Брянск: задыхаясь от проблем
Опубликовано: № 16 (813), 30 июня 2022 г.
В последние годы происходящее в кабинетах брянской городской власти не так часто привлекает внимание общественности и журналистов. Не потому, что никаких серьёзных решений в этих кабинетах не принимается и никаких особенных событий в Брянске не происходит. Как всем хорошо известно, нынешняя городская власть представляет собой бессловесных исполнителей решений, принимающихся в главном административном здании области. До предела снизилась и медиа-активность городских руководителей — последняя их пресс-конференция состоялась… больше трёх лет назад, когда главой города был ещё А. Хлиманков. Его преемница М. Дбар, получившая высокую муниципальную должность благодаря протекции своего давнего приятеля, "ночного губернатора" С. Антошина, не отличается активностью не только в общении с журналистами, но и в отстаивании интересов горожан. Под стать такому главе и многие депутаты, которых подавляющее большинство избирателей и в глаза, наверно, не видело после состоявшихся осенью 2019 года выборов нынешнего состава горсовета. Хотя, казалось бы, всё должно быть по-другому, ведь в брянском представительном органе заседают народные избранники сразу от пяти партий — "Единой России", "Справедливой России", КПРФ, ЛДПР и "Гражданской платформы". Но вместо жарких политических дискуссий о путях развития Брянска в горсовете наблюдается практически полное единодушие и безусловное одобрение спускаемых сверху инициатив. Выбивается из этого "болота", пожалуй, лишь один депутат — представитель КПРФ С. Кузнецов. В мае мы встретились с ним, чтобы обсудить инициативу брянских соратников В. Жириновского о присвоении имени скончавшегося лидера ЛДПР одной из улиц нашего города. Тогда же договорились записать интервью о его работе в горсовете.
Когда развиваться-то будем?
— Сергей Ильич, нынешнему депутатскому созыву в декабре исполнится три года, однако сказать о его работе особо-то и нечего. Конечно, на ваше депутатство пришёлся непростой период в жизни нашей страны: сначала ограничения, связанные с распространением коронавируса, теперь вот военное противостояние на территории Украины. Всё это, безусловно, накладывает на действия муниципальных чиновников свой отпечаток, но такой бессловесной власти в Брянске, кажется, ещё не было…
— Да, с публичностью у руководства областного центра действительно напряжёнка. Дошло до того, что и перед нами, депутатами, глава города, глава горадминистрации и его заместители стали отчитываться о проделанной работе только в письменном виде. То есть, ленятся даже озвучивать подготовленные помощниками доклады.
На наше депутатство пришлось немало и других нововведений. Например, прикрываясь коронавирусом, заседания горсовета очень долго проводили в онлайн-режиме. Качество интернет-связи порой оставляло желать лучшего, а ведь в депутатской работе иногда важны самые мелкие нюансы. Но, с другой стороны, если ты серьёзно настроен отстаивать интересы своих избирателей, такие помехи для тебя несущественны.
— Одной из важнейших задач депутатского корпуса является утверждение главного финансового документа года — бюджета. Как обстоят дела с брянским бюджетом?
— Каждый год в декабре горсовет рассматривает и принимает городской бюджет на очередной и два последующих года. Зачем нужно принимать трёхлетний бюджет, не совсем понятно: если параметры и цифры на очередной год тщательно просчитываются, то на два последующих года бюджет принимается в параметрах, которые даже приблизительными назвать затруднительно. Смахивает на показуху это.
Сотрудники финансового управления горадминистрации, другие чиновники каждый год заверяют нас, что бюджет носит социальный характер. По их мнению, под этим следует понимать то, что значительные средства идут на социально значимые статьи расходов. Так, в 2022 году на социально значимые расходы, к которым относятся образование, культура, социальная политика, физкультура и спорт, планируется потратить 65,65% от всех расходов городского бюджета. При этом руководители перечисленных отраслей постоянно заявляют, что по всем расходным статьям они испытывают острейший дефицит средств. Выделяемого хватает только на самое необходимое, как говорится, на поддержание штанов, а не на развитие. К тому же, на все остальные направления, которые чиновники не относят к категории социально значимых, а это не только деятельность органов власти, но и жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, содержание дорог и многое другое, остаётся только 34,35% от расходов. И вот результаты: исполнение бюджета за 2021 год по муниципальным программам составило в целом 93,4%, а по ЖКХ — всего 64,95%.
