«Креслонаполнитель»

Заметки на полях телевизионного сюжета о губернаторском "коронавирусном" брифинге

Опубликовано: № 8 (740), 14 апреля 2020 г.
Тема: Богомаз А.В.

А. Богомаз на брифинге 30 марта 2020 г.
А. Богомаз на брифинге 30 марта 2020 г.

Как говорят специалисты, коронавирус валит с ног прежде всего ослабленные всякими хворями организмы, и в этом смысле его можно считать диагностом. Таковым он является не только, так сказать, в белковой сфере. Высвечивает и обличье власти, точнее, персонажей, которые её олицетворяют.

Взять нашего самого высокопосаженного, замечательного, все последние годы стяжающего славу неподражаемого губернатора. Всё вроде бы о нём уже знаем. И что сребролюбив, и что падок до лести, а с другой стороны, патологически мстителен. Не обсуждается: плохо образован, что проявляется, стоит ему лишь открыть рот и изречь пару начальных фраз. Ну вот ещё раз оцените, что и как изрёк: «Ну вообще-то нам нужно сеять, пахать, нам нужно закладывать основу для того, чтобы потом кормить страну. Да, болезнь пройдёт. Сколько будет, сегодня сказать сложно — месяц, два, три, четыре — как справимся, то есть как сегодня наша нация готова к этому вызову, как мы можем, знаете как, собраться там, сами себя заставить пройти вот эти вот пути и пройти данный отрезок нашего развития страны и народа. Вот, ну а в дальнейшем всё равно хлеба и зрелищ. Зрелища — их открыть легко и просто, быстро, а хлеб нужно сеять, нужно весеннюю полевую страду провести».

Но наша сегодняшняя задача — не обсуждать разнообразные черты и чёрточки этой многогранной фигуры. Некоторой тайной для тех, кому не выпало счастье оказаться с Александром Васильевичем Богомазом в одной чиновничьей лодке, являлось до 30 марта с.г. то, как он выстраивает со своими подчинёнными отношения. Ощущает ли от своего окружения хоть какую-то зависимость или ведёт себя с ними как барин с челядью? Теперь узнали, что превалирует вариант второй. А помог в этой "диагностике" телеканал "Городской", за которым стоит поместивший недавно в свой ранец губернаторский жезл депутат Госдумы Б. Пайкин. Сие не так давно народившееся, но уже застолбившее на областном информационном поле заметное место СМИ выдало в эфир, а затем и разместило на своём сайте 7-минутный сюжет с брифинга губернатора, которым он, наконец, осчастливил и наше не очень обласканное вниманием властей журналистское сообщество, и своих многострадальных земляков. Заметим, речь не о полноценной и обстоятельной пресс-конференции, а всего-навсего — о брифинге, предполагающем иное, сильно усечённое общение. И к тому же — постановочное. Оказалось, мало того, что акул пера и мастеров теле- радиоэфира подбирали по двум критериям (один — традиционный, когда к "телу" подпускаются лояльные, лишь заглядывающие в рот журналисты; другой, как сказали, продиктован угрозой подхватить вирус, который любит, когда собираются "больше трёх"), так ещё "счастливчиков" обременили необходимостью заранее составить вопросы. И это уже не первый раз, когда условием проведения пресс-мероприятий с участием первого лица является такая странная необходимость.

Хвала "Городскому", не погнушавшемуся показать пролог брифинга, когда в помещение вошёл Сам, преисполненный собственной значительности. Дальнейшее его поведение слегка шокировало — возмутился количеством ответственных лиц, пришедших ему на подмогу и готовых ответить не только на вопросы медицинского характера. «А вот это для чего вы собрались тут?», — презрительно обвёл он начальственным перстом дожидавшихся чиновников. Те безропотно снялись со своих мест как распуганные хозяйской палкой пернатые. Они — народ не гордый, им привычно сносить вельможное хамство, замешанное часто на демонстративном неуважении. Закрыв за собой дверь, наверно, облегчённо выдохнули: слава богу, не придётся отвечать на вопросы этих дотошных журналистов. Пусть за всё отдувается Сам, да самые близкие к коронавирусной теме глава медицинского департамента А. Бардуков и его куратор В. Оборотов.

