«Подвешенные» вопросы
Опубликовано: № 29-30 (826-827), 22 декабря 2022 г.
Уважаемая редакция!
Прочитала в вашей газете (№ 28 за 7 декабря с.г.) под рубрикой "Дословно!" ответ губернатора А. Богомаза на вопрос жительницы Клинцов Н. Моисеевой во время прямой линии 30 ноября. Повезло же Наталье Михайловне — губернатор, пусть и по обыкновению косноязычно, удостоил её ответа! А вот мой вопрос во время прямой линии не прозвучал, видимо, висит где-то. Дама из губернаторской обслуги, записывая вопрос и номер телефона, пообещала перезвонить, но этого так и не случилось. А быть может, этот вопрос попал не на прямую, а на "кривую" линию общения с губернатором?..
Спрашивала я Александра Васильевича вот о чём. В брянских СМИ часто сообщается об успешном ремонте дорог в областном центре и о многомиллионных вложениях в их обустройство, но далеко не всегда сообщается о ремонте тротуаров. Между тем большое количество последних, особенно на дворовых территориях, превратилось в полосы с препятствиями, не уступая кое-где раздербаненному Донецку. По просьбе своих соседей, жильцов двух домов — по улице Костычева, 1 и проспекту Станке Димитрова, 6 — в сентябре прошлого года я обратилась к главе Брянской горадминистрации А. Макарову с просьбой привести в порядок уличный тротуар по проспекту Станке Димитрова — от улицы Красноармейской до улицы Фокина через черметовский мост.
Из ответа чиновника узнаю, что, оказывается, существует муниципальная программа "Формирование комфортной городской среды", в которую почему-то не включён ремонт уличных тротуаров, а дворовые территории отданы на откуп жителям, которые и должны их ремонтировать за свой счёт. Также в ответе сказано, что «ремонт тротуаров в городе осуществляется в рамках капитального ремонта дорог с учётом выделенных бюджетных ассигнований». Вопрос: куда же деваются эти "бюджетные ассигнования", если при победном ремонте дорог придорожные тротуары ремонтируются далеко не всегда?
После очередной моей жалобы пришёл ответ от замглавы администрации С. Кошарного, сообщившего, что ремонт тротуара, а также выездов с дворовых территорий на названном участке будет выполнен «в рамках капитального ремонта проспекта Станке Димитрова» в 2022 году. Писарчук А. Усманов, готовивший этот ответ, сообщил по телефону, что ремонт «запланирован на переходный период с 2022 на 2023 год», то есть, получается, с конца декабря до начала января!..
Появившиеся в октябре ремонтники разворотили бордюры, навалили кучу земли, превратив тротуары в непролазную топь, и, дождавшись морозов, исчезли, заявив, что за ремонт проспекта Станке Димитрова их начальство уже отчиталось летом, а за "аппендикс" от разворотного кольца на Красноармейской до черметовского моста деньги уже разложили по карманам; им же, подозреваю, велели произвести лишь видимость ремонта…
Ну а в конце ноября весь город оделся в ледовый панцирь, и мы оказались отрезанными от "городской среды". Ни до магазина, ни до аптеки не доползти. Зато "комфортную среду" создали чиновникам и губернатору, разъезжающим по отремонтированным дорогам на служебных авто. Пешком эти господа ходить разучились, как и читать-писать. В связи с чем создали для себя целый штат писарчуков.
Позабавил в общении клинчанки Моисеевой с г-ном Богомазом губернаторский ответ на вопрос о содействии в реставрации храма при усадьбе полководца Румянцева-Задунайского в селе Великая Топаль. Читателям региональных и федеральных СМИ хорошо знакома история так называемой реконструкции усадьбы классика русской литературы А.К. Толстого в селе Красный Рог. Этот, напомню, единственный в стране памятник культуры, хранивший материальную память о писателе, реалии которой запечатлены в 14 бессмертных стихотворениях и в многочисленных источниках авторства как самого владельца этой усадьбы, так и его знаменитых гостей, по сути, уничтожен за годы губернаторства Богомаза при содействии чиновников от культуры, не имеющих понятия о культуре и литературе.
