В лучах чужой славы
греется жуковский литературный ловкач по фамилии Белый
Опубликовано: № 41 (482), 22 ноября 2013 г.
В № 15 за 19 апреля с.г. мы обращались уже к интригам в областном отделении Союза писателей, к персоне его руководителя Владимира Сорочкина. Эту его ипостась достаточно полно осветила жуковская поэтесса Валентина Чирок, показавшая на конкретных фактах литературного вожака Сорочкина человеком мелким, мстительным, своекорыстным, а главное — неспособным к объединению литературных сил. На днях мы получили ещё одно послание от Валентины Ивановны, которая рассказывает об альянсе Сорочкина и теперь уже бывшего руководителя Жуковского литобъединения "Стожары" Григория Белого.
Владимир Сорочкин — разносторонний человек. Соответственно, и слухи вокруг него ходят разные. Помимо литературного поприща есть у него связанное с руководством Общественным советом областного УМВД. И у нас поговаривают, что именно в этом качестве Сорочкин вступился за полицейского, который ни за что ни про что убил жителя деревни Быковичи Жуковского района. Говорят также, что он подготовил документы в Союз писателей России на нашего земляка Белого Григория Владимировича, который занимается плагиатом, то есть заимствует (списывает) чужие стихи и выдаёт их за свои.
Последнее не является таким уж слухом. Григорий Владимирович, о котором я знаю не понаслышке, несколько лет назад работал при Брянском отделении Союза писателей России заместителем Сорочкина по пропаганде художественной литературы. И были они очень хорошими друзьями. Вообще Белый, в некотором роде, человек "уникальный". Родился и учился в Жуковке. Затем был технический вуз в Брянске, работа на Жуковском велозаводе и на Украине. Женитьба, рождение детей. Всё как у всех. И всё же с ранних лет жила в его душе мысль, что он не такой, как все, он исключительный, лучше других, и поэтому достоин другой, лучшей участи. Может быть, так и проявляется мания величия. Тем более, что у него и некоторые артистические способности имеются и даже некоторые литературные. По его мнению. Григорий Владимирович, действительно, обаятельный человек, неплохой оратор, умеет складывать рифмы и упражняться в прозе.
Возвратившись в Жуковку, он становится руководителем местного литобъединения. Но так как эта деятельность никак не оплачивалась, Гриша, используя своё техническое образование и технический опыт, устаивается на подработку к одному известному учёному-физику. Потом он чужие разработки выдаст за свои и якобы за "своё техническое творчество" где-то получит золотую медаль, о чём время от времени будет говорить знакомым и друзьям. Возможно, этот разовый опыт и послужил началом систематической практики литературного воровства. И вранья.
С помощью такого вранья он чинил препятствия членам "Стожаров", искавшим возможности встретиться с аудиторией. Одну из таких встреч в Бежице он отменил по причине её политической окраски. Когда же я, будучи тогда собкором "Брянской учительской газеты", всё же поехала на неё, выяснилось, что никакой политической окраски там не было. Выступали поэты из различных районов области, в том числе — и наш Белый. Был и Сорочкин со своей свитой. Я тоже выступила. Белый тогда был в полной растерянности. Короче, складывалось впечатление, что он старается перегородить дорогу другим, а Сорочкин ему в этом потворствует. Свои маленькие заслуги, если они появлялись, Белый пытался раздуть, делая из мухи слона. Вот последний факт. Григорий Владимирович, считая себя талантливым человеком, участвует во Всероссийских литературных конкурсах. Правда, победителем не выходил ни разу. Зато в 2012 году во Всероссийском литературном конкурсе Светланы Савицкой "Золотое перо Руси" стал дипломантом по детской прозе, то есть был награждён дипломом конкурса. Но почему-то в "Новой Жуковской газете", которая рассказала об этом факте, значится как лауреат. Именно так подал себя редактору. А тот поверил. Ещё ранее благодаря дружбе с тогдашним редактором районной газеты "Жуковские новости" Григорий организует большую статью о себе любимом, технически талантливом человеке. Потом эта статья была направлена и в областные газеты.
