Наукой прикрываются
брянские власти, затеявшие гробокопательство в одном из самых знаковых мест областного центра
Опубликовано: № 21 (850), 20 октября 2023 г.
В прошлом номере, в материале «Погрязли во вранье», мы рассказали о ситуации вокруг могилы лидера брянских большевиков, первого председателя Брянского уездного исполкома И. Фокина, которую местные чиновники во главе с "дневным" губернатором А. Богомазом и его лепшим дружбаном, "ночным губернатором" С. Антошиным решили перенести на Центральное кладбище Советского района г. Брянска. Мотивируется эта затея письменной просьбой родственников революционера и тем, что могила-де мешает грядущему строительству автомобильной развязки на пересечении улиц Калинина и Горького. И про странное послание правнучки Фокина, и про развязку, строить которую сначала и не думали, а потом вдруг надумали, в нашей публикации говорилось довольно подробно. А вскоре после её выхода в свет был обнародован ответ, поступивший из Министерства культуры России в обком КПРФ. Из этого документа мы узнали, что разрешения на перенос могилы Фокина у брянских чиновников нет, пакет документов, необходимых для рассмотрения вопроса, в министерство представлен не был. Сразу же возник вопрос: а получили ли брянские чиновники разрешение на проведение раскопок рядом с могилой и вскрытие склепа, в котором находится гроб с останками революционера?
У кого-то может возникнуть вопрос: а причём здесь федеральное министерство, если перенос захоронений относится к вопросам местного значения? Но могила Игната Фокина — это объект культурного наследия регионального значения, который, как и другие памятники, подлежит государственной охране. В министерстве указывают, что «решение о перемещении объекта культурного наследия может быть принято исключительно Минкультуры России», а для того, чтобы этот вопрос был рассмотрен, к ним должно поступить «соответствующее обращение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации» с приложением необходимых документов. В их числе должны быть заключение, обосновывающее необходимость перемещения объекта «в связи с невозможностью его сохранения на настоящем месте расположения в силу наличия негативных воздействий неустранимого характера», а также акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта «со сводкой результатов общественного обсуждения». Решение о возможности перемещения объекта может быть принято министерством только после поступления всех необходимых материалов.
Что делают брянские чиновники? Не получив никаких согласований и разрешений, они начинают публично рассуждать о переносе могилы как о деле уже решённом. Чего стоит хотя бы заголовок размещённой 21 сентября на официальном сайте Брянской горадминистрации публикации: «Сергей Антошин: "Работы по перезахоронению Игната Фокина ведутся под моим контролем"». Из этих слов следует, во-первых, что работы по перезахоронению уже ведутся, а во-вторых — что их ход контролирует лично первый заместитель брянского мэра. Получив после этого министерский ответ о том, что вопрос о переносе могилы Фокина ещё даже не рассматривался, брянские коммунисты вполне обоснованно возмутились действиями городских чиновников и разместили на партийном сайте материал под заголовком «Много на себя берёте!», в котором заявили о незаконности развернувшегося гробокопательства. После этого бросилась оправдываться пресс-служба горадминистрации, принявшаяся заверять, что действия чиновников законны и попутно обвинившая коммунистов и подхвативших тему журналистов некоторых СМИ в том, что те «неверно истолковали риторику министерства». В публикации пресс-службы говорится о некоем «алгоритме действий»: раскопки рядом с захоронением были полевыми работами, главная цель которых — обнаружить гроб Фокина — достигнута. После чего доступ к склепу был засыпан песком, и теперь «ведётся камеральная обработка полученной информации». А впереди ещё — и «большая научная работа». Интересно, какая же это научная работа, что вздумали исследовать в более чем столетней могиле? Не штамм ли сыпного тифа, от которого умер Фокин? Но намного интереснее узнать всё же, имеется ли разрешение на проведение всех этих "научных" изысканий? А если имеется, то кто это разрешение выдал и на каком основании? Ответов на эти, на сегодняшний момент главные, вопросы в публикации пресс-службы администрации не содержится. А ответить придётся, и теперь уже не только пресс-службе — насколько известно, курирующий Брянскую область депутат Госдумы Н. Иванов обратился с запросом в Генеральную прокуратуру, попросив прокуроров из столицы проверить законность действий брянских чиновников.
К слову, несмотря на то, что никакой разрешительной документации на перенос могилы Фокина у чиновников не имеется, их затея уже обошлась налогоплательщикам в 2 миллиона 940 тысяч рублей — столько заплатят за одну лишь разработку научно-проектной документации по перемещению захоронения. И одной этой суммой траты на гробокопательство из городского бюджета, в котором зияет немало финансовых дыр, не ограничатся.
Александр ИВАНОВ