«Культурное» бескультурье
или Бывал ли граф Толстой в Красном Роге «с самых юных лет»
Опубликовано: № 25 (854), 30 ноября 2023 г.
Уважаемая редакция!
В прошлом номере вашей газеты была опубликована моя статья «Усадьба Толстого: распил с уничтожением», в которой я позволила себе критику технического задания к проекту реконструкции усадьбы А.К. Толстого в Красном Роге. Эта реконструкция, как сообщали ранее региональные СМИ, стартовала в августе и должна была завершиться до конца текущего года. Ещё тогда, когда всё только начиналось, у тех, кто разбирается в особенностях работ по восстановлению исторических памятников, возник вопрос: с учётом того, что осенью на Брянщине — сезон дождей, успеет ли фирма-подрядчик осуществить довольно серьёзный объём работ за столь короткий срок? Но, как выяснилось, к этим работам подрядчик даже не приступал, инициировав расторжение контракта в связи с безграмотным его оформлением заказчиком — Брянским областным краеведческим музеем (директор И. Кулешова).
Не успела высохнуть типографская краска, как последовал ответ — в некоторых региональных и федеральных информресурсах запестрели сообщения, в которых, со ссылкой на областной департамент культуры, сообщалось о новой дате завершения сомнительной реконструкции: теперь не 2023 год, а уже 2024-й. Врип по руководству департаментом Ю. Сатюков сообщил журналистам, что сейчас краеведческий музей подбирает нового подрядчика на исполнение работ и что в усадьбе планируют реконструировать неисторические здания. Возникает вопрос: а нужны ли неисторические здания в историческом месте? Это ведь нарушение Федерального закона № 73 о памятниках культурного наследия! Г-на Сатюкова сие нисколько не смущает, и он с гордостью сообщает, что на работы в усадьбе планируют потратить аж 156 миллионов рублей. Но главный "сюрприз" ожидал нас под занавес как под копирку написанных публикаций. Цитирую датированную 24-м ноября корреспонденцию ТАСС «Усадьбу Алексея Толстого под Брянском планируют отреставрировать в 2024 году»: «По данным Брянского краеведческого музея, с юных лет Толстой часто бывал в Красном Роге (здесь и далее выделено мной — прим. авт.), а после ухода с государственной службы поселился в нём окончательно». В материале принадлежащего областному департаменту внутренней политики РИА "Стрела" уже без всяких ссылок на краеведческий музей сообщается, что «с самых юных лет писатель очень часто бывал в этом имении». Да будет известно Брянскому краеведческому музею и журналистам, которые берутся писать о том, что им неведомо: в Красном Роге Алексей Толстой впервые оказался в 20-летнем возрасте!
В поиске публикаций о реконструкции краснорогской усадьбы мы натолкнулись на материал, размещённый ещё 4 сентября на интернет-портале "Российской газеты". Можно было бы пройти мимо этого текста с банальным заголовком «Корреспондент "РГ" побывал в усадьбе А.К. Толстого Красный Рог» и таким же банальным содержанием, если бы в нём не было таких моментов, которые всё-таки нуждаются в комментариях.
Как видно из этой статьи, больше всего журналиста "РГ" М. Васюнова поразили россказни и анекдоты о богатырской силе Толстого, а не духовные качества писателя, о которых писал А. Фет: «Считаю себя счастливым, что встретился в жизни с таким нравственно здоровым, широко образованным, рыцарски благородным человеком, каким был покойный граф Алексей Константинович…». На первое место Фет поставил нравственное, а не физическое здоровье Толстого. Впрочем, умением грамотно расставить акценты обладают далеко не все. Вот и начальница брянской писательской организации И. Пенюкова заявила гостю: «Людям сегодня нужны богатыри, нужны примеры любви к своей стране, особенно здесь, рядом с украинской границей…». Зачем этой госпоже понадобился такой политический реверанс, который в данной ситуации совсем неуместен? Ради красного словца? Или Ирине Валентиновне (возможно, в силу малограмотности) нечего было сказать, и она решила брякнуть первое, что придёт на ум? О малограмотности главной брянской писательницы свидетельствуют и её слова о том, что Толстой «оставил огромное наследие — от баллад до пьес, от романсов до "Князя серебряного" (выделено мной — прим. авт.)». Поправим г-жу Пенюкову: Толстой романсов не писал. Это композиторы писали романсы на его стихи. Поправить надо и автора публикации: Серебряный — это фамилия князя, и её следует писать с прописной буквы. Иначе фамилия превращается в прилагательное, и получается, что князь… сделан из серебра. К слову, мы нашли в публикации целую россыпь различных ошибок. Приведу ещё одну: говоря о сохранившемся со времён Толстого ломберном столике для карточных игр, журналист Васюнов называет его ламберным.
Другая собеседница столичного корреспондента, директор краеведческого музея Кулешова, с умным видом вещает гостю: «Лично мне нравится овальный зал — потому что эти стены впитали в себя думы о родине (так в тексте — прим. авт.), о природе, о литературе». Чьи думы, хотелось бы спросить? Этот дом-новодел достроен в 1993 году, и в нём никто не жил! Но полёт фантазии г-жи Кулешовой не остановить: «Когда остаёшься здесь один, то чувствуешь, как невольно погружаешься в те же раздумья, и всё остальное уходит на второй план».
