Ян Непомнящий: вторая попытка — опять мимо

Послесловие к итогам главного шахматного события года

Опубликовано: № 9 (838), 12 мая 2023 г.

На пресс-конференции после матча за чемпионскую шахматную корону проигравший его наш земляк Ян Непомнящий ожидал, конечно, и такого вопроса. Его задал один из российских журналистов, напомнив ситуацию с одним из лучших футболистов мира Лионелем Месси. Тот, проиграв с командой предпоследний чемпионат мира в Москве в 2018 году, заявил, что больше на таком уровне играть не будет. Но через четыре года всё же вернулся и выиграл Кубок мира. А можно ли, допытывался журналист у расстроенного Яна, ожидать подобного от тебя? Непомнящий нашёлся не сразу. Вот его дословный ответ: «Этим матчем завершился довольно большой отрезок работы, подготовки, жизни. Так что сейчас сложно прогнозировать, но, по крайней мере, в шахматы я ещё немножко поиграю».

Понятно, что после такого нокаутирующего удара ответ и не мог, наверное, быть иным. Надо переварить случившееся в Астане, и только после этого ответить более конкретно, на каком уровне Ян теперь не прочь поиграть. Ввязываться ли в борьбу на самом высоком или всё же проявить благоразумие, понимая, что он для этого уже не молод, что подпирают 15—16-летние "стригунки", не по возрасту подкованные, жадные до побед. Для них он уже сегодня ветеран, к которому вдобавок приклеился ярлык "вечно второй". Помните, такой носил блистательный эстонский гроссмейстер Пауль Керес. Все знали, что мешает ему, побеждавшему сильнейших соперников, взобраться на главную шахматную вершину. Знают о такой помехе и у Непомнящего — его психологический склад. Вот как оценил итоги выступления Яна в Астане известный брянский наставник Александр Владимирович Подымов, приложивший в своё время руку к его шахматному становлению: «Как был он в детстве неустойчивый психологически к поражениям, так и остался. Физически тоже слабоват, много партий проигрывал в конце турнира. Воз и ныне там… В матче он всё время вёл в счёте, но из-за его ошибок Дин Лижэнь постоянно догонял, а в конце просто обошёл его на повороте. Причины, скорее всего, в области психологии, иначе объяснить мне это трудно. Непостижимые ошибки, когда выигранная позиция за пару-тройку ужасных ходов становилась проигранной... А ведь команда тренеров во главе с Владимиром Крамником провела большую работу и до матча, и во время него. Обидно за Яна, ведь счастье было так близко». В эту строку — и комментарий чемпиона мира Крамника, который объяснил обилие ошибок в матче колоссальным психологическим давлением, справиться с которым — совершить невероятное, чуть ли не переделать свою натуру. Надо признать: китайский гроссмейстер, не превосходя Непомнящего в чистой игровой компоненте, а может даже и уступая, оказался психологически более "огнеупорным", что и склонило чашу симпатий Каиссы в его пользу.

После первого, сокрушительного по счёту поражения от Магнуса Карлсена, Ян говорил, что он попросту перегорел, готовясь к матчу слишком усиленно. Казалось бы, к встрече с Дин Лижэнем он учтёт ошибки, и, по всей видимости, учёл, но с главным своим соперником — психологией — справиться не сумел. В интернете гуляет короткий ролик с реакцией Непомнящего, буквально не находящего себе места после проигранной 12-й партии. Удивительно, как он удержал себя от нервного срыва. «Шахматы — жестокий вид соперничества», — это постоянно повторяют те, кто отдаются им без остатка. А такой шахматный супербоец, как Виктор Корчной, также дважды игравший в финальных матчах и также дважды их проигрывавший, употребил другое определение, назвав одну из своих книг «Беспощадные шахматы». Так вот, если Непомнящий продолжит играть, как в своё время продолжил Корчной, то станет не менее великим. Представим, что он сыграет ещё в одном турнире претендентов и выиграет его в третий раз подряд. Даже если после этого в третьем своём финале он проиграет, то три победы в трёх претендентских турнирах — это уже достижение, которое не давалось никому за всю шахматную историю. Ну да, кто-то посмеётся: нашли, мол, утешение... Но многие, к слову, утешительным называют и матч Непомнящего с Дин Лиженем, имея в виду, что поспорить за обладание высшим шахматным титулом им "милостиво" позволил непобедимый норвежец Карлсен. Так вот, мы не исключаем, что через два года тот, в отличие от Фишера, может вернуться. Только теперь ему придётся начинать с претендентского турнира, в котором он, если Непомнящий решит всё же "поиграть", вновь сядет с нашим земляком за шахматный столик. И тут многое будет зависеть от того, как проведёт эти два года экс-чемпион. Сегодня он разъезжает по миру и, как сам говорит, зарабатывает на свою безбедную жизнь игрой в покер. Такая полубогемная жизнь, судя по всему, парню пока нравится. Но вряд ли он захочет стать окончательно, как его предшественник, шахматным отшельником.

Каким бы горьким не было для нас, брянцев, разочарование итогами матча в Астане, мы должны ещё раз поблагодарить нашего земляка. За то, что о Брянщине, о которой нынче столько тревожных новостей, говорят и в другом, прекрасном шахматном контексте. Благодарность не может быть единственной реакцией, мы должны помнить, что Непомнящий поднял планку брянских шахмат слишком высоко. Но это пока всего лишь аванс, и велик риск, что он может оказаться неотработанным. Чтобы говорить о брянской школе, как, к примеру, говорят о знаменитых львовской или грузинской шахматных школах, надо сделать намного больше, чем сделано.

Александр ОВЧИННИКОВ

Читайте ещё