Считаю, что социально направленным бюджет можно было бы назвать лишь в том случае, если бы выделяемых средств хватало на покрытие расходов без дефицита, на развитие и строительство новых объектов, бесплатное общее и дополнительное образование, бесплатное посещение спортивных и творческих кружков, достойную заработную плату, рост которой превышал бы инфляцию... Пока же получается такая картина: по официальным данным, инфляция в 2021 году превысила 8%, фактически она была примерно в полтора раза выше, однако при составлении бюджета индексация фонда оплаты труда работников муниципальных учреждений, на исполнение публичных нормативных обязательств и иные социальные выплаты населению была заложена с ростом всего на 4%.
Если обратиться к структуре бюджета, то мы увидим, что он формируется из собственных налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных поступлений (дотаций, субсидий, субвенций) из областного и федерального бюджетов. С каждым годом сокращается доля собственных налоговых и неналоговых доходов. Если в 2019 году она составляла 27,3%, то в текущем году сократится до 22,1%. При этом в структуре собственных налоговых и неналоговых доходов основным доходным источником по-прежнему является налог на доходы физических лиц. Если в 2020 году доля НДФЛ составляла 49,7%, то в 2021 году уже 53,6%. А где же широко рекламированный рост доходов от развития промышленности и производства?
На текущий год в городском бюджете запланировано 12423,2 млн. рублей безвозмездных поступлений из области и федерального центра. Но есть большие сомнения, что эти средства поступят в полном объёме, так как ситуация в стране в связи с внешнеполитическими событиями резко изменилась. В прошлом году, например, безвозмездные поступления в городской бюджет были исполнены только на 95,1%.
В общем, смело можно констатировать, что бюджет города Брянска на 2022 год не является самодостаточным, он полностью зависим от поступлений из областного и федерального бюджетов и никак не может называться ни социально направленным, ни тем более бюджетом развития. По сути, это бюджет выживания. Возникает вопрос: а развиваться когда-нибудь будем? Такая же картина была и в прошлом, и в позапрошлом годах. Однако у депутатов-единороссов и подпевающих им представителей ЛДПР, "Справедливой России" и "Гражданской платформы" проекты бюджетов никогда не вызывали вопросов. Думаю, если бы им представили проект, состоящий всего из 3—4 цифр, они и его поддержали бы. О недостатках проектов бюджетов Брянска я неоднократно говорил на сессиях горсовета и всегда голосовал против их принятия. Считаю, что, называя нищенский бюджет социально ориентированным, чиновники горадминистрации пытаются приукрасить положение дел и скрыть проблемы, а также провалы в своей работе.
— Давайте поговорим как раз о проблемах. В чём они заключаются, на ваш взгляд?
— Их очень много. Одной из самых главных считаю демографическую ситуацию в городе. Численность населения Брянска по состоянию на 1 января текущего года, по официальным данным, составляла 413,7 тысяч человек, или 99,2% к уровню начала прошлого года. Родилось в 2021-м 8,7 человек в расчёте на 1000 населения, умерло — 20,1 человек. Превышение уровня смертности над уровнем рождаемости — в 2,3 раза. И это ведь областной центр, в котором условия проживания намного лучше, чем в сельской глубинке, и который постоянно пополняется за счёт притока населения с менее благополучных территорий области.
