Губернатор и прокуратура: о каком содействии речь?

Опубликовано: № 1-2 (830-831), 25 января 2023 г.

Два Александра - губернатор А. Богомаз и облпрокурор А. Войтович
Два Александра - губернатор А. Богомаз и облпрокурор А. Войтович

Вскоре после новогодних праздников стало известно о возобновлении в Советском районном суде Брянска процесса по уголовному делу в отношении экс-директора областного департамента соцзащиты И. Тимошина, которого обвиняют в непредоставлении сиротам жилья и нарушении их прав. В октябрьской публикации «"Дело Тимошина": продолжение всё же следует» мы рассказали о том, как это дело рассматривалось брянской Фемидой, которая сначала оправдала чиновника, а затем отменила оправдательный приговор. О некоторых перипетиях тщательно замалчиваемой истории стало известно лишь после того, как в интервью информационному агентству ТАСС о ней высказался председатель Следственного комитета России А. Бастрыкин. А замалчивалась она, видимо, потому, что ниточка, если хорошенько за неё потянуть, могла привести к губернатору А. Богомазу. Ведь какими бы серьёзными полномочиями ни обладал г-н Тимошин, но главный вопрос — о финансировании выделения сиротам жилья — не в его компетенции, это прерогатива главного распорядителя бюджетных средств, которым в нашей области является г-н Богомаз.

Итак, "дело Тимошина" пошло по новому кругу. Чем завершится его рассмотрение на этот раз, сказать сложно, хотя после того, как о нём заговорили на федеральном уровне, вряд ли исход будет для бывшего областного чиновника таким же положительным. Но только вот на решении проблемы обеспечения жильём детей-сирот это никак не сказывается: как не менялось ничего кардинально при г-не Тимошине, так не меняется и при сменившем его в должности руководителя департамента бывшем прокурорском работнике Е. Петрове.

…Есть среди тех брянских СМИ, которые продолжают выходить на бумаге, "Брянская учительская газета". Учреждённое департаментом внутренней политики, это издание финансируется из областного бюджета, так что особых материальных трудностей испытывать не должно. А значит, должны быть и время, и возможности для решения более важных задач, стоящих перед журналистами. Ведь одно из основных предназначений СМИ, учреждённых властью, не только публиковать официальную информацию о деятельности государственных и муниципальных органов и слепо поддакивать своим учредителям, а искать и высвечивать дефекты и недостатки, помогать чиновникам увидеть то, что они по каким-то причинам не видят или же не хотят видеть. И спрос с журналистов, которые призваны заниматься такой деятельностью за бюджетный счёт, должен быть повыше, чем с их коллег из других, неофициальных и небюджетных СМИ. Что же мы видим в случае с "Брянской учительской"?

В канун Дня работника прокуратуры, отмечающегося в России 12 января, и следующего за ним Дня российской печати, эта газета разместила интервью со старшим помощником прокурора области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Э. Симутиной. Сам факт выбора собеседника немного удивил — такое интервью было бы намного более уместным в преддверие Дня защиты детей, а когда отмечается ведомственный праздник, хотелось бы увидеть более серьёзный разговор, и с более титулованным собеседником. Помнится, когда А. Войтович только возглавил областное прокурорское ведомство, он со своими заместителями и начальниками отделов проводил в этот день пресс-конференции для журналистов разных СМИ — не только провластных, но и независимых, оппонирующих власти. Но по мере сближения прокурора с губернатором, которое крайне нежелательно в надзорной практике "государева ока", прямое общение с журналистами стало сходить на нет, и теперь мы видим, что за всю облпрокуратуру в её профессиональный праздник "отдувается" лишь старший прокурорский помощник.

О чём же рассказала журналисту "Брянской учительской" г-жа Симутина? Читая интервью, не мог отделаться от мысли, что оно похоже на очередную отписку, сродни тем отпискам, которые часто получают от прокуроров граждане, обращающиеся в главное надзорное ведомство за защитой своих прав. Ну вот, например, бравое заявление: «Работа по защите прав детей в прокуратуре за последние два года была перестроена самым коренным образом. Соблюдение прав несовершеннолетних для нас в приоритете». Каким таким "коренным образом" перестроена работа, где результаты этой коренной перестройки? Сие осталось тайной за семью печатями.

