскому. Он стал неугоден своей руководительнице после того, как уведомил работников отдела по противодействию коррупции областного УФССП о наличии признаков преступления в действиях должностных лиц Советского районного отдела судебных приставов г. Орла. Откуда к нам и "залетела" г-жа Бывшева. Чернявского пытались склонить к составлению ложного акта о проживании в Унече крупного орловского должника. Взамен обещали поспособствовать беспрепятственному прохождению аттестации при переходе из службы судебных приставов в создаваемые вместо неё органы принудительного исполнения. Он отказался и получил в конце февраля уведомление о том, что не прошёл профессиональный психологический отбор и работать в новой структуре не будет. А вскоре его уведомили о расторжении контракта.
…В ходе проверки поступившего в столицу обращения руководство ФССП России установило факт издания г-жой Бывшевой приказа о стимулировании подчинённых, полномочий на подписание которого она не имела. Начальник Управления делами ФССП А. Рева потребовал этот документ отменить как незаконный. И теперь подчинённые Бывшевой гадают, станет ли она бывшей и будет ли в отношении неё возбуждено уголовное дело в связи с превышением должностных полномочий или, например, злоупотреблением ими. Чернявский уже направил директору ФССП Д. Аристову и в Министерство юстиции сообщение о совершении своей бывшей начальницей должностного преступления, в результате которого областному УФССП причинён ущерб в размере более двух миллионов трёхсот тысяч рублей.
Насколько нам известно, тщательно проверяются и другие доводы обращения. Скорее всего, не просто так в Брянск поступило письмо с требованием предоставить в центральный аппарат Службы судебных приставов информацию о сотрудниках, имеющих потребность в служебном жилье. Возможно, на фоне разгорающегося скандала в списки нуждающихся включили и Елену Фёдоровну Бывшеву. Которая, к слову, сразу же после перевода из Орла в Брянск могла получить служебную квартиру, но предпочла жильё с иным статусом. В отличие от десятков сирот, годами ожидающих выделения положенного по закону и на основании решений судебных инстанций жилья, квартирка для г-жи Бывшевой у брянских чиновников нашлась. И очень даже возможно, не только за потворство неисполнению судебных актов. Во время работы над этой публикацией нам доводилось слышать о более масштабных махинациях с участием должностных лиц УФССП, так что, вполне возможно, в ближайшее время придётся вернуться к этой теме.
Александр ИВАНОВ