Значительно приукрашивает власть ситуацию в жилищном строительстве. В 2021 году введено в строй 241,9 тыс. м2 жилья. Согласно радостным отчётам чиновников, это составило 129,2% к уровню 2020 года. Но при этом они не говорят о том, что в не таком уж далёком 2017 году было построено 405,6 тыс. м2. В 2018 году произошло значительное снижение — до 287 тыс. м2, в 2019-м построили ещё меньше — 216 тыс. м2, в 2020-м — 187 тыс. м2. Получается, что достигнутые в 2021 году объёмы строительства жилья немного не дотянули даже до объёмов провального (!) 2018 года. То есть, пока мы имеем дело не с ростом, а лишь с приостановлением падения объёмов строительства, предстоит ещё долгое восстановление утраченных позиций. И неизвестно, будут ли они в ближайшее время восстановлены — перспективы 2022 года не радужные из-за небывалого роста цен на строительные материалы.
А вот как повлияли объёмы сданного в эксплуатацию жилья на исполнение властью своих социальных обязательств перед населением. В 2021 году в Брянске улучшили свои жилищные условия всего 160 семей, из них 33 квартиры приобретено для детей-сирот (причём 27 из них — на основании судебных решений), 15 квартир — для молодых многодетных семей, 1 квартира — для инвалида и 1 — для членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий. Кроме того, выдано 106 жилищных сертификатов гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Для сравнения: всего в Брянске в очереди нуждающихся в получении жилья или в улучшении жилищных условий стоит около 5 тысяч (!) семей. Очередь эта практически не двигается уже много лет, горожанам, не входящим в льготные категории, как правило, жилья не выделяют. Например, в Советском районе первым в списках значится гражданин 1937 года рождения, который стоит в очереди с конца июля 1962 года — то есть уже почти 60 (!) лет.
Вопреки победным трелям
— Зато послушает рядовой избиратель, какими трелями заливаются чиновники во главе с губернатором, вещая про бурно развивающийся город, строящиеся в нём дороги, социальные объекты, преображающиеся парки и скверы, — и настроение сразу у него поднимется…
— Да, провластные средства массовой информации все уши прожужжали рассказами о рекордах и достижениях. Чиновники, депутаты где только можно об этом говорят. Много они трубили, например, про "стройку века" — автодорогу-дамбу "Брянск-I — Брянск-II". Вещали нам о том, что благодаря губернаторской гениальности вместо четырёхполосной она стала шестиполосной и при этом не выросла стоимость строительства. Сегодня похвальбы стали звучать реже. На первом же году эксплуатации дорога-дамба стала разрушаться в нескольких местах. Недавний ливень обнажил новые её недостатки. Также, как и недостатки в ремонте дорожного покрытия на городских улицах. И в последнее время мы уже слышим громогласные губернаторские нагоняи в адрес нерадивых чиновников и алчных строителей…
В Володарском районе на два года уже растянулся ремонт улиц Пушкина и Димитрова. В прошлом году там было уложено асфальтовое покрытие выравнивающего слоя, на что потратили немалые средства. Сегодня от этого выравнивающего слоя и следов не осталось, придётся укладывать его заново. Удорожание строительства налицо. Когда я спросил представителя контролирующего органа о соответствии сроков и объёмов работ производственному плану-графику, оказалось, что календарного плана-графика нет. То есть, как я понимаю, наказать нерадивого подрядчика за нарушение сроков выполнения работ не получится.
Что касается благоустройства… то это вообще мутная история. В последние годы в рамках проекта "Формирование комфортной городской среды" проводится так называемое интернет-голосование жителей по выбору общественных территорий, которые будут благоустраиваться в следующем году. Результаты такого голосования можно "подкорректировать" (что, подозреваю, и делается). При таком отборе объектов не учитываются их состояние, сроки последних ремонтов, да и вообще потребность в благоустройстве в данный период времени. В районах, возможно, имеются общественные территории, которые нуждаются в немедленном восстановлении и благоустройстве, но на них не будут обращать внимания, потому что за них-де проголосовало мало горожан. Благоустраивается одна, может быть, две территории на район, а не все нуждающиеся в благоустройстве. Потому что на все не хватает социально ориентированного бюджета! Зато у власти есть козырь: "Так решили жители". А они, собственно, ничего и не решали! Полагаю, такое голосование, да ещё организованное на ресурсе "Госуслуги", не имеет особого отношения к формированию комфортной городской среды, его истинное предназначение — постепенная отработка механизма проведения выборов всех органов власти посредством неконтролируемого наблюдателями и политическими партиями дистанционного электронного голосования, против которого решительно выступают депутаты от нашей партии.
