Курсом на обновление
В половине муниципальных образований области уже поменялись руководители представительных и исполнительных органов власти, и этот процесс ещё не завершён
Опубликовано: № 43 (530), 5 декабря 2014 г.
Тема: Богомаз А.В.
Назначение Президентом России врио губернатора Брянской области Александра Богомаза и выборы депутатов областной Думы и представительных органов местного самоуправления, состоявшиеся 14 сентября в 30 из 33 муниципальных образований области, привели к существенному изменению политической ситуации в регионе. Это, в свою очередь, не могло не привести к переменам на капитанских мостиках в муниципалитетах. Если прежняя брянская власть мало оглядывалась в своих предпочтениях на мнение населения территорий, на то, доверяет ли оно руководству городов и районов, то теперь доверие граждан становится одним из самых главных критериев при определении эффективности того или иного управленца. Чиновники, которые не уважают людей, должны покинуть властные кабинеты.
В этом плане весьма показательна ситуация, сложившаяся во Мглинском районе. Сначала губернатор Лодкин, затем губернатор Денин закрывали глаза на происходящее на этой территории, которая с 2000 года оказалась под властью бывшего председателя колхоза "Симонтовский" по фамилии Кондрат. В историю района 14 лет его нахождения у власти войдут как период глубокого застоя и деградации, как время упущенных возможностей. По сути, в отдельно взятом Мглинском районе была установлена местечковая диктатура, при которой позиция главы администрации была зачастую намного важнее не только соображений целесообразности, но и законов. Подавив в первой половине нулевых годов практически всю оппозицию, Кондрат стал безраздельно и без оглядки править районом. В том числе без оглядки на людей. В результате, в последние годы во Мглине сформировалась новая оппозиция, район стали постоянно сотрясать коррупционные и иные скандалы. Возникло понимание, что дальше это продолжаться не может, что дальнейшее нахождение Кондрата у власти начинает угрожать дестабилизацией ситуации. После того как регион возглавил А. Богомаз, во Мглине побывала комиссия областного правительства. То, что увидели чиновники, их поразило: разбитая территория, запустение — словом, как будто возвращаешься лет на двадцать назад… К тому же, выяснилось, что в районе не в полной мере реализуется областной план мероприятий по исполнению майских указов президента в части поэтапного повышения зарплат отдельным категориям работников бюджетной сферы. А ведь исполнение этих указов находится под особым контролем главы государства!.. Решение заменить главу районной администрации созрело сразу же. По итогам конкурса депутаты Мглинского райсовета избрали новым руководителем исполнительной власти А. Резунова.
Непростое положение было в Суражском, Суземском, Навлинском, Карачевском, Унечском, Погарском, ряде других районов области. У суземских властей несколько лет длилось довольно жёсткое противостояние со ставленниками приближённого к экс-губернатору лесопромышленника А. Тюлина, ныне депутата областной Думы, который пытался прибрать район к рукам, в Карачеве — конфликт между главой райадминистрации и представителями общественности, руководителями крупных предприятий, в Сураже — проблемы, во многом схожие со Мглином: теперь уже бывшая глава райадминистрации А. Задиран, установившая в районе свою местечковую диктатуру, породила конфликт на ровном месте... Вряд ли будет ошибкой сказать, что практически в каждом из 33-х муниципалитетов области есть те или иные проблемы со властью. Также не будут, наверно, ошибкой слова о том, что президент России, выражая 9 сентября недоверие губернатору Денину, тем самым выразил недоверие и членам возглавляемого им областного правительства, а также руководителям городов и районов — всей той команде, которая поставила область на грань экономического краха. Взять, например, того же погарского экс-главу администрации Лысака — наша газета рассказывала о весьма успешном бизнесе его сына, возглавлявшего одновременно агрогородок "Кистёрский" и одноимённый СПК. Притом, что в агрогородок закачали из областного и районного бюджетов более 50 миллионов рублей, он был одним из самых убыточных агрогородков в регионе. Секрет в том, что, как рассказывали жители района, в реальности государственный агрогородок работал на частный СПК. Более того: частное предприятие, приписывая себе объёмы молока, надоенного в агрогородке, получало больше субсидий из бюджета. Получался двойной грабёж, и не реагировать на него новое руководство региона не могло.
