Ошибка Валерии Захаровой

Опубликовано: № 5 (862), 19 марта 2024 г.

В.Д. Захарова в парке краснорогской усадьбы А.К. Толстого. 14 апреля 2022 г.
В.Д. Захарова в парке краснорогской усадьбы А.К. Толстого. 14 апреля 2022 г.

Бедственному положению усадьбы Алексея Константиновича Толстого в Красном Роге — памятника культурного наследия федерального значения — мы посвятили не один десяток публикаций. Все они со временем могут стать серьёзным подспорьем для правоохранительных органов, которым рано или поздно придётся обратить внимание на то, что ныне действующая областная верхушка попросту уничтожает материальную память о писателе и его эпохе. Разгром, учинённый в толстовской усадьбе, вполне вписывается в общую канву действий богомазовцев. Назовём её "рекордной". И один из таких "рекордов" поставлен как раз в Красном Роге, где буквально за несколько лет практически уничтожили уникальные усадебные объекты, сохранившиеся с толстовских времён. Пережившие бурный двадцатый век с его войнами и революциями, чудом сохранившиеся в довольно хорошем состоянии до наших дней, но не сумевшие пережить десятилетнего правления вороватых стародубских мужиков.

Эти объекты могли бы сохраниться и на этот раз, но, на их беду, в 2017 году отмечался 200-летний толстовский юбилей. К таким датам в столице отношение особое, поэтому правительственным постановлением Брянщине было выделено более двухсот миллионов рублей из федерального бюджета на усадебную реконструкцию. Если бы такие средства перепали региону при другой управленческой команде, можно было бы сделать многое, но при губернаторе Богомазе их решили просто "распилить". И "распилили" бы, если бы не грянул скандал…

Валерия Даниловна Захарова занимается защитой толстовского Красного Рога ещё с советских времён, и в этой своей борьбе добилась определённых результатов. Но едва ли не все они относятся к добогомазовским временам. Нынешний брянский губернатор привык слышать лишь себя, под стать начальнику — и поведение рекрутированных им чиновников. Соблюдение законов, следование традициям — всё это вторично по отношению к их личному восприятию того, что нужно, а что не нужно области, городу… Такой подход свирепствует во всём, в том числе и в отношении к памятникам истории и культуры. Захотели губернаторские подручные "осовременить" парк в толстовской усадьбе, попутно уничтожив строения, сохранившиеся с толстовских времён и возведя на их месте современные самострои — вперёд и с песней, захотел сам губернатор возвести кольцевую развязку на пересечении улиц Горького и Калинина — долой могилу брянского революционера Игната Фокина! Этот перечень можно продолжать…

В середине десятых годов, когда тогдашнее руководство областным департаментом культуры стало продвигать гибельный для толстовского Красного Рога проект реконструкции, взбунтовались представители общественности во главе с Захаровой. Были проведены слушания, на которых от этого проекта, что называется, не оставили камня на камне, обосновав его губительность для памятника культурного наследия. Чиновники с железной аргументацией представителей общественности были вынуждены согласиться, но поскольку федеральные миллионы на реконструкцию усадьбы уже были выделены, решили идти напролом. За короткое время был снесён дворовый флигель, на месте которого возвели новодел, раскурочен флигель, в котором проживала супруга писателя С.А. Толстая. Добрались "реконструкторы" и до гостевого флигеля, который, единственный из четырёх флигелей, сохранившихся с толстовских времён, был внесён в реестр федеральных памятников истории и культуры как самостоятельный объект: с него содрали обшивку, оставив гнить двухсотлетние стены, изменили планировку внутренних помещений, вместо гонтовой* кровли сделали современную металлическую… В таком состоянии застала Захарова усадебные объекты, приехав в Красный Рог осенью 2016 года.

После критических публикаций, проиллюстрированных фотографиями устроенного в усадьбе разгрома, "реконструкторы" были вынуждены отступить. 200-летие писателя в Красном Роге отметили на фоне полуразрушенных объектов, затянутых маскировочной сеткой. Выделенные из федерального бюджета миллионы вернули обратно, но от идеи распила не отказались. С этой целью на реконструкцию усадьбы были выделены средства уже из областного бюджета. А в качестве проекта реконструкции решили использовать… тот самый забракованный общественниками и якобы немного доработанный проект. Валерия Даниловна снова стала бить тревогу, доказывая, что такой проект доработать нельзя, что нужен совсем другой проект, который не уничтожит памятник, а сохранит хотя бы то, что ещё осталось от него. Но директор областного краеведческого музея по фамилии Кулешова отмахивается от неё: «проектная документация прошла государственную историко-культурную экспертизу (далее ГИКЭ — прим. авт.), получила положительные заключения государственной экспертизы ФАУ "Главгосэкспертиза России" (далее ГГЭ — прим. авт.)», а «проведение повторного общественного обсуждения ГИКЭ после утверждения ГИКЭ и получения положительного заключения ГГЭ законодательством не предусмотрено».