Что решают жители?
— В нынешнем горсовете, работая не в составе команды, а в одиночку, многого ли удаётся добиться?
— Отстоять свою позицию, особенно если чиновники и депутаты от правящей партии задумали протащить какую-нибудь гадость, бывает очень непросто. Они ведь практически любое решение могут принять даже без обсуждения. Однако при поддержке общественности, ветеранских организаций и широком общественном резонансе определённых результатов добиваться получается. Так, в апреле 2020 года был снят с рассмотрения на сессии вопрос о внесении изменений в городские Правила землепользования и застройки — тогда собирались продавить строительство культового религиозного сооружения на территории Пролетарского сквера в Бежице. Совсем недавно был снят с рассмотрения предварительно уже одобренный властью вопрос о присвоении одной из новых улиц на территории старого аэропорта имени бывшего лидера ЛДПР Жириновского — о своём отношении к этой инициативе я уже говорил. Поначалу лиц, лоббировавших появление в Брянске такой улицы, не останавливало даже то, что ранее ей уже подобрали и одобрили другое наименование — её собирались назвать в честь бывшего председателя облисполкома Ивана Коновалова.
С помощью общественного резонанса постепенно добиваемся того, чтобы городские власти исполняли Закон Брянской области "Об использовании Копии Знамени Победы в Брянской области". 9 мая 2021 года в нарушение этого закона на здании Брянской горадминистрации так и не вывесили копию Знамени Победы, что вызвало массу возмущений горожан. Спустя год власть испугалась снова оказаться в центре скандала, и копия Знамени Победы была вывешена. Думаю, рано или поздно сможем добиться, чтобы в дни проведения торжественных праздничных мероприятий 9 мая и 17 сентября перестали прятать от горожан, загораживая различными сценическими и рекламными конструкциями, памятник В.И. Ленину на одноимённой площади. Это ведь, между прочим, культурно-исторический объект федерального значения. На моё обращение о недопустимости сокрытия памятника во время проведения торжественных праздничных мероприятий чиновники ответили: «…в дальнейшей работе по согласованию праздничного оформления городских территорий, будут учтены ваши предложения…». Посмотрим, что последует за этими словами...
— В депутатском созыве горсовета 2009—2014 годов одним из самых активных представителей КПРФ был рабочий Пётр Громов. За время своего депутатства он исходил весь избирательный округ, хорошо знал не только руководителей расположенных на его территории предприятий и организаций, но и многих рядовых жителей Фокинки. А у вас насколько отлажено взаимодействие с избирателями?
— В те годы, о которых вы говорите, у коммунистов была в горсовете большая фракция. Теперь же плотно работать на территории какого-то одного избирательного округа возможности не имеется, нужно охватывать весь город. В соответствии с графиком раз в месяц провожу личные депутатские приёмы в помещении администрации Володарского района, в другие дни, кроме выходных, принимаю избирателей в помещении обкома КПРФ по улице Тарджиманова, 50. Стараюсь помогать всем, кто обращается. В основном люди просят помочь в решении проблем, на которые не торопятся реагировать чиновники, хотя обязаны это делать. В зимнее время, например, часто жалуются на отсутствие тепла в квартирах, на то, что не убирают снег и лёд с тротуаров и дорог. Также просят помочь с кронированием деревьев, засыпкой ям на мусорных площадках, с асфальтированием площадок... Словом, все те проблемы, которые многочисленные сотрудники органов исполнительной власти в состоянии решить, но не решают, пока не получат пинка.
Беседовал Владимир ПАНИХИН