Длинный путь к… выговорам
Опубликовано: № 10 (497), 20 марта 2014 г.
Профессия учителя во всём мире считается нелёгкой, но почётной. Ещё более трудна работа педагогов, которые обучают детей с ограниченными возможностями и инвалидов. Пожалуй, только терпение и безграничная любовь к профессии заставляют их за гроши учить детей, которым очень тяжко приспособиться к современным условиям жизни. Однако в нашей жизни рядом с преподавателями-подвижниками нередко появляются люди, которым попросту противопоказано находиться рядом с детьми.
На общешкольной линейке 2 сентября 2013 года директор муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения – специализированной школы 8-го вида № 44 г. Брянска для детей с ограниченными возможностями В. Иванов объявил: 3 класс теперь будет заниматься во вторую смену. Но к тому времени родители были убеждены, что их дети будут учиться в первую смену и подстроили под это свои рабочие графики. Почему директор школы так поздно объявил об изменении расписания занятий? По информации, имеющейся у родителей, занятия во вторую смену назначили по инициативе классного руководителя М. Еремичевой. Возможно, директор школы пошёл на поводу учителя? Если так, то удовлетворяя её прихоти, он грубо нарушил нормы СанПиН2.4.2.2821-10 (занятия для детей с тяжёлыми заболеваниями в первую смену).
На следующий день родители нескольких школьников письменно обратились к директору с просьбой перенести занятия. Завуч И. Кабишева заявила: расписание переделываться не будет. А директор добавил: не нравится – забирайте документы. Вечером того же дня классный руководитель обзвонила "жалобщиков" и в грубой форме заявила им, что ей удобно заниматься во вторую смену, при этом дав понять, что мнение остальных ей не интересно.
После такого "тёплого" разговора мать одного из учеников, Кирилла Аксёнова, обратилась с жалобами к главе города А. Ковалёву, в горадминистрацию, в отдел управления образования по Бежицкому району, прокуратуру… Пока чиновники думали, что ей ответить, ребёнок полтора месяца находился дома и не посещал школу, так как график работы родителей невозможно было изменить так быстро. И за всё это время "чуткий и внимательный" классный руководитель ни разу не поинтересовался, почему ученика нет в классе.
Ещё один, более ранний фрагмент школьной хроники. Учитель Еремичева ставит Кирилла Аксёнова в угол под открытой форточкой. Свидетелем этому становится его мать, пришедшая за ребёнком в школу. Такие вот методы воспитания у педагога.
Родители жалуются: узнать истинные причины нарушения дисциплины и неуспеваемости им не представляется возможным, учитель попросту не пускает их на занятия. Кроме того, им непонятно, с какой целью Марина Дмитриевна фиксирует на видеокамеру мобильного телефона наказания детей и их неадекватное поведение? Быть может, при просмотре этого видео она упивается своим "талантом"? В последнее время, говорят родители, учитель стала демонстрировать свой архив посторонним людям.
Некоторые из родителей неоднократно обращались к директору школы Иванову с жалобами на недопустимые, а порой издевательские методы работы Еремичевой. Однако эти обращения обычно приводили к такому результату: "экзотическую" учителку охватывал приступ неконтролируемой ярости и злобы. В результате страдали дети, а больше других доставалось Кириллу.
Еремичева, продолжают родители, постоянно пускает в ход руки. Вместо того, чтобы объяснять предмет у доски с мелом в руках, она таскает ребёнка-инвалида за волосы и выкручивает ему уши. А учительская глотка извергает неприличные слова. Очевидно, что на таких уроках дети-инвалиды получают не знания, а физические и психологические травмы. Со слов замдиректора по учебной части школы Кабишевой, где бы Еремичева ни работала, везде у неё были конфликты, и всё заканчивалось увольнением. Но тогда почему её не спешат увольнять из этой школы?
Первый ответ пришёл из отдела управления образования Брянской горадминистрации по Бежицкому району. Начальник отдела Н. Моисеева создала комиссию с целью рассмотрения сведений, изложенных в заявлении. Были проведены беседы с директором школы Ивановым, завучем Кабишевой и родителями третьего класса. Двух дней для проверки оказалось мало – был издан приказ включить в комиссию педагога-психолога Брянского городского центра "Ладья" И. Матюпатенко.
Ровно неделю комиссия проводила исследование эмоционального отношения родителей к Еремичевой, взаимодействия образовательного учреждения с учащимися и родителями. Анонимно были опрошены родители учащихся третьего класса, но маму Кирилла Аксёнова на это тестирование почему-то не пригласили.
На основании этого странного исследования были сделаны следующие выводы: в классе сложились благоприятные, добрые отношения; родители удовлетворены образовательным процессом и не желают смены учителя; дети чувствуют себя комфортно. Был дан ответ и на вопрос об обучении во вторую смену: по письменной информации директора школы, в 2013–2014 учебном году в школе сформировано 16 классов при наличии 9 классных комнат и 5 мастерских. Единственным итогом работы комиссии стало то, что она вежливо указала директору школы на необходимость соблюдения закона об образовании.
Затем пришёл ответ за подписью заместителя начальника управления образования горадминистрации П. Артюхова. Чиновник городского масштаба расписал, как трудились члены комиссии. Трудились не покладая рук три недели. Есть в этом ответе один примечательный момент: Еремичева в своём объяснении пояснила, что родители учащихся, в том числе и мать Кирилла, напротив, неоднократно приглашались и присутствовали на уроках в классе. Третий ответ – от заместителя главы по соцвопросам Г. Корниенко был столь же благодушным. И наконец, поступил ответ от градоначальника Ковалёва, подготовленный "народным учителем" И. Афониным. Та же "песнь"…
Основательно подошёл к оценке сложившейся ситуации курирующий вопросы образования заместитель губернатора области А. Жигунов, который потрудился вникнуть в конфликт. С выездом на место рабочая комиссия департамента образования и науки Брянской области проверила работу администрации школы.
Вмешательство областных чиновников привело к тому, что руководство школы было вынуждено вернуть 3 класс в первую смену. От Еремичевой была получена объяснительная по вопросу осуществления видео- и фотосьёмки учащихся на камеру мобильного телефона. Досталось и директору. Ему предложили устранить выявленные нарушения, обеспечить благоприятный микроклимат в коллективе 3 класса, устранить конфликтную ситуацию и рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
Но и это ещё не всё. Городской администрации было рекомендовано рассмотреть вопросы об освобождении от занимаемой должности директора школы, о привлечении к дисциплинарной ответственности руководства отдела управления образования Брянской городской администрации по Бежицкому району.
В итоге, директор покинул должность по собственному желанию – теперь он работает здесь же учителем труда, Еремичева срочно ушла в длительный отпуск. Правда, не так давно она как ни в чём не бывало снова вышла на своё рабочее место и, возможно, снова продолжит издеваться над детьми.
Последний ответ, который получила мама Кирилла Аксёнова, был от Уполномоченного по правам ребёнка в Брянской области Е. Литвяковой. В нём сообщается: «По результатам выездной проверки, проведённой мной лично с участием представителя департамента образования и науки Брянской области, факты нарушения прав детей подтвердились. По данному факту проводилось дисциплинарное расследование. Заместителю директора по учебно-воспитательной работе Кабишевой и учителю начальных классов Еремичевой объявлены выговоры».
Да, мучительно длинным однако оказался путь к этим выговорам. Можно было бы удовлетвориться такой развязкой. Но что-то не очень получается. Достаточно ли выговоров для того, чтобы не только в корне изменить отношение к несчастным детям, но и также радикально измениться самим? На этот вопрос пока нет ответа.
Сергей БЕЛИКОВ