Очистка стоков по-прокурорски
Опубликовано: № 15-16 (780-781), 30 июня 2021 г.
В одном из майских номеров мы опубликовали корреспонденцию «Почему бездействует Кубарев?», в которой говорилось о ситуации, сложившейся в 14-тысячном посёлке Климово, где минувшей зимой вышли из строя очистные сооружения. С тех пор, рассказывал автор, канализационные стоки, минуя все степени очистки, сливаются в так называемую карту, представляющую собой большой водоём, сообщающийся с рекой Ирпа, впадающей в трансграничную реку Снов, которая в свою очередь впадает в Десну в районе украинского Чернигова. Климовские общественники забили тревогу, но столкнулись с равнодушием чиновников и представителей надзорных ведомств. Последние отказывались принимать какие-либо меры до поступления письменных обращений, а один из них посетовал вдобавок, что у него отсутствуют резиновые сапоги, «чтобы "лазить" по водоёмам». Сообщалось также, что, получив от ворот поворот, климовчане направили письма в Роспотребнадзор, Росприроднадзор и природоохранную прокуратуру.
Ответ из последней поступил уже после выхода публикации в свет. Природоохранный прокурор С. Антонов сообщил обратившимся, что его ведомство с привлечением сотрудников департамента природных ресурсов и экологии провело проверку и установило: «сточные воды поступают в изоляционные карты, затем проходят очистку и сбрасываются в биопруд, который сообщается с рекой Ирпа. На момент обследования фактов сброса сточных вод без очистки в реку Ирпа не зафиксировано».
Прочитав эти строчки, климовчане призадумались: неужели в природоохранной прокуратуре и экологическом департаменте не нашлось человека, который смог бы объяснить коллегам, как функционируют очистные сооружения? Ведь принцип их действия таков, что канализационные стоки должны поступать не в изоляционные карты, а в аэротенки, в которых и происходит биологическая очистка под воздействием микроорганизмов. После очистки стоки поступают в сообщающиеся между собой изоляционные карты и биопруд, а оттуда — в реку. Иными словами говоря, в изоляционные карты должна поступать уже очищенная вода. В Климово трубу коллектора, по которой сточные воды поступали в аэротенки, обрезали, и теперь отходы человеческой жизнедеятельности сливаются напрямую в карты и биопруд. Могут ли они там очищаться? Такой механизм при строительстве очистных предусмотрен не был. А значит, делают вывод общественники, из природоохранной прокуратуры, прикрывая нерадивых чиновников, им прислали малограмотную отписку.
Обосновывая свои доводы об отсутствии нарушений действующего законодательства при эксплуатации очистных сооружений, прокурор Антонов ссылается и на то, что территориальный отдел Роспотребнадзора произвёл отбор проб воды в Ирпе, и эти пробы «соответствуют действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям». Но с учётом того, что нагородил он в своём ответе про эксплуатацию очистных сооружений, веры этой бумаге у климовчан уже нет. «Нам не известно, где отбирались пробы воды. Если это делали выше по течению реки, тогда всё действительно может соответствовать санитарным требованиям, да и объём, степень загрязнения канализационных стоков тоже всегда разные», — возражают прокурору активисты и требуют провести новую, объективную проверку. И последнее. Во всей этой истории не следует забывать, что неочищенные стоки через реку Снов поступают на территорию недружественной нам Украины. Так что бездействие климовских чиновников и брянских правоохранителей наверняка скажется на и без того не самой светлой репутации нашей страны.
Николай ПЕТРОВ