Напрасно, однако, брянских журналистов зачислять в дотошные, те вовсе не такие. Кого-то из них тоже охаживают хозяйской палкой, кого-то просто подкупают, а в итоге рисуется параллельная, вполне себе благостная для заказчика реальность. "Коронавирусный" брифинг внёс своими красками немалую лепту в такое рисование. На вопрос о нехватке даже элементарного — защитных масок — последовал ответ в виде перечисления местных предприятий, аврально переключившихся на их изготовление. Как регион будет поддерживать загибающийся малый бизнес? Вот вам ответ: «Ну чего мы будем бежать впереди паровоза?». Что касается бега "впереди паровоза", то тут был бы уместен вопрос: а не впереди ли московского "паровоза" побежал главный наш борец с коронавирусом, введя на подведомственной территории самоизоляцию в таком её репрессивном виде? Даже столица, где главный эпидемический очаг заболевания, на такие репрессии, как запрет передвижения без специально выданных пропусков, на тот момент не пошла. Кто-то ожидал услышать про то, как регион дополнительно собирается поддерживать малый бизнес? Но какие могут быть ожидания после того, как около двух лет назад хозяйчик области принял делегацию от сотен индивидуальных предпринимателей, выброшенных на улицу из ТРЦ "Тимошковых", после того как в приступе бешенства назвал их рабами? Разве ещё неясно кому-то, в какой чести на Брянщине этот самый малый бизнес? Но даже если бы, представим, и было горячее желание подсобить в эту лихую годину предпринимательству, то как, с чего? Это можно перед выдрессированными депутатиками и сервильной местной прессой болтать про великие бюджетные достижения, про ласкающую ухо профицитность казны. Въяве всё это фуфло.

Могли бы журналисты и отважиться на вопрос, а каково будет людям, угодившим в карантин и живущим "с копейки" — таковых, не имеющих никаких накоплений, 64 процента. Это во всей России, а в ещё более бедной Брянщине, наверное, и того больше. Не помочь ли власти угодившим в ловушку самоизоляции малоимущим хоть чем-нибудь, хоть временным освобождением от платы за капремонт, до чего додумались даже в такой же бедной, как Брянская область, Пензенской? Позвонил бы, что ли, Сам своему приятелю, тамошнему губернатору Белозерцеву, да выспросил про детали такого освобождения.

Не обошлось на брифинге и без традиционного пинка в адрес прессы — Сам считает СМИ виновными в распространении различных фейков о коронавирусе. Ну а самым красноречивым моментом, показывающим, насколько голенький наш "король", явилась реакция на вопрос корреспондента "Городского" о недавнем закрытии инфекционного отделения в Трубчевской райбольнице. Последовала дискуссия, достойная воспроизведения.

«Богомаз: У нас на сегодня не та ситуация, чтобы собирать сплетни и потом на основании этих сплетен людям доносить неверную информацию. И ненужную информацию. Сегодня у нас задача у каждого одна. Это сделать все мероприятия, которые позволят с минимальными потерями пройти данное заболевание.

Корреспондент: Так это не сплетня. Нам подтвердили в приёмном отделении. Мы звонили.

Бардуков: Давайте я отвечу, чтобы смуту не вносить. Там отделение закрылось почему? Там нет ни одного специалиста. Там инфекционист единственный был. Я и раньше говорил для широких масс. Инфекционная служба не только на территории Брянской области, но и на территории Российской Федерации... Ну как бы это сказать...

Богомаз (перебивает его): Инфекционная служба сегодня на территории Российской Федерации сохранена, и надо сказать: «Спасибо!». Нигде в Европе инфекционной службы нет. И почему Европа несёт сегодня такие вот потери, потому что всё первичное звено было развалено. Те мероприятия, которые сегодня будут проводиться, это для наших жителей, которые с температурой будут доставляться в инфекционные отделения. Это первый этап в районах. В том числе и в области. То есть вся эта маршрутизация — она определена… Я просто что хочу вам сказать. Сегодня самое лучшее средство против этой болезни — самоизоляция… Я прошу и средства массовой информации донести не то, что инфекционная больница закрыта, а то, что надо быть дома!».

Интересно, что бы нагородил-присоветовал наш критик европейской медицины, спроси у него кто-нибудь о теперешнем состоянии Брянской областной инфекционной больницы — самого профильного нынче медактива. И, возможно, одного из самых убогих, представляющего собой своего рода досоветский реликт. Благодаря поисковику "Яндекса", можно познакомиться и с его жутковатыми апартаментами, и с отзывами такого содержания: «Ужасная больница... В палатах стены напоминают обшарпанные подъезды», «Пусть все знают и опасаются этого места», «Такое учреждение в центре города заслуживает новых корпусов»… Обшарпанность, запущенность — не вся жесть. Вся — это отсутствие палат интенсивной терапии и реанимации, без которых всякое уважающее себя лечебное учреждение ну никак не может считаться полноценным.