Стремясь найти поддержку в борьбе за сохранение усадьбы, Захарова решила обратиться с открытым письмом к членам брянской организации Союза писателей России. В своём обращении к писателям она рассказывает, что краеведческий музей, к которому относится краснорогская усадьба, намерен провести в текущем году работы по её реконструкции «на основании проекта ООО "НИНЭ им. П.М. Третьякова"». Этот проект «не имеет ничего общего с исторической планировкой усадебного комплекса», является воплощением фантазий бывшего студента вечернего отделения МАРХИ Р. Прокопишина. После того, как проект забраковали на общественных слушаниях, музей пригласил для его корректировки фирмы "Равелин" и "Профреставрация", «на основе эскизных и неутверждённых проектов которых без разрешительных документов спешно были проведены работы», что привело к уничтожению части исторических объектов и штрафу для музея. «В 2016 году музей заказал экспертизу, но не графической и исторической частей проекта, а сметной стоимости, и получил положительное заключение 02.02.2016 г., на которое музей теперь ссылается в своих отписках. Повторная экспертиза проводилась с 10 по 20 сентября 2016 г. и является фальшивкой — проводилась экспертиза несуществующего на тот момент проекта, так как ООО "Профреставрация" 12.09.2016 г. получила лишь разрешение на проведение научно-исследовательских работ для подготовки проектной документации. К тому же эксперты, в нарушение закона об экспертизе, на объект в Красный Рог не выезжали, архивные документы не исследовали».

Негодность якобы доработанного "Профреставрацией" прокопишинского проекта признавали и чиновники. Валерия Даниловна ссылается на протокол заседания областного правительства от 25 декабря всё того же 2016 года, на котором о ситуации вокруг реконструкции Красного Рога докладывала тогдашний директор департамента культуры Е. Кривцова. Цитируем этот протокол: «Однако выяснилось, что в проектной документации были допущены ошибки, вести работы в соответствии с ней невозможно. В связи со сжатыми сроками департаментом культуры были приняты меры, и в результате работы начали проводиться по эскизному проекту. Сам он ещё дорабатывается, и экспертиза на него отсутствует… Кривцова пояснила, что департамент пошёл на нарушение, чтобы не сорвать сроки строительства и успеть завершить работы по усадьбе до юбилея».

Получается, краеведческий музей ссылается на экспертные заключения от февраля и сентября 2016 года, которых, как заявляла директор департамента культуры, в декабре 2016-го ещё быть не могло, поскольку подлежащий экспертизе проект только "дорабатывался". Спустя семь с лишним лет руководство музея пытается провести реконструкцию на основании непонятно какого проекта. Но тогда это снова будет реконструкцией вслепую. Техническое задание, приложенное к проекту контракта на осуществление работ, свидетельствует, что «заказчик… не имеет понятия об объекте ни в его историческом контексте, ни в современном виде», и если такая реконструкция состоится, исторические объекты будут подменены вымышленными. Валерия Даниловна попросила брянских писателей рассмотреть её обращение в срочном порядке и не допустить окончательного уничтожения «единственного в России места, хранящего материальную память о классике русской литературы».

Попытки привлечь к защите толстовской усадьбы областное писательское сообщество Захарова предпринимала и раньше, но результатов добиться не смогла. Теперь же, когда писательская организация окончательно лишена своей самости, когда в ней не осталось более-менее заметных имён, а возглавляет её стихослагательница И. Пенюкова#mce_temp_url#, которую во времена иные даже на пушечный выстрел к Союзу писателей не подпустили бы, такое обращение выглядит скорее как жест отчаяния. Брянской ячейке СП РФ, переживающей серьёзный кризис, в своих проблемах бы разобраться. В одной из прошлогодних публикаций мы говорили уже, что из неполных четырёх десятков писателей лишь каждый третий регулярно платит членские взносы, а среди злостных неплательщиков значатся такие колоритные фигуры, как член областной Общественной палаты Н. Тимченко и, добавим ещё одну фамилию, — экс-губернатор Ю. Лодкин. Но если бы дело было лишь в неуплаченных взносах (которые, к слову, составляют символическую тысячу рублей в год)! Организацию буквально разъедают склоки и интриги — нынешняя руководительница устраивает далеко не всех членов ячейки, и некоторые из них, ничем не уступающие Ирине Валентиновне по части графоманства, тоже не прочь порулить…

Так что даже если бы г-жа Пенюкова сотоварищи озаботились, наконец, происходящим в толстовской усадьбе и принялись бить в набат, вряд ли к их словам стали бы прислушиваться. Но беда в том, что современные брянские мастера пера привыкли раскрывать рот только тогда, когда туда нужно что-то положить. Поэтому вряд ли Захаровой стоит ждать какой-либо серьёзной реакции на своё обращение к брянским писателям — помощь с этой стороны не придёт. При всём уважении к Валерии Даниловне, это её письмо — не по адресу. Но это не значит, что борьба против "культурного" варварства представителей власти бесполезна. Нет, она, повторимся, рано или поздно должна дать свой результат. Как минимум в виде возбуждения уголовных дел против нынешних чиновников, причастных к уничтожению мемориальных объектов и попыткам осуществить варварскую реконструкцию. Возможно, к тому времени это будут уже бывшие чиновники, но все они уже сегодня должны осознавать неотвратимость наказания за содеянное.

А за помощью в борьбе за сохранение памятника культуры надо обращаться в правоохранительные органы. Не к брянским силовикам, лояльным к областной верхушке, а к руководителям Следственного комитета и Министерства внутренних дел России. Причём не просто жаловаться на действия чиновников, а требовать возбуждения уголовного дела. И уже в рамках расследования разбираться и с проектом, и с тем, кто и как сочинял экспертные заключения на него, и с тем, кто и на каком основании уничтожал объекты культурного наследия, и с тем, почему чиновники, обязанные охранять памятники культуры, на протяжении десятилетий не включали их в реестр охраняемых государством, а когда произошло варварство, стали придумывать, как бы обосновать, что мемориальные объекты являются немемориальными.

Александр ИВАНОВ

*Гонт — деревянная щепа

Читайте ещё