Пиар на инфекции

Опубликовано: № 10 (742), 9 мая 2020 г.

Ю. Филипенко  и А. Богомаз
Ю. Филипенко и А. Богомаз

«Всё это очень знакомо», — так можно оценить поведение областной власти и дружественной ей прессы в разгар эпидемии коронавируса. Кому — слёзы и горе, а кому... «Брянщина вошла в пятёрку лидеров по количеству вылечившихся от коронавируса!» — ликует один сайт. Спустя несколько дней — новый рапорт: «Брянщина вошла в тройку лидеров по эффективности здравоохранения!». А перед сдачей этого номера в печать сразу несколько региональных СМИ в привычном ликующем стиле возвестили о том, что «Брянщина вошла в ТОП-3 регионов по противодействию коронавирусу». Вся эта ура-информация проистекает из областного оперативного штаба. Правда, сайт "Брянские новости", являющийся неофициальной пресс-службой областного правительства и губернатора, рапортуя о том, что Брянская область показывает темпы выздоровления более чем вдвое выше, чем в Москве, скромно оговаривается: «как сообщили "Брянским новостям"»... Кто сообщил, какая сорока принесла на хвосте эту бодрящую новость? Уж не сам ли министр здравоохранения России М. Мурашко благодарно ударил челом в адрес нашего чуть ли не самого успешного в героической борьбе с проклятой инфекцией края?

Но вот некий экспертный институт социальных исследований дал развёрстку насчёт того, за какие шиши наряду с Москвой и Новосибирской областью Брянщина включается в тройку наиболее эффективных российских регионов по борьбе с коронавирусом — подготовка дополнительных коек, оснащение лечебных учреждений необходимым оборудованием, переобучение врачей и перепрофилирование местных предприятий под производство средств защиты. А открывает этот славный перечень критериев (держитесь крепче!) соглашение между Брянской, Орловской и Курской областями о взаимодействии в борьбе с COVID-19. Хлебом не корми чиновников, но дай им возможность формализовать то, что по элементарной здравой логике должно делаться без всяких пиар-ритуалов. «Что же тогда представляет собой медицина в других регионах? Если мы на 3 месте, то в других регионах медицины просто нет», — написал полный недоумения читатель сайта телеканала "Городской". Ему вторят: «Что ж за деревенское желание быть лучше всех, тешить своё эго? Не дай бог нам следующего такого самовлюблённого губернатора», «Да хоть и первое место, ему уже ничто не поможет».

Как видим, почему-то не все разделяют официальные восторги по поводу наших почётных мест среди самых эффективных и успешных. В своих комментариях пессимисты ссылаются на другие источники и на другие факты. Вот хотя бы такой комментарий: «"Россия 24" показывает, что мы в десятке по количеству заражённых». Трудно пройти и мимо того, что говорится о состоянии лечебных учреждений региона хотя бы в разрезе того, что являет собой сегодня наша областная инфекционная больница (в народе — "Хмызня") или что обнаруживается в Брянской городской больнице № 2 на Новостройке, где проваливающиеся кровати и ужасающие матрасы. А про то, как "эффективно" лечат на Брянщине, рассказал недавно средствам массовой информации врач Клетнянской ЦРБ с 28-летним стажем лечения пневмоний В. Перлухин. Он был из круга лиц, вступивших в контакт с коронавирусным больным. Но почему-то именно его и кастеляншу выделили из этого круга и заставили самоизолироваться в закрытой больнице с кормёжкой тем, что «кто-то что-то передаст» и периодическим появлением в окошке для контрольного фотографирования бдительным участковым. Только после того, как доктор пригрозил голодовкой и разослал свой возмущённый SOS в различные информационные источники, а те его опубликовали, состоялось его досрочное освобождение. А через несколько дней на "Ютюбе" появился 10-минутный ролик, в котором наша землячка, ныне москвичка Светлана Вислобокова гневно недоумевала, как можно было оставить без больницы 13-тысячный Клетнянский район, где болеют ведь не только от инфекции. Как вообще могли допустить, что роженицам из-за опустынивания здравоохранения путём пресловутой оптимизации приходится ездить рожать чуть ли не за сотню километров? Тут же подписчики блога Светланы предложили ей прийти губернатором на Брянщину. Брянскому люду осточертела областная власть, обращающая всё в пиар-пуканье с одновременной неспособностью вытащить регион с его 70-м местом по уровню зарплат из беспросветной нищеты.

