Из хабалок — в паиньки?
Опубликовано: № 11 (776), 12 мая 2021 г.
Последний день апреля ознаменовался в Брянске новым скандалом с участием представителей власти, с одной стороны, и журналистского сообщества — с другой. Начиналось всё довольно буднично: чиновники городской администрации после протеста горожан, не согласных с запланированной вырубкой деревьев рядом со зданием областного арбитражного суда, вдоль проезжей части улицы Горького в Советском районе, решили провести на месте событий выездное совещание; на это мероприятие пришли журналисты и принялись его освещать. А дальше началось: заместителю главы горадминистрации М. Холиной не понравилось, что осуществляется фото- и видеосъёмка, и она решила… запретить корреспонденту сайта "Новости Брянска" В. Осипову, а затем — немного припозднившемуся редактору сайта "Брянский ворчун" А. Чернову осуществлять законную профессиональную деятельность. Объявив, что совещание, видите-ли, закрытое, г-жа Холина потребовала удалить отснятые материалы. Особенно примечательны её перлы в адрес г-на Чернова, которого она попыталась прогнать: «Вы меня напрягаете… Я не хочу вас видеть рядом с собой. Отойдите от меня. Вы мне очень неприятны... Вы посягаете на личность… Послушайте, вы кто такой вообще? Отойдите отсюда от меня. Мне вызвать милицию?». Вскоре после завершения мероприятия г-жа Холина лично съездила в полицию и написала на Чернова заявление, обвинив журналиста в том, что он якобы «мешал проводить совещание», «махал руками», а также подошёл к ней слишком близко.
Такое поведение заместителя мэра вызвало недоумение у многих комментировавших эту скандальную ситуацию. Они стали задаваться вопросами: а это реально — провести закрытое совещание на открытом воздухе в центре города, уволят ли Холину после скандала, привлекут ли её к ответственности за попытку воспрепятствования работе журналистов, как отреагирует на произошедшее мэр Брянска А. Макаров и как губернатор А. Богомаз, ведь известно, что без согласования с последним или его серым кардиналом С. Антошиным г-жа Холина вряд ли появилась бы в мэрии в качестве одного из заместителей градоначальника?..
Публикации в СМИ и их бурное обсуждение сделали своё дело: доселе никому не известная брянская чиновница вмиг стала популярной далеко за пределами Брянщины, о её выходке рассказали десятки газет и интернет-сайтов из самых разных уголков страны, её стали сравнивать с другими скандально прославившимися чиновными дамами — бывшим министром труда Саратовской области Н. Соколовой с её спичем о макарошках, питаясь которыми люди могут омолодиться и постройнеть, не выходя за пределы месячного прожиточного минимума в 3500 рублей, бывшим директором департамента молодёжной политики Свердловской области О. Глацких, заявившей на встрече с молодёжью о том, что «государство не просило вас рожать», бывшим руководителем пресс-службы иркутского губернатора И. Алашкевич, назвавшей пострадавших от наводнения в Приангарье «алкашнёй», «быдлом» и «бичевнёй».
