Планов громадьё. Теперь шахматных
Опубликовано: № 12-13 (777-778), 28 мая 2021 г.
В канун Дня Победы наша шахматная гордость Ян Непомнящий встретился с губернатором А. Богомазом. Встреча эта, судя по снимкам, выложенным губернаторской пресс-службой, проходила без участия представителей брянской шахматной общественности, которые как минимум не помешали бы, помогли скорректировать некоторые формулировки и решения, пусть и носящие пока промежуточный характер. В пространный пресс-релиз, изготовленный, скорее всего, на основе справки областного спортивного ведомства, чего только не натолкали. И привели шахматную биографию гостя, и похвалили самих себя за обильное строительство спортивных объектов, и ещё раз похвалили за повышение тренерских зарплат... Но лишь в двух словах, через запятую, было сказано о том, что послужило поводом для этого рандеву — о победе Яна в турнире претендентов, которая дала ему возможность уже в ноябре сразиться за звание чемпиона мира с действующим чемпионом Магнусом Карлсеном. Этот пока вершинный успех земляка, судя по пресс-релизу, оказался не оценённым главой региона, во всяком случае, мы не нашли ни слова о том, что он хотя бы поздравил с ним Яна. Факт победы в претендентском турнире, где выступали самые-самые, потонул в очередной пиар-шелухе.
Если отжать её, то в сухом остатке лишь два содержательных момента. Первый: Непомнящий «обратился с предложением провести чемпионат России по шахматам в Брянской области к Президенту Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Аркадию Дворковичу и Губернатору Брянской области Александру Богомазу. Оба поддержали инициативу гроссмейстера. В ближайшее время начнётся подготовка к проведению чемпионата в регионе». Второй связан с обсуждением создания в области школы шахмат, «в которой могли бы преподавать опытнейшие гроссмейстеры и растить достойную смену профессиональных российских шахматистов». Говорилось далее о том, что «эту идею Яна Непомнящего также поддержал Губернатор Александр Богомаз и поручил врио заместителя Губернатора Николаю Лучкину и управлению физической культуры и спорта проработать этот вопрос».
Здесь у публики, которая хоть немного разбирается в шахматных делах, не могли не возникнуть свои вопросы. Скажем, что за чемпионат России собираются провести в Брянске. Если речь о суперфинале чемпионата России, то непонятно, почему гроссмейстеру для организации всероссийского турнира потребовалось обращаться за одобрением к руководству международной шахматной Федерации? А российскую спросить? Ну и о создании школы шахмат, в которой, ещё раз процитируем, «могли бы преподавать опытнейшие гроссмейстеры и растить достойную смену профессиональных российских шахматистов». Выделим: профессиональных российских шахматистов. За чей счёт будут выращиваться шахматные профессионалы, то бишь те, для которых эта древняя игра должна стать способом зарабатывания на жизнь? За бюджетный счёт? Но этот подход — порочный. В ходу другой, о котором писал даже далёкий от спорта А. Солженицын: «А вот [профессиональный] спорт, да в расчёте на всемирную славу, никак не должен финансироваться государством, но — сколько сами соберут».
Для прояснения всех этих непоняток мы обратились к людям, которые знают ситуацию в брянских, и не только в брянских шахматах. Связались с гроссмейстером А. Даниным, чья шахматная карьера развивалась параллельно с карьерой Яна. Он считает, что провести крупный турнир в Брянске можно, надо лишь подыскать соответствующие такому уровню апартаменты. Ну и конечно — финансы. Что касается гроссмейстерской школы, то вряд ли получится её работа "на постоянке", опять же, нужны деньги, которых однажды уже не нашлось. Речь — о не прижившемся в Брянске опыте, когда в 90-е годы периодически лучшим юным шахматистам Брянщины давал уроки ещё один брянский гроссмейстер Евгений Глейзеров. У него, кстати, занимались и Непомнящий с Даниным.
Председатель областной шахматной федерации В. Терещенко, как и ожидалось, был более информирован. Он сообщил, что вместо продекларированного в пресс-релизе чемпионата страны в августе решено провести крупный международный турнир с солидным для нашего края призовым фондом. Видимо, поэтому обращение и адресовалось в международную федерацию. Турнир будет посвящён памяти одного из тренеров Непомнящего Валерия Зильберштейна. Большой проблемы с помещением руководитель брянских шахмат как раз не видит. Ну а традиционный шахматный фестиваль "Брянский лес" будет проведён позже. И тут уже сейчас возникает вопрос о дальнейшей судьбе пока ещё не родившегося международного турнира. Закрепится ли он в шахматном календаре или станет всего-навсего разовым мероприятием? Не очень понятна и ситуация с созданием ещё одной школы для подготовки шахматной элиты. Терещенко: «При поддержке госструктур она, конечно, не помешает, но у нас и сегодня уже есть достаточно сильные школы. В области шахматами занимаются около пяти тысяч ребят, к нам пришло много молодых специалистов». Почему не сказать об этом губернатору? Но Валерий Олегович не в претензии, что его не пригласили на встречу: «Я — маленький чиновник в небольшом городе. Ян — звезда, губернатор — величина. Не пригласили — значит, не посчитали нужным».