Как человек, посвятивший более 40 лет исследованиям толстовской усадьбы, жизни и творчества писателя, опубликовавший десятки статей и несколько книг своих исследований, не раз обращалась к г-ну Богомазу с просьбой принять меня по вопросу сохранения уникального памятника отечественной культуры в Красном Роге, но не удостоилась губернаторского внимания. Не нашёл глава региона времени и для того, чтобы ответить на моё открытое письмо, опубликованное в вашей газете 20 августа 2020 года. Таким же безответным осталось и более раннее открытое письмо к Богомазу, подписанное группой из семи учёных, писателей и журналистов и опубликованное вами 19 сентября 2014 года, сразу после назначения Александра Васильевича врио губернатора Брянской области.
Г-н Богомаз предпочитает окружать себя непрофессионалами и случайными людьми, не имеющими никакого отношения к культуре. И всё, как видится, потому, что при некомпетентном, но послушном окружении проще осуществлять лжепроекты и разворовывать бюджетные средства. Так, Управлением по охране и сохранению культурного наследия руководит на Брянщине... инженер-механик К. Волков, а в литературном музее А.К. Толстого в Красном Роге нет ни одного(!) сотрудника с литературным или филологическим образованием. Отсюда и развал усадьбы, и "мемориальный" музей, напичканный предметами, не имеющими никакого отношения к Толстому, и мифологизированные экскурсии, и завидное усердие, с которым уничтожаются объекты толстовского времени. Вот уже добрались до усадебного парка и приусадебного ландшафта…
Впечатление такое, будто руководители брянской культуры заключили и с усердием исполняют масштабный контракт по замене истинных культурных ценностей ложными. Им содействовал в этом столичный аферист Р. Прокопишин, сварганивший такой проект "реконструкции" толстовской усадьбы, чтобы в ней не осталось ничего толстовского. Несмотря на то, что этот проект был в своё время забракован на общественных слушаниях, его всё равно пытаются реализовать за средства регионального бюджета. В услужении у фальсификаторов от брянской культуры — и вездесущий архитектор-"реставратор" А. Перов, непременный участник любых "реставрационных" работ, будь то древняя стоянка первобытного человека в селе Юдиново, усадьба Тенишевых в селе Хотылёво, Чашин курган…
Около десяти лет назад сей господин пытался реконструировать городковский дом-новодел, возведённый в начале 1990-х на месте главного усадебного дома в толстовском Красном Роге. Представил, как рассказывала в 2014 году "Литературная газета", целых три разных эскизных проекта внешнего облика новодела, так охарактеризовав свой подход: «В историческую достоверность не вдавался. Пытался облагородить существующее здание». По тому же принципу решил Перов "облагородить" древнюю краснорогскую церковь Успения Богородицы, где, не имея архивных документов, начал раскапывать фундамент. Обосновал свои варварские действия он так: «А зачем? Раскопаем, и там увидим, что к чему». По признанию специалистов из липецкой реставрационной организации ООО "Лайм-Парк", этот объект он изуродовал. Такая же оценка дана трудам этого горе-реставратора по "облагораживанию" усыпальницы с прахом Толстого и его супруги Софьи Андреевны. Согласно результатам проведённого ещё пять лет назад специалистами из Астрахани и Перми обследования, усыпальница находится в аварийном состоянии…
Возможно, объявится сей господин и при реконструкции храма Преображения в Великой Топали. Правда, пока реконструкция по-перовски храму не грозит: губернатор, прикрываясь ситуацией со спецоперацией, предложил обратившейся к нему жительнице второго города области "немножко подвесить" этот вопрос. Только не вышло бы в итоге с храмом Преображения то же самое, что и с усадьбой Толстого, которую не только "подвесили", но и затянули уже на ней петлю.
Валерия ЗАХАРОВА,
г. Брянск