Эдуард Амбарцумян: «Если сменится губернатор — я вернусь»

Опубликовано: № 18 (875), 31 августа 2024 г.

Эдуард Амбарцумян
Эдуард Амбарцумян

В преддверии очередного концертного сезона более чем уместно возвратиться к нашей июльской публикации «Организованная "культурная" группа», в которой рассказывалось о весьма резонансном демарше коллективов трёх брянских оркестров и городского академического хора имени М. Бустилло.

Полторы сотни артистов и их руководители подписались под письмом к губернатору, где высказали всё, что думают и испытывают относительно того, как поступают на своих руководящих должностях начальник городского управления культуры Э. Амелькин, директор областной филармонии, он же — руководитель городского эстрадного оркестра М. Дегтерёв и его сожительница, и.о. директора городского концертного объединения С. Коновалова, совмещающая с этой должностью ещё несколько. Позицию этой протестной массы выразил руководитель губернаторского симфонического оркестра, заслуженный артист России Э. Амбарцумян, который был принят главой региона и его заместителем В. Мироновой, курирующей в областном правительстве вопросы культуры. Позже Эдуардом Борисовичем были обнародованы некоторые детали общения с высокопоставленными чиновниками, по которому можно судить не только о дилетантском, в худшем смысле этого слова, понимании ими ситуации, сложившейся в культурной сфере. Его поразил и примитивный управленческий уровень собеседников. Всё это и привело к убеждению о невозможности дальнейшего пребывания в должности руководителя главного музыкального коллектива региона. Он подал в отставку, изложив её мотивы в своём заявлении на имя директора филармонии. Прошение было удовлетворено с такой лёгкостью, словно коллектив покидал не его основатель, не человек, во многом усилиями которого оркестр и существовал все эти годы, а какой-нибудь не прошедший творческого испытания и не пришедшийся ко двору молодой музыкант-стажёр. Чтобы успокоить встревоженную общественность, почитателей серьёзной музыки, коих, благодаря в первую очередь как раз симфоническому оркестру, у нас появилось немало, областной департамент культуры поспешил заявить, что на открывшуюся вакансию руководителя коллектива и главного дирижёра объявилась чуть ли не целая толпа претендентов, и если предстоят теперь какие-то хлопоты, то лишь по подбору самого достойного кандидата.

На деле же выбирать оказалось попросту не из кого, и руководству филармонии приходится искать теперь дирижёра через интернет-сайты. В «Организованной "культурной" группе» рассказывалось и о попытках Дегтерёва, Амелькина и Ко прижать к ногтю протестантов. Прежде всего, заставить удалить со страничек в соцсети "ВКонтакте" городского академического хора, городского оркестра народных инструментов и симфонического оркестра текст обращения работников культуры к губернатору и многочисленные комментарии к нему.

В конце концов, публикации были заблокированы вместе со страничками, чего депкульту во главе с юристом Ю. Сатюковым, руководителям филармонии и концертного объединения пришлось добиваться через администрацию "ВКонтакте". Теперь о происходящем в брянской культуре узнает меньшее количество пользователей соцсетей, но поможет ли удаление текста обращения разрешить полыхающий конфликт? Конечно же, нет. Более того, не добившись правды у губернатора, артисты не собираются останавливаться и планируют продолжать бороться за свои права. «Будем снова обращаться в правительство и к главе государства, добиваться того, чтобы в Брянск приехала и провела проверку комиссия из столицы», — говорят они. И им есть, что представить проверяющим. Чего стоят хотя бы аудиозаписи с отборной матерщиной в исполнении членов объединённой "культурной" группы (ОКГ)!

Читателям "Комсомольца Брянска" уже известно, что вскоре после того, как конфликт между артистами и членами ОКГ был вынесен в публичное пространство, ведомство г-на Сатюкова, ссылаясь на содержание акта апрельской текущего года проверки концертного объединения городской контрольно-счётной палатой, распространило информацию об одном факте, касающемся работы в городском камерном оркестре сына Амбарцумяна, которому, как сообщалось, за несколько лет неправомерно выплатили более 260 тысяч рублей. Вот-де какие рвачи, эти Амбарцумяны, а ещё смеют о чём-то заикаться… Говорилось и о том, что Амбарцумян-старший с результатами проверки согласился и возвратил незаконно полученные средства. Проверка КСП проводилась после обращения к президенту артистов городского академического хора во главе с М. Вебер. В интервью нашей газете она говорила, что «не видела ни одного документа по результатам проверки». Но почему акт был положен под сукно до того момента, как потребовалось извлечь его, чтобы попрекнуть Амбарцумяна неправомерно полученными его сыном деньгами?