Фактически перед командой Александра Богомаза встала задача максимального обновления управленческих кадров в регионе. Как в центре, так и на местах. Без этого сложно добиться серьёзного улучшения ситуации. И с одной стороны, для таких перемен складывались весьма благоприятные обстоятельства: поскольку в настоящее время на Брянщине нет института выборных глав администраций районов и мэров городов, перед переизбранными депутатами районных и городских Советов встала задача выбрать новых руководителей исполнительной и представительной власти. С другой стороны, перед Богомазом, ставшим главой региона чуть менее трёх месяцев назад, стоит немало насущных проблем, каждая из которых требует своего, порой незамедлительного, разрешения. В одной из недавних публикаций мы уже говорили, что новая брянская власть зачастую вынуждена действовать в режиме пожарной команды, когда необходимо предпринимать какие-то меры незамедлительно. В такой ситуации, конечно же, нельзя сразу, за два-три месяца разрешить проблемы, которые прежним областным руководством не решались годами. Поэтому зачастую приходится идти на компромиссы. К этому же фактически взывает и 131-й Федеральный закон о местном самоуправлении, которым установлено, что муниципальная власть является самостоятельной ветвью власти. Но тем не менее, высшему должностному лицу региона даны полномочия контролировать и корректировать действия этой власти, если они идут вразрез с политикой государства и направлены против интересов его граждан.
В настоящее время можно констатировать, что процесс обновления кадров проходит не только в областном правительстве, но и на местах. Примерно в половине муниципальных образований региона поменялись руководители исполнительной и представительной власти. В некоторых муниципалитетах этот процесс ещё не завершён, но и там, где избрание новых или переизбрание старых глав уже состоялось, не стоит особо расслабляться: обновление не завершено, оно ещё только начинается. И новоизбранным, и переизбранным руководителям нужно теперь доказать свою способность работать в новой команде, в изменяющихся условиях. А также умение консолидировать общество. Тем, кто будет работать неэффективно, найдут замену. Как сообщил нам заместитель губернатора, курирующий вопросы взаимодействия с муниципальными образованиями, бывший стародубский мэр А. Коробко, новое областное руководство столкнулось с такой ситуацией, что в некоторых районах просто физически мало претендентов на должности глав районных администраций, порой заявляются по два-три кандидата и реально депутатам трудно из кого-то выбирать... При этом, как мы понимаем, среди этих кандидатов есть и явно подставные, технические фигуры. Возможно, корни этой проблемы в том, что в области за последние годы люди привыкли к тому, что они ничего не решают, что всё будет так, как скажет губернатор, заместитель губернатора или ещё какой-нибудь высокопоставленный чиновник. Представители новой управленческой команды заявляют о готовности к переменам, ведь чиновники должны работать не ради воспроизводства себя во власти, а ради людей. Вернуть доверие населения к институтам власти — одна из главных задач руководства региона, и от того, как оно с этой задачей справится, будет зависеть в том числе оценка эффективности его работы как самим населением, экспертами, так и руководством страны.
Кстати, на днях был опубликован очередной, 14-й по счёту, рейтинг политической выживаемости губернаторов, подготовленный экспертами фонда "Петербургская политика" и холдинга "Минченко консалтинг". Врио губернатора Брянской области А. Богомаз, которому впервые ставили оценки эксперты, получил от политологов твёрдую четвёрку, что свидетельствует о прочности его позиций. При этом, к сильным сторонам Богомаза отнесли недавнее назначение и поддержку Общероссийского народного фронта, к слабым — сложное экономическое положение области. Эта, стартовая, оценка высока, и теперь главе региона и его команде предстоит доказать её обоснованность.
Николай ПЕТРОВ