Не пригласили и ветерана брянских шахмат А. Подымова, возглавлявшего региональную федерацию до Терещенко и руководившего спортшколой в пору, когда в ней занимался Ян. Про подготовку международного турнира он знает, уже даже получил приглашение на его открытие. Сообщил и про то, что губернатором принято решение построить в Брянске дворец шахмат, а также вернуть шахматистам после ремонта бывший деснянский клуб в Бежице. Будет у юных поклонников древней игры хорошее пристанище возле 67 школы. Есть намерение открыть школу Яна Непомнящего. «Я когда слышу, читаю обо всех этих планах, — говорит Александр Владимирович, — испытываю противоречивые чувства. С одной стороны, всё это правильно, здорово. Успех Яна должен дать импульс для дальнейшего, более динамичного развития на Брянщине шахмат. С другой стороны, возникают сомнения, где возьмутся деньги? Я работал директором ДЮСШ, знаю, как они достаются. Школа Яна Непомнящего? Это великолепно! Но у нас с подачи нашего земляка, гроссмейстера Иванова (он сейчас живёт в Сербии) в 90-е годы уже ведь открывали школу А. Карпова. Я был зван даже на банкет по этому случаю в подтрибунное помещение стадиона "Динамо". Но на том всё и закончилось. Школу открыли, а денег на её содержание не нашли. Карпов думал, что мы дадим, а мы — что он даст. Потом была школа Глейзерова. И этот хороший проект просуществовал недолго. Как будет на этот раз — сказать трудно. Вот теперь задуман турнир, посвящённый Зильберштейну. Он был, конечно, великолепный тренер, его звали в школу специально "под" Яна. Но и Валентин Евдокименко внёс очень большую лепту. Он сейчас значится первым тренером Непомнящего, но если быть предельно точным, то первым его тренером был Борис Моисеевич Эйдлин. Помню, как он возил на детские соревнования в Краснодарский край Яна и Настю Орлову. В тех соревнованиях Ян занял третье место, а Настя — второе. И где сейчас Ян, и где сейчас Настя?!».
Не только Александр Владимирович Подымов испытывает противоречивые чувства от свалившегося громадья шахматных планов. Мы же помним, как в 2016 году губернатор подписывал соглашение о сотрудничестве со знаменитой хоккейной школой ЦСКА. Для подписания приезжал в Брянск даже начальник армейского клуба М. Барышев. Всё было обставлено с помпой. Венчало тот "исторический" акт радостное фотографирование. Но уже тогда многие уловившие страсть нашего губернатора к разным рекордам и триумфам понимали, что и в этот раз всё делается для дешёвого пиара. Так оно и вышло. Союз с армейскими хоккеистами вскоре накрылся медным тазом. Потом в футболе мы погнались за первым дивизионом, но вляпались во всероссийский скандал с привкусом уголовщины. Теперь вот шахматы. Здесь — те же перспективы? Многое будет зависеть от Непомнящего. Будет ли он толкать продекларированные инициативы, живя не в Брянске, продолжая напряжённую карьеру играющего супершахматиста? Вторая сторона медали — поведение местных чиновников, которым в силу их родовой черты — лени — преобразования — почти всегда влом. И если хоть что-то из задуманного станет в итоге явью — это уже повод ещё раз поблагодарить обстоятельства, счастливое стечение которых подарило Брянщине такую яркую личность, как Ян Непомнящий.
Виктор СИДОРОВИЧ
P.S. После выигрыша в турнире претендентов основные хлопоты нашего земляка связаны с предстоящим ноябрьским поединком в Дубае, где он вслед за Анандом, Карякиным, Каруаной попытается низложить нынешнего шахматного короля Магнуса Карлсена и сам завладеть на ближайшие два года короной. Вполне понятно, что внимание российских шахматных, и не только шахматных медиаресурсов обращено сейчас к личности претендента. Из информационного потока, где он — главное действующее лицо, выделим интервью Яна популярному ютуб-каналу "Levitov Chess", в котором шахматист не только рассказал о том, как далась ему победа в турнире претендентов, но и ответил на вопросы обобщающего, можно сказать, концептуального характера. На вопрос интервьюера, ощущает ли свою историческую миссию, Ян с присущей ему самоиронией ответил, что «в историю можно попасть, а можно вляпаться»; он понимает, что просто «нужно хорошо сделать свою работу». Помогать ему сделать её хорошо будет, наряду с российскими тренерами Поткиным, Хайруллиным, Витюковым, и имеющий опыт борьбы в финальном матче за шахматную корону венгр Леко. Он, как сказал Ян, «человек правильных понятий и много знает о шахматах».
Непомнящий вполне отдаёт себе отчёт, насколько важна уже победа в турнире за право сразиться с действующим чемпионом мира. Многим выдающимся шахматистам (он назвал Морозевича, Ароняна, Грищука, а мог бы и продолжить этот перечень) не далась эта вершина. Ян отметил, что где-то с 2017 года обрёл большую стабильность, «стал по-другому ощущать время» и по-другому, более рачительно, относиться к нему. И продолжил: «Часто говорят, что надо учиться на чужих ошибках, чтобы не делать своих. Но самая серьёзная наука — это когда извлекаешь уроки из ошибок собственных». Остаётся пожелать, чтобы во время предстоящего матча с Карлсеном их наш земляк допускал как можно меньше.