Читая всё это, вспоминаешь крылатые слова профессора Преображенского из булгаковской повести «Собачье сердце» о разрухе в головах. Применительно к ситуации вокруг Красного Рога их можно было бы произнести так: разруха начинается не в усадьбе, а в головах людей, которые позволяют себе вылезать на страницы авторитетных СМИ с такими дремучими высказываниями, позоря не только себя, но и тех, с чьей помощью оболванивают современников. Для того, чтобы знать о том, когда Алексей Константинович Толстой впервые оказался в Красном Роге, не нужно тратить 156 миллионов рублей — достаточно открыть и прочитать биографию писателя. А если, кроме биографии, прочитать ещё и воспоминания его современников, связанные с Красным Рогом исторические и архивные документы, то один за другим начнут улетучиваться многие мифы, плотно укоренившиеся в головах работников краеведческого музея. Но беда в том, что не хотят они читать и изучать. И как результат — рассказы про стены, впитавшие в себя некие думы… Словом, с директрисой музея всё ясно. Но вот как мог воспринять всерьёз всё это бредомыслие корреспондент столичной газеты — очень большой вопрос…
В думах о Родине (это слово в публикации "РГ" почему-то пишется со строчной буквы), природе, литературе г-жа Кулешова совсем позабыла, что думать ей надо в первую очередь о сохранении для потомков памятника истории и культуры, каковым является усадьба Толстого. Но на этот памятник, как мы уже не раз убеждались, и брянским чиновникам, и деятелям от культуры, и даже охранителям памятников, по сути, наплевать. Примечательный факт: в брянском павильоне на открывшейся 4 ноября международной выставке достижений России и её регионов есть стенд "Наш дом — Брянская область". На опубликованной в вашей газете фотографии разглядела информацию о достопримечательностях Брянщины, в числе которых указаны музей-заповедник "Овстуг", Юдиновский историко-археологический музей, заповедник "Брянский лес", конный завод Локотской и мемориальный комплекс "Партизанская поляна". Толстовской усадьбы в этом перечне, как видим, нет.
Журналист "РГ" уверяет читателей, будто сгоревший во время войны главный дом «воссоздали по чертежам и рисункам». Откуда такая информация? Из Брянского краеведческого музея? А вот исторический факт: к сожалению, чертежи, по которым построен дом, не сохранились, автор проекта неизвестен. Архитектор В. Городков, по проекту которого на месте сгоревшего дома возводился новодел, позднее признавался, что, разрабатывая свой проект, изучал сохранившиеся фотографии и считал на них количество кирпичей. Не учёл архитектор только то, что на этих фотографиях был деревянный дом, который уже после смерти писателя обложили кирпичом.
А ещё столичный гость увидел (быть может, через какие-то волшебные очки?): «рядом с усадьбой сохранились флигели, которые пережили войну... Сейчас они на реконструкции. Исконный вид возвращают и усадебному парку». Вот такой фантазёр приехал в толстовский Красный Рог из редакции финансируемой Правительством РФ газеты.
Репортаж из Красного Рога завершается сообщением об устраиваемом Брянским облдрамтеатром четырёхдневном фестивале со спектаклем «Кириллин день», который поставили по толстовской трагедии «Смерть Иоанна Грозного». А почему в драмтеатре не захотели поставить саму трагедию? Решили, что перепишут её лучше Толстого? Сам писатель очень болезненно воспринимал даже малейшие искажения текстов его драм при их театральных постановках. И специально издал руководство к постановке «Смерти Иоанна Грозного». Кстати, в начале сентября, когда открывался фестиваль, услышала по брянскому радио о том, что стартует он в усадебном "Охотничьем замке". Никакого "Охотничьего замка" у Толстого никогда не было, но в конце 1980-х — начале 1990-х на месте сгоревшего деревянного усадебного дома соорудили по проекту того самого Городкова некий кирпичный "замок".
Публикацию сопровождает фоторяд с праздника "Серебряная лира". На одной из фотографий — устроенная рядом с домом-новоделом сцена с бутафорскими колоннами, на которой вальсируют ряженые местные жители, актёры и члены клуба исторического танца. Но ведь это же дремучее невежество — балы в дореволюционной России устраивали не на открытом воздухе, а в помещениях, имевших большие залы! Впрочем, организаторов праздника такие исторические несоответствия никогда не смущали. Со времён Древнего Рима известно ведь, чем можно отвлечь людей от серьёзных проблем. Хлеба и зрелищ дайте им, и все будут довольны. С тех пор мало что изменилось, разве что теперь более актуален лозунг "Шашлыка и плясок!". И ведь сработало! За этими плясками да весельями мало кто из посетивших Красный Рог обратил внимание на то ужасное состояние, в котором находится практически уничтоженная нынешними временщиками усадьба; подавляющему большинству было интереснее наблюдать за играющими сценки актёрами, читающими свои стишки поэтами, за танцами, мастер-классами, ярмаркой, презентацией промыслов… И никто так и не задал простой вопрос: а какое отношение всё это имеет к Толстому, его жизни и творчеству?
То, что местные культработники подменяют пропаганду творчества писателя и сохранение оставшегося толстовского историко-культурного наследия всяческой показухой, легко объяснимо: пуская пыль в глаза, они пытаются прикрыть фиговым листком следы той разрушительной деятельности, которая привела к, повторюсь, почти полному уничтожению исторических объектов краснорогской усадьбы. Намного сложнее объяснить, почему содействие в этом им оказывают такие вроде бы серьёзные СМИ, как ТАСС и "Российская газета".
Валерия ЗАХАРОВА,
г. Брянск