Недавно в стародубской вотчине губернатора случилась вспышка коронавируса. Объяснение было дано такое: вирус распространился в районе от тех, кто вынужден искать лучшей доли на заработках в Москве. Но резонен вопрос, прозвучавший в соцсетях: если г-н Богомаз на своей малой родине не в силах создать условия для любимых земляков, то что он может дать области?

***

28 апреля в России появился ещё один профессиональный праздник — День работников скорой медицинской помощи. Зачем это сделано? Зная, до какого положения низведена эта служба в нашей области, можем предположить, что лишь для того, чтобы хоть как-то отвлечь от скоропомощных проблем. И самой жгучей — позорной оплаты, заставляющей медиков, как и несчастных стародубцев, отправляться на заработки в столицу. Учреждение праздника Скорой помощи воспринимается ещё одним способом заретушировать ситуацию в ней. В дополнение к прежде широко распиаренному вручению новых карет. Но какая от этого польза, если на многих из них сегодня некому работать?  В марте, апреле тем, кто "возил" больных пневмонией, заплатили в сравнении с недавним прошлым прилично. Это, однако, не избавило осчастливленных медиков от тревожного вопроса: а что будет после эпидемии, снова — здравствуй, нищета?

***

Чем свирепее остановится эпидемия, тем меньше веры официальной статистике. Но если, как говорят специалисты, количество коек, занятых больными коронавирусом, скрыть трудно, то количество летальных исходов проще. В апреле некоторые информресурсы рассказали, как в дом скончавшегося от инфекции бывшего работника Бежицкого стальзавода уже после его смерти поступило предписание о том, что он должен самоизолироваться в связи с тем, что заражён. К слову, тогда же обнародовали мытарства Надежды Сайковой из того же Бежицкого района, которая пришла в Брянскую горбольницу № 1 с аллергией, а ушла оттуда с коронавирусом, став источником заражения для своих близких.

Просачивающаяся подобная информация бесит администраторов, и они пускаются во все тяжкие, чтобы надеть на рот журналистов не лёгкую маску даже, a удушающий намордник. Один из таких ретивых администраторов — замгубернатора Ю. Филипенко. Вряд ли исключительно по собственной инициативе он в союзники решил заполучить полицию и прокуратуру. В середине апреля телеканал "Городской" и упомянутый сайт "Новости Брянска" сообщили, что г-н Филипенко настрочил в эти инстанции жалобы: не так-де говорят и пишут о коронавирусе некоторые журналисты, надо бы прижать их к ногтю мерами прокурорского и полицейского реагирования. "Новости Брянска" за защитой обратились в региональное отделение Союза журналистов. Наивные. Нашли, где её искать. Начальница брянских журналистов Л. Бобунова, она же редактор унечской районки, только и смогла вымолвить: «Прокуратура разберётся». Да уж знаем, как она умеет "разбираться".

Ну а что мешает разобраться в нашем журналистском цехе? Вспомнить, наконец, о профессиональной солидарности. Несколько дней назад "Новости Брянска" выложили сообщение, что брянский блогер А. Чернов обратился к президенту России с письменной просьбой напомнить брянскому губернатору о том, что нельзя препятствовать СМИ получать информацию о коронавирусе и мерах по противодействию ему на территории Брянщины (входящей, напомним, в десятку самых заражённых российских территорий), так сказать, из первых уст. Речь шла о недопуске Чернова и тех же "Новостей Брянска" на брифинг г-на Богомаза 30 апреля. Но почему-то журналистам из "Новостей Брянска" хватило духу лишь в безоценочном стиле сообщить о черновском послании руководителю государства, как будто то, о чём говорилось в нём — не про них.

3 мая мы справились у коллег о реакции правоохранителей на филипенковские доносы. Реакции пока нет. В ожидании её журналистам остаётся гадать, почему за такую ассенизаторскую работёнку взялся не куратор СМИ А. Коробко, а Филипенко? Не понимает он, что ли, что запах у этой работёнки очень уж зловонный?

Иван УХВАТОВ

P.S. И последняя "коронавирусная" новость. С 7 мая губернатор Богомаз ввёл на территории области масочный режим. Теперь если вы окажетесь без этого атрибута на улице и встретитесь с полицейскими, вам грозит штраф. Продавцы масок хлопают в ладоши — совсем недавно их товар стоил по три рубля за штуку, сейчас цена приближается к сотне. Короче, всё как всегда — кому война, а кому мать родна…

Читайте ещё