Дорогие отходы
С 1 января 2019 года выросли тарифы на вывоз бытовых отходов. Насколько это повышение было неизбежно и какова обоснованность новых тарифов — беседуем с заместителем генерального директора ОАО "Чистая планета" Ириной Левиной
Опубликовано: № 6 (702), 16 марта 2019 г.
Несколько слов об открытом акционерном обществе, которое с недавних пор назначено региональным оператором по вывозу и утилизации бытовых отходов. Это не новичок в Брянской области. Первый приход "Чистой планеты" состоялся около десяти лет назад. И сопровождался всеми коллизиями, которые свойственны становлению рынка. К ним ещё будет возможность вернуться. А пока обратимся к счетам на уплату "жилищно-коммунальных и прочих услуг", которые ввергли жителей региона, как и, впрочем, всей страны, в недоумение.
— Ирина Артуровна, сравнивая новые счета с прошлогодними, я обнаруживаю, что плата за вывоз и утилизацию твёрдых бытовых отходов выросла в разы. Если ещё в декабре 2018 года я должна была заплатить 18 руб. 93 коп., в январском счёте значится уже 89 руб. 11 коп. Это же в 4—4,5 раза больше! При том, что в своей квартире я прописана одна, мои дети живут в другом городе. А возьмём среднюю семью — он, она и двое детей: для них плата за вывоз мусора составит без малого четыреста рублей! Это кажется каким-то безумием…
— Давайте начнём с того, что тариф 89 руб. 93 коп., принятый в Брянской области, утверждён областной администрацией в лице Управления государственного регулирования тарифов. Он, в целом, соответствует нормативам, разработанным на федеральном уровне. Более того, скажу, что наша плата значительно ниже, чем в других регионах.
— Сразу позволю себе не согласиться. По тем данным, которые удалось выкроить в Интернете, тариф, скажем, в Санкт-Петербурге составляет 85,3 руб. с человека. В Москве — 90 рублей. То есть почти как в Брянске. Но сравнивать среднюю заработную плату брянского жителя со столичным достаточно нелепо.
— Если обратиться к регионам ЦФО, ниже брянских тарифы только в Ивановской и Курской областях — 86,5 и 70,7 рублей. Во всех остальных выше.
— То есть складывается известная картина: российская провинция, как всегда, обречена на прозябание. Казалось бы, к этому давно следовало привыкнуть. Но не даёт покоя вопрос: насколько эти тарифы обоснованы? Так обычно возникает сомнение: растут цены на железнодорожные билеты, на бензин, на газ, а потребитель остаётся в полном неведении, с чего это происходит. Опять же, по платёжкам, розничная цена за тысячу кубометров газа выросла в январе 2019-го по сравнению с декабрём 2018-го почти на тысячу рублей.
— Мы готовы объяснить, из чего складывается принятый тариф. Львиная доля, почти две трети, идёт на транспортировку отходов. Сбор и перевозку их на полигон осуществляют частные автопредприятия, отобранные по конкурсу, объявленному региональным оператором. Ещё 15% тарифа — затраты на сортировку и захоронение. Вы же сами заметили, что цена на бензин растёт — естественно, не может не расти стоимость транспортировки. Более 10 млн. рублей в год "Чистая планета" платит за аренду полигона в Большом Полпине. Эти деньги идут в городской бюджет. Поверьте, когда разрабатывался тариф, мы пытались повлиять. Например, удалось снизить в нём долю расчётных центров с пяти до двух процентов…
— Злые языки поговаривают, что "Чистая планета", монополист на нашем рынке, выиграла конкурс, которого фактически и не было.
— Это не так. Конкурс был. И был ещё один претендент. Однако серьёзной борьбы фактически не было.
— Но ведь и полигон, и перевозчики, и расчётные центры существовали много лет, цены же так не подскакивали!
— Правда заключается в том, что проблема мусора, которая существует многие десятки лет, приобрела такую остроту, что мириться с ней уже невозможно. Мы просто тонем в мусоре. Вот вы говорите, что отходы и раньше вывозились. Да, вывозились. Но часто этот мусор попадал не на полигон, а на ближайшую свалку. Свалки росли не по дням, а по часам — на улицах городов, по берегам рек. Теперь гарантом безопасного обращения с отходами будет региональный оператор. В Брянской области — "Чистая планета". Принята программа обращения с ТБО на 2019—2027 годы. В ней детально предусмотрена ликвидация свалок, сортировка, захоронение отходов.
