«Картонный» ведёт «картонного»

Опубликовано: № 23-24 (852-853), 22 ноября 2023 г.

Александр Богомаз и Артём Осипенко (фото: Брянская городская администрация)
Александр Богомаз и Артём Осипенко
(фото: Брянская городская администрация)

16 ноября отмечался Всероссийский день самбо — вида спорта, не самого популярного в нашем регионе, но зато пользующегося популярностью у главного чиновника Брянщины — губернатора. Сие обстоятельство провоцирует вопрос: а есть ли в нашей области ещё какой-нибудь вид спорта, намного более массовый и зрелищный, чем самбо, который удостаивался бы отдельного губернаторского приветствия? Г-н же Богомаз, несмотря на своё пребывание в отпуске, не забыл оприветить самбистов и их поклонников.

Наша газета уже не раз рассказывала о корнях его привязанности к этому виду единоборств. Напомним ещё раз. Это пристрастие коренится в богомазовской ревности к предшественнику, Николаю Денину, который в своё губернаторское "царствие" всячески обласкивал главного на тот период времени самбиста области Виталия Минакова. Позже он пытался из популярности последнего извлечь и политические очки. У его преемника свой любимец из того же самбистского племени — Артём Осипенко, которого тоже впихнули в квазиполитическую структуру и который по степени обласканности затмил минаковскую. Его именем Богомаз назвал целый выстроенный за федеральные деньги дворец единоборств. Да-да, назвал именно он, так как нынче общественность безгласна и бесправна. Во многом поэтому чиновнику номер один, знающему, что в появлении дворца есть заслуга Минакова (об этом прежде тоже уже говорилось) и нет никакой заслуги Осипенко, приходится использовать каждый повод для того, чтобы подтвердить правильность своего выбора. И такой повод представился. Не столько в виде Всероссийского дня самбо, сколько в виде очередной, десятой по счёту победы Осипенко на чемпионате мира, проходившем 10—12 ноября в Ереване. Победу эту брянские СМИ, не утруждающие себя глубоким и беспристрастным анализом, окрестили "феноменальной", хотя ереванскому чемпионату главный российский спортивный медиаресурс — телеканал "Матч ТВ" — посвятил лишь два пятиминутных сюжета, а осипенковской "феноменальной" виктории было отведено около минуты эфирного времени.

По возвращении из столицы Армении Артёма позвали в студию ГТРК "Брянск", где его пару десятков минут интервьюировал корреспондент по фамилии Горный. Задавались вопросы, на которые, судя по всему, гость многажды уже отвечал. Наиболее же любопытным оказался самый банальный — о планах, о том, на сколько хватит сил выходить на ковёр. И тут Осипенко вымолвил фразу, нуждающуюся в комментариях. Не напрямую, но дал понять, что с нетерпением ждёт включения самбо в программу Олимпийских игр.

Более двух лет назад мы писали о том, что Международный олимпийский комитет (МОК) признал самбо олимпийским видом спорта. На официальном сайте российской федерации самбо висит июльское 2021 года интервью с её президентом С. Елисеевым, в котором тот отмечал, что теперь планируется подача заявки на включение этого вида единоборств в олимпийскую программу. «Надеемся, — радостно говорил Елисеев, — этот шаг тоже будет одобрен Международным олимпийским комитетом, и скоро мы увидим наших самбистов на олимпийских коврах — это мечта всех самбистов мира». Увы, миновал двухлетний переходный период, в течение которого предполагалось посмотреть, как будет шириться популярность самбо после признания его олимпийским видом, а борцы всё ещё мечтают о включении его в программу олимпиад. И судя по двум моментам, воплощение их заветных желаний может затянуться на неопределённый срок. Первый — это испортившиеся после 24 февраля прошлого года отношения российского спорта с МОКом. А второй связан с тем же ереванским мировым чемпионатом. География активных его участников — это по-прежнему, в основном, страны бывшего Советского Союза, соцлагеря да Греция, Сербия, Хорватия, Франция, Монголия, Филиппины, Камерун… И такая деталь: в сообщении о победе Осипенко говорится, что он «победил в финале чемпионата мира». И ни слова о том, сколько поединков провёл наш земляк на пути к финалу, кого ещё победил. Вполне возможно, что всего один — полагать об этом остаётся по фото после награждения четверых борцов в категории свыше 98 килограммов.

Но вернёмся в студию ГТРК "Брянск". Корреспондент по фамилии Горный, обладай он минимальной журналистской самостью и выходящими за пределы поверхностных ахов и охов познаниями, заслышав про томительное ожидание собеседником включения самбо в программу Олимпийских игр, мог бы спросить, не слишком ли затянулось это ожидание, ведь Артёму уже 34 — возраст, близкий в спорте к ветеранскому. И тут опять напрашивается разговор о сходстве его борцовского пути с тем, как продвигался по нему другой брянский борец — Валерий Дивисенко (впервые мы сравнили две эти фигуры, когда шла дискуссия о том, в чью честь называть дворец единоборств). Сходство это было небольшим: Валера, не искавший в своей спортивной карьере лёгких путей, также начинал в самбо. Но, завоевав в самом её начале несколько "юношеских" титулов, перешёл в олимпийское дзюдо с его несравнимо более высоким уровнем конкуренции и в СССР, и на международных аренах. Об этом уровне говорит хотя бы то, что он ни разу не становился чемпионом Советского Союза, но его уникальность (он считался одним из самых техничных дзюдоистов мира, пять раз приглашался родоначальниками дзюдо японцами в страну восходящего солнца, чтобы местные спортсмены могли у него поучиться, был единственным из советских дзюдоистов, кто выигрывал Кубок Японии) помогала ему пробиваться на крупнейшие международные турниры, где успехи были более весомыми.

На первый взгляд, вес побед Осипенко и Дивисенко несопоставим, но только на первый взгляд. Теперь уже остаётся гадать, что бы осталось от осипенковской "феноменальности", от "нашинкованных" Артёмом десяти мировых чемпионств, не стань Артём с его тренером так долго ожидать международного признания самбо, а перейди он в то же дзюдо. Тем более что дзюдо, по заключению самих японцев, это на 75 процентов самбо. Как бы хотелось, чтобы корреспондент по фамилии Горный задал об этом вопрос. Чтобы порассуждал о силе характера, который проверяется в спорте постановкой максимальных целей. Наконец, чтобы спросил, не боязнью ли острейшей конкуренции объясняется так и не состоявшийся по примеру Дивисенко переход десятикратного чемпиона в намного более плотные слои дзюдоистской "атмосферы"? Где победы имеют иную ценность как для самого спортсмена, так и для страны. Поскольку такого вопроса не прозвучало, остаётся высказать нашу версию. Да, в боязни конкуренции всё дело. Она-то и привела к тому, что Осипенко застрял на долгие годы в самбо. Это, несмотря на все регалии, и сделало его в какой-то степени "картонным" чемпионом.

Слово "картонный" применимо и к его благодетелю — губернатору. Он в своей политико-административной карьере ещё более "картонная" фигура. Дважды избирался по льготной схеме, также избегая конкуренции, ища лёгких путей. И как осипенковское чемпионство в чём-то неполноценное, неполновесное, так и богомазовское губернаторство не вполне легитимное. Словом, "картонный" ведёт "картонного".

Александр ОВЧИННИКОВ

Читайте ещё