Под крылом у Сорочкина он появился после того, как руководитель Союза брянских литераторов С. Сеньков раскритиковал его стихи и посоветовал попробовать себя в прозе. Григорий сильно обиделся, и вскоре уже жуковские "Стожары" оказались в составе сорочкинского отделения Союза писателей России. Ну а теперь — о главном. О недопустимом. О литературном воровстве или, по-мудрёному выражаясь, плагиате.
Ещё свежи в памяти времена, когда сам Белый выступал против плагиата. Когда старейший жуковский писатель Пётр Митин позаимствовал у другого автора стихотворение "Восемь" про афганских вертолётчиков и это, благодаря сотрудникам районной газеты, стало известно всему району, Белый клеймил позором своего собрата по перу. Но, как оказалось, сам ещё с 90-х годов потихоньку подворовывал чужие стихи и даже прозу. У Асадова, Омара Хайяма, писателя Чарушина. Например, в своём литературном сборнике «Из далёкой дали» на странице 36-й в стихотворении «Берегите счастье» проявил настоящее литературное пиратство, используя строчки из стихотворения Асадова «Дорожите счастьем, дорожите». Нашли сей шедевр А. Сытиков и Г. Пиликова, о чём последняя и поведала в "Одноклассниках". А четверостишие из Омара Хайяма Белый использовал в стихотворении «Потерпевшей». Он даже и песни стал писать, используя чужие стихи. Например, слова известной в Жуковке песни "Музыка молчания" "официально" принадлежат Белому. Хотя, как оказалось, их автор — французский поэт XIX века С. Малларме.
Не буду множить примеры подобного заимствования в стихах Белого. Это слишком долго и утомительно. Скажу лишь, что поначалу наш пострел тырил у почивших в бозе авторов (поподробнее об этом можно узнать на сайте "ГАЛИНА)))", на который я случайно натолкнулась в "Одноклассниках"). Но в последнее время, видимо, уверовав в свою безнаказанность, Белый стал присваивать и стихи ныне живущих поэтов. У Юрия Вилюгова из его стихотворения «Свечка» многое "свистнул" и вставил в своё «Две свечки», которое поместил на сайте конкурса "Золотое перо Руси" (из трёх стихотворений, представленных там, — два заимствованы у других поэтов). Вилюгов на том же сайте "ГАЛИНА)))" посоветовал Белому немедленно убрать заимствования. А ещё одна посетительница сайта, Ангелина Муравьёва (Учакина), заявила, что господин Белый, видимо, не знает о том, что такое интеллектуальная собственность и о том, что она защищена законом.
Знает ли о плагиате Сорочкин? Могу утверждать: знает. Слышала об этом кое от кого из его окружения. Не без ведома, а скорее всего, по предложению Владимира Евгеньевича, в жуковских "Стожарах" недавно был… назначен новый руководитель. И сделал это сам Белый, вероятно опасаясь скандала как раз по поводу плагиата. Хотя всем членам литобъединения объяснил свою отставку усталостью. Вместо Белого руководить литобъединением стал молодой поэт Александр Никитин, к сожалению, пока не имеющий ни одной изданной книжки. Вряд ли состояние здоровья позволит ему полноценно руководить литобъединением. Но как раз это больше всего устроит Белого. Он будет по-прежнему на коне. Де-факто. Правда, Сорочкин, как сообщают его окружения, боясь шумного скандала, пока не торопится с процедурой вступления жуковского литвора в Союз писателей России. Думается, это временно, пока не утихнут страсти. Григорию же теперь только и осталось — пробовать себя в фантастике, благо, поле для заимствований тут имеется широчайшее. А Сорочкину могу только напомнить известную русскую пословицу: "Скажи мне, кто твой друг…". Далее — он знает сам.