— Вычитала в Интернете, что в Финляндии закапывают только один (!) процент отходов. Всё остальное, включая пластик, металл, стекло, ткани идёт в переработку. Но вспомните, ведь и у нас были традиции многолетней давности: сбор макулатуры, сдача бутылок из-под молока, вина. Куда они подевались?
— Макулатуру мы и сегодня отвозим на переработку на суражскую фабрику "Пролетарий". Пластик перерабатывает предприятие "Метаклэй" в Карачеве. Но, конечно, большая часть отходов пока направляется на свалку. Задуманная реформа порождает массу проблем, начиная с того, что необходимо более точно и дифференцированно подходить к определению объёмов коммунальных отходов на душу населения. От этого будет зависеть и дифференцированный поход к оплате. Сегодня мы исходим из цифры 2,03 кубометра на душу населения в год. Конечно, это весьма приблизительная точка отсчёта. Созданы комиссии для замеров коммунальных отходов буквально по сезонам и в каждом районе. В них принимают участие органы местного самоуправления, департамент природных ресурсов и экологии, представители "Чистой планеты". Более точные замеры и более подробная классификация накоплений позволит точнее определять плату за вывоз мусора.
— Видимо, как раз этого прежде всего нам не хватает — выйти из "колхоза", где все работают хором, все платят за услуги одинаково. Плата за телефон, за свет, за воду, слава небесам, исчисляется из личного потребления. Есть ли такая возможность в обращении с отходами?
— К этому мы и стремимся — вплоть до формирования личных кабинетов. Дайте время. Ведь для того, чтобы прийти к цивилизованному учёту, нужна схема размещения площадок, нужно чётко знать, кто за эти площадки, за порядок, за чистоту отвечает. И надо строго наказывать за нарушение порядка.
— О том, каков этот "порядок", свидетельствует поток жалоб, обрушившихся после повышения цен. Жильцам многоквартирных домов стали приходить счета, в которых неверно указано число проживающих. Одна из жалобщиц возмущалась, что они проживают в квартире вдвоём с мужем, а счёт им прислали на четверых, тогда как сын с невесткой давно получили свою квартиру и выписались. Таких жалоб множество. Какими списками вы пользовались, отправляя счета?
— Поймите и вы нас. Новый тариф был утверждён в конце декабря прошлого года. А с первого января этого года он уже должен был быть задействован. В соответствии с законом о защите персональных данных наша компания не располагала информацией, необходимой для начисления платежей. Пришлось прибегнуть к базе данных РИРЦа и "Газпромэнергосбыта". А база оказалась далеко не точной. Вина в этом, видимо, не только их, но и населения. У нас ведь не принято вовремя вносить изменения в документацию, связанную с собственностью на жильё, вовремя прописывать или выписывать постоянно проживающих. Человека отрезвляет только выросшая плата. Тогда он спохватывается. Страшного, впрочем, ничего нет. Следует обратиться с заявлением в управляющую компанию, и мы произведём расчёт.
— Но говорят, что, во-первых, до "Чистой планеты" не дозвониться. Во-вторых, вы отсылаете к разным организациям, в том числе и к РИРЦу. Это отнимает много времени и сил. Может быть, "Чистой планете", коли она стала региональным оператором, надо напрямую заключать договора с управляющими компаниями? Заодно и сэкономить средства.
— Видимо, проблема "прямых связей" нуждается в дальнейшей проработке. Как и многое другое. Например, внедрение раздельного сбора мусора. Для этого нужны специальные контейнеры. Они уже появились во дворах, но пока их единицы. Наверное, получит развитие и переработка отходов, а это уже вопрос инвестиций. Наконец, должна сформироваться культура населения. Начиная от предпринимателей, которые норовят всячески уйти от затрат, сокращая число контейнеров, вынося мусор на чужую территорию. И кончая жителями многоквартирных и частных домов. В конечном счёте, многое сводится к общей культуре, которую пока не назовёшь высокой. Вспоминается рассказ Зощенко. Герой его оказался в общественном туалете, который поразил его своей чистотой и удобством. Сделав все свои дела, он никак не мог выбраться из кабины. И было запаниковал, пока сбежавшиеся на его крики прохожие не надоумили: надо нажать на кнопку унитаза и смыть за собой. Тогда кабинка и открылась.
Беседу вела Евгения ЧАЛИЯН