Или вот ещё одно громкое заявление: «Особое (выделено мной — прим. авт.) внимание уделялось вопросам защиты прав и интересов детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, были защищены права несовершеннолетнего ребёнка-инвалида, страдающего ревматоидным артритом с системным началом, помогли получить жизненно необходимый препарат, назначенный ему в Морозовской детской городской клинической больнице в Москве». Казалось бы, если защите прав детей-инвалидов уделяется особое внимание, то и результаты должны быть особыми, впечатляющими, и о них стоит рассказать подробнее. Но что мы видим? Лишь один пример, будто больше и нет на Брянщине нарушений этих прав…

Приводится статистика работы брянских прокуроров, которые выявили в 2022 году около 8 000 нарушений законодательства в области защиты прав несовершеннолетних, принесли в целях их устранения более 700 протестов и внесли более 1 800 представлений. Всё это хорошо, но почему не говорится о результатах их рассмотрения, ведь известно, например, что те же представления очень часто являются актами всего лишь формального реагирования?

Говоря о предупреждении совершения правонарушений и преступлений, г-жа Симутина говорит об усилении профилактической работы с детьми и молодёжью: «Например, прокуроры приходят в школы, детские дома и детские сады и в доступной для детей форме проводят уроки патриотизма и правовой грамотности». Было бы любопытно посмотреть на урок правовой грамотности в детском саду, а что до патриотизма… Намного больше пользы принесли бы прокуроры, добившись качественного улучшения питания в школах и детских садах или, выражаясь словами Симутиной, перестроив коренным образом работу комиссий по делам несовершеннолетних и добившись изменения их состава — так, чтобы эти органы прекратили быть формальными и занялись реальной работой, а не зачастую её имитацией…

А теперь — о жилье для сирот. Зашёл разговор и о нём, и этот фрагмент мы процитируем дословно.

Журналист: «На Брянщине активно развивается строительная отрасль, благодаря чему успешно решается проблема с жильём для детей-сирот. Прокуратура Брянской области также уделяет этому вопросу большое внимание. Что сделано в минувшем году?».

Прокурор: «В 2022 году благодаря содействию (так в тексте — прим. авт.) прокуратуры и губернатора Александра Богомаза детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, было предоставлено 284 жилых помещения, из них 216 на первичном рынке жилья».

Как уже говорилось выше, "Брянская учительская газета" — официальный рупор областного правительства. И понятен настрой её сотрудников проводить интересы этого правительства. Как и понятна мотивация представителя прокуратуры выгодно представить интересы своего ведомства. В результате и возникла хрестоматийная ситуация, когда кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

Но о каком содействии прокуратуры и губернатора речь, в чём оно заключается? Губернатор и его подчинённые обязаны решать вопрос предоставления сиротам жилья, а прокуратура обязана контролировать исполнение чиновниками требований закона. Что видим на практике? Выделено 284 жилых помещения, а количество сирот в очереди на получение жилья — более 2000! Прокуратура оказывает содействие губернатору в нарушении прав многих сотен брянских сирот? Или губернатор оказывает содействие прокуратуре в том, чтобы хотя бы несколько сотен сирот наконец-то получили жильё? Ответа, увы, нет. Но есть вопрос: а если бы между прокуратурой и губернатором не было содействия, не решались бы вопросы обеспечения жильём тех, кому оно положено за счёт бюджета, более оперативно?

В публикации «"Дело Тимошина": продолжение всё же следует» мы приводили слова руководителя Следственного комитета Бастрыкина о том, что в других регионах «решают проблему отсутствия необходимого количества жилых помещений для сирот путём выплаты нуждающимся компенсации за аренду жилья». В Брянской области, губернатор которой постоянно хвалится растущим бюджетом, такой практики нет. Права сирот продолжают нарушать, а чуть ли не каждый случай выделения им жилья стараются превратить в повод для пиара.

…Более всего из интервью г-жи Симутиной хотелось бы узнать о деле г-на Тимошина: что не так он сделал с жильём для сирот и что не так вышло с рассмотрением этого дела в оправдавшем чиновника Советском райсуде? Мог бы журналист, бравший у прокурора интервью, поинтересоваться и тем, почему только после вмешательства главы Следственного комитета страны стало известно о том, что оправдательный приговор отменён задолго до того, как информация об этом прозвучала в публичном пространстве. Но ни слова об этом в публикации "Брянской учительской газеты" мы не нашли.

Николай БАБУШКИН

Читайте ещё