— Я вам скажу, — говорит теперь Амбарцумян, — почему утаивается содержание акта. В этом документе содержится один пикантный момент, выставляющий авторов публикации на сайте депкульта, Коновалову и Дегтерёва не в лучшем свете. Нарушения, связанные с выплатами моему сыну зарплаты за работу в оркестре — это результат технической ошибки сотрудников городского концертного объединения, неправильно оформивших с ним договор. Это зона ответственности и.о. директора концертного объединения и отдела кадров, но никак не художественного руководителя и не работника, добросовестно выполнявшего свои обязанности. В филармонии точно так же работает певец и композитор Добронравов — он приезжает только на концерты, поёт под фонограмму и получает за эту свою работу зарплату. И никто не требует от него что-либо возвращать. А у моего сына потребовали вернуть всё, что он получил, работая в оркестре три года… Дегтерёв тогда уговаривал меня: «Ради бога, заплати эти деньги, чтобы они (проверяющие — прим. авт.) от нас отстали». Сейчас я ругаю себя за то, что поддался этим уговорам.

Как представляется, была ещё одна причина скрывать акт под сукном, которая стала очевидна после того, как в нашем распоряжении оказалась копия этого документа. Речь — о размере стимулирующих выплат самому г-ну Дегтерёву. Аудиторы после выборочной проверки зафиксировали эти размеры за март и за декабрь 2023 года. Так вот, "золотой баритон" (так любит себя величать главный филармонист), как худрук эстрадного оркестра, в марте прошлого года получил 786% к окладу, а в декабре — 1696% (!). В этом же месяце его сожительница и его заместитель в оркестре Коновалова получила 467% к окладу — в денежном выражении выплаченная ей сумма намного опередила все остальные, в том числе Амбарцумяна, как руководителя камерного оркестра, который в марте не был премирован, а в декабре получил только 165%.

Узнав про такой расклад, Эдуард Борисович вспомнил, что не так давно Дегтерёв отказался от должности директора областного департамента культуры с её намного более скромной оплатой, чем суммы, которыми он ворочает ныне.

— А кто рекомендовал или мог рекомендовать его в руководители областной культуры?

— Известно, что начальник городского управления культуры Амелькин — креатура Антошина. Как и та же Миронова. То же самое можно сказать и про Антошина с Дегтерёвым — они не скрывают, что являются приятелями. Антошин, Амелькин, Дегтерёв — это одна компания.

А можно, добавим, сказать и так — одна группа, организованная по типу мафиозной спайки. Известно, что мафиози непримиримы к тем, кто посягает на их положение и даже к осторожным оппонентам. В данном случае эта непримиримость выразилась в мести Марине Вебер и композитору Александру Стрекалову, которые не раз публично выступали против тех порядков, которые навязывает ОКГ, а также изложили свою позицию в интервью нашей газете. Перед началом нового учебного года их лишили весьма скромно оплачиваемых должностей преподавателя теории музыки и концертмейстера детской школы искусств имени Чайковского. И это несмотря на нехватку в школе преподавательских кадров! Без работы осталась и ещё одна подписантка письма к губернатору — хормейстер Галина Лозицкая, работавшая с детскими и взрослыми вокальными коллективами в городском Дворце культуры и искусства, созданном на базе кинотеатра "Победа", и в детской школе искусств № 10.

...В конце нашей непродолжительной беседы с г-ном Амбарцумяном не могли обойти вопросов о перспективах симфонического оркестра и его личных.

— Я сейчас за пределами Брянска, но о ситуации в оркестре информирован. Судьба коллектива не очень ясна. Знаю, что некоторые музыканты могут из него уйти, и руководство филармонии подыскивает им замену. Точно уходят Иванов (первая скрипка) с женой, есть сведения, что собираются уволить виолончелистку Лукашенкову, которая также обращалась с жалобой к президенту. Затянулись поиски дирижёра. Знаю, что провалилась попытка собрать подписи артистов под письмом против меня и в поддержку Дегтерёва. В общем, уныло всё это. Жаль, что коллектив, создание которого было сопряжено с немалыми трудностями и проблемами, может прекратить существование или превратиться в жалкое подобие того, что было создано. Пока всё идёт именно к этому.

Мне предлагали поучаствовать в создании симфонических коллективов в других регионах, но это очень непростое дело, и на данном этапе мне это не интересно. Уже годы не те, а соответственно — и силы. У меня достаточно много предложений из оперных театров, могу работать как приглашённый дирижёр, и этого мне будет достаточно.

— В последнее время всё чаще в Брянске говорят о грядущей смене губернатора. Если это произойдёт, могут ли брянцы рассчитывать на ваше возвращение?

— Если сменится губернатор и в руководстве брянской культуры не останется персон, которые абсолютно никакого отношения к культуре не имеют, — я вернусь. Но с такими, как Дегтерёв, Амелькин и Коновалова, работать не буду.

Николай БАБУШКИН

Читайте ещё