Явно не ожидавшая такой реакции на свои высказывания Холина вскоре сменила гнев на милость, превратившись из хабалки в паиньку: «в момент совещания, когда ещё не были выработаны конкретные решения, я не могла дать комментарии, и видимо из-за этого сложилось недопонимание с отдельным блогером. Безусловно, необходимо было сказать блогерам и представителям СМИ, что комментарии я смогу им дать после принятия решений и не допускать сложившейся ситуации. В настоящий момент могу сказать, что я открыта к диалогу с любыми представителями СМИ, по всем вопросам градостроительной деятельности. Призываю к конструктивному диалогу все СМИ и готова дальше работать, соблюдая все нормы закона о СМИ». Видимо, по причине девичьей памяти или неумения сосчитать до двух Марина Эргардовна перепутала двух журналистов, законной деятельности которых она пыталась воспрепятствовать, с одним "отдельным блогером". Но как вам такой пассаж — «готова дальше работать, соблюдая все нормы закона о СМИ»? Получается, даже сама чиновница признаётся, что раньше все нормы закона ею не соблюдались. Но если налицо правонарушение, то каким будет за него наказание? Глава горадминистрации на этот счёт отмалчивается, зато предельно ясно свою позицию высказал губернатор. В интервью интернет-изданию "Подъём" г-н Богомаз заявил: «Есть такой Чернов, который говорит, что всё в Брянске плохо. Там идёт расширение дороги. Спилили два дерева. А как их не спилить, может, сделать по воздуху через космос? Одно дело, когда это объективно, это да, а тут просто из пальца высасывают. Что я буду реагировать? Он подошёл и начал сенсацию делать. Нужно эту Холину, которая работает полтора года, забить, показать какая она никакая. Холина отвечает за строительство, человек на своём месте, работает, при ней сдаются ледовые дворцы, бассейны, дворец единоборств, школы и детские сады. Это не интересно. А если написать, что чиновник не дала ему снимать, вот это сенсация. Да пусть снимают! Как Холина может запретить? Я, губернатор, не могу им запретить».
В этих словах — весь Богомаз с его неизбывным косноязычием, зашкаливающим лукавством и стремлением подменить понятия. Речь ведь идёт совсем не о расширении дороги (г-н Чернов, кстати, утверждает, что деревья собираются вырубать с другой целью — ради обустройства парковки у входа в здание арбитражного суда), а о том, с какой лёгкостью брянские чиновники готовы пойти на нарушение закона "О средствах массовой информации". Не было бы попытки воспрепятствовать деятельности журналистов — и скандала бы не было, дорога и деревья тут ни при чём. Но даже из лукавого губернаторского комментария видно, как раздражают главу региона журналисты, которые отказываются при освещении происходящего в области следовать в русле сплошного позитива и рекордомании. Это столичным корреспондентам из команды бывшего медиа-киллера С. Доренко г-н Богомаз может навешать лапши о том, что он, как губернатор, не может запретить снимать. Ещё как может! Совсем свежая история — когда летом прошлого года губернатор выгнал из пресс-центра областного правительства парня, попытавшегося сделать видеозапись его встречи с онкобольными и их родственниками. На этой встрече, напомним, шла речь о неисполнении брянской властью требований закона об обеспечении онкобольных бесплатными лекарствами, а у снимавшего парня этим страшным заболеванием болела мать. Кто-то скажет, что он, мол, не журналист. Но во взаимоотношениях с представителями СМИ Александр Васильевич и его команда ведут себя ещё более отвязано. Достаточно вспомнить закрытые встречи и пресс-конференции, на которые приглашались только избранные представители масс-медиа, или ещё раз напомнить о борьбе за свободу слова на Брянщине, которую уже шестой год ведёт редакция нашей газеты (с подачи областной власти "Комсомолец Брянска" более пяти лет не распространяют в киосках "Брянсксоюзпечати" и не печатают в брянской типографии). Холина, надо думать, не такая дремучая, чтобы не знать про всё это. Видя, как относится к журналистам "царь", также начинают вести себя и "бояре".
В заключение — о самой Холиной. После того, как разгорелся скандал, Чернов решил разузнать о ней поподробнее. Чиновницей эта "гламурная блондинка" стала в марте прошлого года, устроившись на работу в областной департамент строительства. В июне она уже заместитель директора — руководитель по управлению проектами ГКУ "Управление капитального строительства Брянской области", а в августе — заместитель брянского мэра. До столь головокружительной чиновничьей карьеры занималась бизнесом, возглавляла инженерно-архитектурное бюро. И, видимо, довольно успешно — имеет жилой дом с земельным участком, ездит на Mercedes-Benz С 250, а отдыхает — в собственных апартаментах в Болгарии.
По совпадению или нет, наиболее известным обладателем как раз болгарской недвижимости среди брянских чиновников является вышеупомянутый г-н Антошин. Считать ли случайностью после этого столь стремительное чиновничье продвижение г-жи Холиной?
Николай БАБУШКИН