Брянская область: в передовиках или всё-таки в последнем вагоне?
Опубликовано: № 20 (817), 31 августа 2022 г.
19 августа телеграм-канал "16 негритят" разместил интервью с брянским губернатором А. Богомазом, сопроводив видеозапись беседы говорящим заголовком «Про картофельную столицу страны». Александр Васильевич, являющийся кандидатом сельскохозяйственных наук, в очередной раз рассказал об успехах брянских аграриев и рекордах, которые они продолжают штамповать. Публикуем несколько дословных цитат из беседы губернатора с "негритятами".
Альтернативный взгляд на ситуацию в брянском сельском хозяйстве выразил в недавнем интервью нашей газете кандидат сельскохозяйственных наук А. Субботин, который имеет немалый опыт хозяйственной и административной работы, причём в более тяжёлые для нашей страны 1990-е годы. Для того, чтобы читатель оценил разницу подходов Богомаза и Субботина к одним и тем же событиям, воспроизводим несколько фрагментов из ранее опубликованной беседы с Александром Сергеевичем.
Александр Богомаз: «А МЫ И ЕСТЬ КАРТОФЕЛЬНАЯ СТОЛИЦА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
— Посмотрите, если затронуть сельское хозяйство, да, то что, допустим, представляет наша Брянская область? Брянская область сегодня по всем своим возможностям, по плодородию почвы мы занимаем 60-е место в нашей стране, а по реальным показателям, то есть, мы сегодня первое место занимаем в ЦФО и в России по поголовью рогатого скота, мы первое место в России занимаем по производству картофеля, то есть мы каждый 8-й килограмм картофеля производится на брянской земле. Мы каждый 14-й килограмм кукурузы на зерно производим в Брянской области и самые высокие урожаи по зерну получаем по кукурузе. Мы каждое 12-й килограмм рапса и самый высокий урожай в России получаем в Брянской области. Мы первые по урожайности зерна были в ЦФО по прошлому году и четвёртые в стране. Это вот те показатели, которые говорят о развитии сельского хозяйства и вот поэтому, поэтому, что мы хорошо работаем с мелкосемянными культурами, а рапс относится к мелкосемянным культурам, и по прошлому году мы озимого рапса получили 44 центнера, то и у нас здесь и эндокринный завод московский, вот, принял решение именно попробовать выращивание опиумного мака на территории Брянской области. Это первый проект на территории бывшего Советского Союза. Мы вместе реализовывали с эндокринным заводом, то есть наши работали специалисты, наши учёные, наши сельхозпроизводители, которые помогали им именно не только попробовать реализовать, и вот то, что мы уже видим, то, что мы получили на первых 500 гектаров мака, который был посеян, который получены всходы и получили, уже можно сказать получили, вот, урожай, видно, что он неплохой для первого года, даже для первого года, не только для первого года, а вообще он неплохой — вот это и есть импортозамещение, это полностью будет эндокринный завод на своём сырье выпускать все обезболивающие лекарства, которые необходимы нашей стране, это и медицинская безопасность, понимаете, и продовольственная, и ещё мак будут идти нам у него там, он не без содержания, а сама как бы растение содержит, а мак не содержит, на нашу пищевую промышленность, которая нам нужно для страны порядка двенадцати тысяч тонн мака — вот это проект сегодня реализовывается у нас успешно на брянской земле. И вместе с развитием сельского хозяйства. Потому что мы сегодня по сельскому хозяйству, если мы возьмём, то самые лучшие технологии — они сегодня есть в Брянске. Лучше, лучше нет. То есть мы сегодня для многих мы это внедряли очень долго с нашими учёными, мы разрабатывали, мы учились по всему миру, и мы сегодня это воплотили именно в жизнь, мы воплотили в жизнь сельское хозяйство, которое, понимаете, сельское хозяйство будущего, а оно здесь есть. На бедных почвах, на бедных почвах, на сложными климатическими условиями, но тем не менее, если использовать самые лучшие разработки в сельском хозяйстве, их можно сегодня успешно реализовывать и даже в таком регионе, как Брянская область.
…Сегодня не нужно ехать в Европу для того, чтобы поучиться выращиванию любой культуры, будь то овощеводство, будь то зерновая группа, вот, — она сегодня есть в Брянске.
…А мы и есть картофельная столица Российской Федерации, мы признаны картофельной столицей Российской Федерации.
Александр СУББОТИН: «МЫ КАК БЫЛИ В ПОСЛЕДНЕМ ВАГОНЕ, ТАК И ОСТАЁМСЯ В НЁМ»
— Возьмите картофельно-зерновые хозяйства, например, меленские… Хорошо было бы, если бы они работали на отечественной технике, сортах, химикатах, удобрениях, технологиях. А так — хоть и говорят, что они превзошли Европу по урожайности, но, думается, в совокупных затратах едва ли наберётся 25—30 процентов "свойского" вклада. Основные затраты, включая технологию, семена, средства защиты растений, технику, — всё у них оттуда, из Европы.
Неужели ничего своего у нас нет? Взять хотя бы картофельные семена, которые завозятся с Запада. В Первомайском под Почепом ни с того ни с сего появились посевы мака на опиум. Но там ведь картофелеводческое семеноводческое хозяйство. Десятилетиями предприятие проходило становление, здесь всё было, чтобы развивать собственное семеноводство картофеля, а не привозить из-за рубежа! И ради чего добили зачатки собственного семеноводства? Ради того, чтобы заняться маком, который можно где угодно производить и на обычном грузовичке весь урожай доставить — больше его и не требуется? Нет, именно тут, в центре области, рядом с федеральной трассой понадобился опиум!.. Боюсь, через год-два тут свистопляска кровавая из-за него будет. Не понимаю я, какой логикой руководствовались люди, принимая такое решение.
…Да, у нас ежегодно идёт рост стоимости не только валовой продукции, но и по видам. Зерно, картофель, мясо — вот, пожалуй, и всё. Производство молока, яиц, сильно хромает, здесь, как уже говорил, едва покрывается половина потребности. Это в производственной сфере. Что же касается реализации, то статистика безжалостна: в продажу поступает не более 30—40 процентов от произведённого, а по яйцам и того хуже — ноль. Последняя птицефабрика, производившая куриное яйцо, знаменитая "Снежка", пошла в распыл. Хотя сохранить её, насколько знаю, можно было без особых проблем. А в былые времена чуть ли не в каждом районе работали предприятия по переработке овощей, фруктов. Исчезли. Переработка картофеля — то же самое. Была попытка сделать переработку его на чипсы под Брянском. Увы, не получилось. Остаются нерешёнными вопросы строительства предприятий, которые могли бы производить растительные масла. Поэтому и возим подсолнечник, рапс потоками бог знает куда. В Беларусь, Европу… К нам возвращаются масла. А почему сами не можем делать их? Между тем в развитии обрабатывающих производств мне видится основной путь к стабилизации и оздоровлению демографической ситуации в области...
Брянщина, как известно, бедный, а точнее самый бедный регион среди соседей по среднедушевому производству продукции. Орёл, Смоленск, Калуга, Курск — мы на последнем месте по этому ключевому показателю. У нас производится чуть более 200 тысяч рублей на душу, а в Калуге, например, под 500 тысяч. Да, у нас есть рост, но он есть ведь и у наших соседей. В итоге мы как были в последнем вагоне, так и остаёмся в нём.