Валентина ЧИРОК,
г. Жуковка
P.S. Пока этот материал готовился к печати, стало известно: "Новая Жуковская газета", где он подрабатывал, узнав о первом факте плагиата со стороны Григория Владимировича, сразу же отказалась от сотрудничества с ним. А его друг и помощник А. Никитин вскоре после своего назначения отказался от руководства "Стожарами".
Для того чтобы у читателя не было сомнений в наличии плагиата, воспроизводим стихотворение Григория Белого (декабрь 2012 г., конкурс "Золотое перо Руси"):
ДВЕ СВЕЧИ
В ночи сиротливо горела свеча —
Воск слёзками лился по телу потоком…
Никто её, скромную, не замечал
И было ей грустно и так одиноко.
И мнилось свече, что горит она зря,
Что пламени, света никто не заметит.
Все люди ночами, усталые, спят,
Спят даже и те, кто нуждается в свете.
Немой силуэт вдруг возник невзначай:
Девчонка шагнула из тьмы полуночи -
На юном лице — слёзы, боль и печаль…
Горящей свече захотелось помочь ей.
В таинственном танце плясал огонёк
И девочка робко слезинку смахнула,
Скомкала в ладошке промокший платок,
Озябшие руки к огню протянула.
Ей сердце согрели потоки тепла,
Душа просияла улыбкой лучистой.
И свечка безмерно так рада была
Свет пламени ей подарить бескорыстно.
Они обнялись у окна. Две свечи.
Как две самых верных и лучших подруги.
Но тут ветерок задышал из ночи
Сквозь щель из неплотно прикрытой фрамуги.
Тревожно забился желанный огонь —
Малюсенькой свечке грозила опасность,
Но путь ветерку преградила ладонь…
Большая подруга не дала погаснуть.
Вот так и стояли вдвоём у окна
Надеясь на то, что, быть может, заметит
Их кто-то ещё, кому помощь нужна…
Кто тоже сегодня нуждается в свете.
Настоящий автор этого стихотворения Юрий Вилюгов, его стихотворение "Свечка" было опубликовано в сборнике христианской поэзии "Прикосновение-2" (Санкт-Петербург, 2009 г.) Вот оно:
СВЕЧКА
В ночном полумраке горела свеча:
Стекали слезинки по телу потоком.
Никто её в комнате не замечал
И было от этого ей одиноко.
Казалось свече: что горит она зря,
И искорку света никто не заметит.
Ведь жители ночью, как правило, спят
И вряд ли здесь кто-то нуждается в свете.
Но вдруг силуэт увидала свеча:
К ней женщина вышла из сумрака ночи:
На бледном лице отражалась печаль
И свечке всем сердцем хотелось помочь ей.
В причудливом танце плясал огонёк
И женщина робко слезинку смахнула.
Отбросив на тумбочку мокрый платок,
Озябшие руки к свече протянула.
Почувствовав сердцем частичку тепла,
Душа засветилась сияньем лучистым.
А хрупкая свечка так рада была
Свой свет человеку дарить бескорыстно.
Обнявшись, к окну подошли две свечи,
Как две самых близких и лучших подруги.
Вдруг ветер подул из холодной ночи
Сквозь щели неплотно закрытой фрамуги.
Тревожно забился на нитке огонь
И маленькой свечке грозила опасность,
Но путь в темноту преградила ладонь:
Большая свеча не дала ей загаснуть.
Вот так и стояли они у окна
В надежде на то, что быть может заметит
Их кто-то ещё, — кому помощь нужна,
Кто очень сегодня нуждается в свете.
В заключение процитируем слова Юрия Вилюгова: «Плагиата со стороны Григория Белого я не потерплю и поэтому советую ему как можно быстрее удалить "Две свечи" со всех ресурсов, где он его публиковал, и попробовать написать что-то по-настоящему своё!».