Выхватила эпидемия из мрака умолчания, из трясины ура-рапортов, откровенной фальсификации глобальные медицинские провалы. То, что сделала с этой жизненно важной отраслью «ужасная оптимизация». Такую уничтожающую оценку дала недавно этому варварству вице-премьер Т. Голикова (тут справедливости ради надо сказать, что она, прозванная в своё время медиками, и не только ими, "госпожой Арбидол", сама ещё до того, как получить в управление Счётную палату, приложила руку к этой ужасной оптимизации). Но наш "рубака" Богомаз и на этом пепелище умудрился попиариться или пробежаться впереди паровоза. Некоторое время назад из телеутюгов массированно транслировался какой-то "уникальный" брянский передовой опыт по заманиванию с помощью бюджетных подачек врачей в регион. Через 7—10 лет кадровая проблема с врачами на Брянщине будет решена, — бодро рапортовал Сам. Спасибо, батюшка, но 7—10 лет — больно долгонько, человек-то живёт, как сказано поэтом, "сейчас". И болеет "сейчас". A тут скоро выяснилось, что "уникальный брянский опыт" — совсем не уникальный. Многие регионы задолго до брянского хвастливого "кукареку" начали заманивать медиков всякими калачами.

Эх, про многое не спросили наши горе-журналисты хвастливого Богомаза. Известно, к примеру, что медикам, которым нынче аплодируют и в пояс кланяются, выделили в марте сверх заработка по окладу. И в апреле обещали выделить и дальше на период эпидемии. Но не вечен коронавирус. А что будет с оплатой труда наших спасителей после него? Насколько серьёзно задумывается власть, в том числе и брянская, о том, что эти люди заслуживают намного лучшей участи? А отдаёт ли отчёт, насколько злободневно звучит афоризм Бернарда Шоу: «Нет ничего опаснее нищего врача»? Пока никаких признаков такого отрезвления не наблюдается.

Зато брифинг показал, что наблюдается то, о чём все нынешние думы брянского рулевого. В конце журналист по фамилии Есипенко ударил перед Богомазом челом: «Александр Васильевич, вот Вы всё взяли и нормально рассказали, можно, чтоб Вы и дальше не уходили с информационного поля?». Ответ был по поговорке: кто про вшей, а я про баню. Сам не расслышал про информационное поле, расслышал другое. Стал заверять, что губернаторский пост не оставит: «Ещё пять лет никуда не уйду». Вот что его заботит более всего.

Нас иной раз попрекают, что увлекаемся, цитируя читателей различных брянских информресурсов. Но что поделаешь, если из их откликов и комментариев всё чаще можно подчеркнуть больше, чем из сподобивших на них публикаций. Читательское слово оказывается, что тут поделаешь, более метким, чем так называемое журналистское. Приведём только несколько откликов на мартовский "выход к прессе" губернатора. «Как вы считаете, если мы не уважаем этого человека, то нам интересно обсуждать этот бред?», «В отставку!», «Пустозвон, скажи, где средства защиты?», «Что вы хотите от суслика, возомнившего себя агрономом?» (любимая губернаторская поговорка), «Креслозаполнитель, ничего не значащий, ничего не могущий».

У кого будут возражения? Давайте их, напечатаем. Только аргументируйте тщательнее.

Иван УХВАТОВ

P.S. После того, как в «Креслонаполнителе» была поставлена точка, узнали о втором губернаторском брифинге, прошедшем 7 апреля, в Благовещение. Весть, однако, прилетела в этот день совсем не благая. Количество заражённых коронавирусом в Брянской области взлетело за одни сутки, по словам Богомаза, до 102 человек. Брянщина сразу обскакала многих в перечне заражённых регионов и прочно утвердилась на пугающем месте в первой десятке. Поэтому и вид у "Креслонаполнителя" был весьма потерянный. Ну как же, были введены драконовские меры по принуждению к самоизоляции, казалось, всё под контролем, но теперь ситуация покатилась коту под хвост. Мало чего примечательного было сказано на этот раз. Поэтому и освещение мероприятия оказалось соответствующим. Удивило всех, если не позабавило, высказывание Богомаза о намерении перевести работу поликлиник в дистанционный режим. «Это, — сказал, — необходимо, чтобы люди не ходили и не заражали медработников. Врачей надо беречь». Интересно, как позиция губернатора согласуется с рекомендациями Минздрава, предписывающими медицинским учреждениям всех систем здравоохранения продолжать оказывать гражданам медицинскую помощь? И не дистанционно, конечно же. Губернаторский перл вызвал недоумение у журналистов и возмущение у читателей: «Что значит надо беречь? А мы должны дохнуть без медпомощи? Нет, всё больше убеждаюсь в полной неадекватности наших управителей. Сказали — потом подумали», «Уберите уже этого..., пока дел не натворил таких, что хреново будет всем без исключения».

Кажется, намечаются какие-то подвижки относительно поддержки малого бизнеса. «Будем изучать лучшие опыты», — обнадёжил губернатор. Изучайте, Александр Васильевич, изучайте, только поживей. Если тут впереди паровоза нет рекордной мочи бежать, то хотя бы сильно не отставайте. А то замучаетесь пыль да дым глотать...

Читайте ещё