Беспилотники над Брянском: что бы это значило?

Опубликовано: № 19 (848), 8 сентября 2023 г.

Обломки одного из беспилотников попали в здание регионального Управления Следственного комитета РФ
Обломки одного из беспилотников попали в здание регионального Управления Следственного комитета РФ

Последние два дня лета запомнятся жителям Брянска атаками украинских беспилотных летательных аппаратов. Среди объектов, оказавшихся под ударом, — завод "Кремний" и телебашня. Обломки сбитых беспилотников попали в здания регионального управления Следственного комитета России, гостиницы областного правительства, упали на проспекте Ленина недалеко от офиса "Россельхозбанка". А жители Фокинского района города слышали сразу несколько взрывов и наблюдали за тем, как недалеко от новой дороги в Володарский район в воздухе разлетаются обломки.

После начала специальной военной операции наш регион стал, по сути, прифронтовым. Расположенные вдоль российско-украинской границы населённые пункты регулярно подвергаются обстрелам с украинской стороны, происходят стычки пограничников и приданных им подразделений Минобороны с ДРГ, пытающимися проникнуть на нашу территорию. Но Брянск, находящийся в нескольких сотнях километров от границы, продолжал жить мирной жизнью, и о том, что на территории соседнего государства полыхает вооружённый конфликт, большинство жителей города узнавало из выпусков новостей и публикаций СМИ.

Почему в последнее время Брянск стали активно атаковать украинские беспилотники, с чем это может быть связано и как вы оцениваете эти атаки — на эти вопросы мы попросили ответить брянского политолога В. Горбачёва, бывшего директора БЗПП (так назывался в советские годы завод "Кремний") В. Гребенщикова и бывшего лидера брянских социал-демократов, общественного активиста Н. Руденка.

Владимир ГОРБАЧЁВ, кандидат философских наук, доцент:

— Во-первых, за этим скрывается, судя по всему, смена тактики военных действий со стороны Вооружённых сил Украины. В так называемом "летнем контрнаступлении" их успехи оказались далеко не такими, какие изначально планировались. Отсюда — поиск новых способов действий, направленных на решение ряда несколько иных задач, включая внешнюю демонстрацию своих возможностей, морально-психологическое воздействие на жителей России, поиск слабых звеньев и "окон" в системе российской ПВО. Судя по всему, некоторые технические и иные возможности для этого у них сейчас уже есть.

Во-вторых, Брянщина сегодня — это не только приграничье, потенциально военная зона, но ещё и прямой транзитный коридор между Киевом и Москвой с коротким расстоянием. В этом коридоре есть много визуальных "точек" для навигации беспилотных средств. Это даёт украинской стороне возможность наносить, как говорят военные, "беспокоящие удары" по городам Центральной России, включая и столицу нашей страны. Конечно, военный эффект от этих ударов не всегда имеет место, но желаемая медийная "картинка" всё же создаётся. Дескать, видите, наша длинная "рука" уже и до Москвы достала…

Происходящие события не только подтверждают репутацию августа как "месяца катастроф" — массированные атаки беспилотников на российские территории и объекты имели место и ранее. Например, в июле произошли атаки на Новороссийск, Севастополь, Крымский мост. На мой взгляд, всё это говорит также и о затяжном характере имеющего место конфликта между двумя соседними государствами, который периодически проявляет себя в формах эскалации, т.е. обострения. Надо понимать, что налёты беспилотников — это проявление так называемой гибридной войны, в которой, кроме военных, применяются и изощрённые технологии информационного, психологического, смыслового характера. Такая война не всегда очевидна, очень часто она непредсказуема. Иногда кажется, что её даже и нет, можно расслабиться и отдыхать, а потом вдруг… раздаются "громкие хлопки" где-нибудь возле телецентра или в ином месте. Ко всему этому наше общество должно быть подготовлено, а задача государства — должным образом обеспечивать безопасность своих граждан.

Вячеслав ГРЕБЕНЩИКОВ, бывший директор БЗПП:

— Понятно, почему участились удары по Брянску. На Украине ведь не скрывают, что собираются до конца года произвести и закупить примерно 200 тысяч беспилотников. То есть, с одной стороны, у них налажены производство и поставки беспилотников, с другой — в нашей противовоздушной обороне есть дыры. Это, на мой взгляд, две главные причины того, что наш город стали атаковать с помощью беспилотников. В своё время в Брянске находился штаб округа ПВО, которая образовывала первое кольцо противовоздушной обороны Москвы. Дрон, конечно, не самолёт, но если бы дивизию не ликвидировали, на её базе проще было бы организовать надёжную противовоздушную оборону.

Каким образом выбираются цели для ударов? Как я понимаю, ориентируются на объекты, вывод которых из строя может дать максимальный эффект при наименьших затратах. А это значит, надо ждать ударов по предприятиям, которые занимаются комплектацией. В советское время в стране самым широким образом была организована кооперация. Крупнейшим заводом по производству стратегических ракет в СССР был днепропетровский "Южмаш". Там производились не только стратегические, но и крылатые ракеты. На этом заводе работали одновременно десятки тысяч человек. Так что на Украине знают профиль наших заводов и выбирают те, поражение которых, по их мнению, нанесёт наибольший вред нашему ВПК.

В последние дни мне часто приходилось слышать такие слова: специальная военная операция продолжается более полтора лет, мы постоянно слышим и читаем в сводках, сколько перемолото украинских сил, но при этом они всё глубже и глубже бьют по территории России… Могу привести такую аналогию. На Фокинском цементном заводе стоят мощные мельницы. Мелющими телами там являются металлические шары. Так вот, перемалывая трепел, они постепенно изнашиваются. Это я к тому, что, согласно законам физики, процесс перемалывания носит обоюдный характер. В этом главная проблема. На мой взгляд, диванного стратега, не обладающего специальными военными познаниями, Россия потеряла стратегическую инициативу. Украина выиграла время, плюс за её спиной выросли страны НАТО, а их более тридцати. И теперь, как я понимаю, предстоит перемолоть военный потенциал этих стран. Задача, мягко говоря, достаточно сложная. Как будут развиваться политические процессы, я не могу сказать, но хорошо знаю, как происходят физические.

Николай РУДЕНОК, депутат Брянской областной Думы III—IV созывов (2000—2009 гг.):

— Видимо, украинцы пришли к выводу, что сегодня нам нечем эффективно им ответить. Как я понимаю, у нас есть определённые проблемы с противовоздушной обороной, иначе беспилотники так свободно по нашей стране не летали бы.

Цели для своих атак украинцы выбирают не просто так. Стараются поразить стратегические объекты — аэропорт, военный аэродром, телебашню, а также те предприятия, которые, как они считают, участвуют в производстве оружия. Ну и, конечно, одна из главных их задач — устрашение населения. Моя внучка с ребёнком-грудничком в эти дни была в Брянске у бабушки — она живёт как раз напротив завода "Кремний", который подвергся атаке. После того, что произошло в ночь на 30 августа, они настолько испугались, что мы были вынуждены срочно отвезти их в Москву.

Также, на мой взгляд чисто гражданского человека, лишены всякого тактического и стратегического смысла, кроме как устрашения населения, постоянные обстрелы с украинской стороны населённых пунктов вдоль границы — Белой Берёзки, Климово и других. Снаряды и мины попадают в жилые дома, гибнут люди… Не знаю, может, кто-то на Украине расценивает эти атаки как ответ на поражение российской армией объектов на их территории, но, как нас постоянно заверяют официальные представители Минобороны, наши военные применяют высокоточное оружие, чтобы избежать потерь среди украинского мирного населения.

Не могу не коснуться ещё одного вопроса, который волнует многих: когда закончатся атаки и обстрелы? Это произойдёт только когда прекратится военный конфликт и наступит мир.

P.S. После подготовки этого материала к печати атаки украинских беспилотников на Брянск продолжились. Утром 7 сентября беспилотник сбили над железнодорожным вокзалом Брянск I, разлетевшимися обломками повреждены остекление в здании вокзала и несколько автомобилей на привокзальной площади. А вечером, перед самым подписанием номера в печать, нам сообщили, что произошла новая попытка атаковать завод "Кремний"...

Читайте ещё