В пику «Жуку» и «Жабе»
Опубликовано: № 7 (494), 28 февраля 2014 г.
В минувшем году мы не раз обращались к персоне руководителя областного отделения Союза писателей Владимира Сорочкина и атмосфере, царящей в этой корпорации. Начало разговору положила жуковская поэтесса Валентина Чирок. Несколькими сочными фактами-мазками она нарисовала портрет мелкого, своекорыстного, мстительного интригана, приведённого к литературной власти на Брянщине. Чего стоит один только пример, когда под покровительственным крылом Сорочкина оказался "литературный карманник" из Жуковки Г. Белый, умудряющийся воровать строчки не только у почивших поэтов, но и у ныне здравствующих.
С Сорочкиным, как нам казалось, всё ясно. Но недавно в нашу редакцию поступило письмо от брянского поэта Николая Ивакина, который продолжает критическую линию Валентины Чирок. Мы опускаем фрагменты, которые, по сути, повторяют жуковскую поэтессу. Вряд ли интересны читающей публике и давние конфликты с участием их ушедших участников. А вот на чём стоит остановиться, так это на финансово-хозяйственном аспекте деятельности областной писательской организации. Ивакин приводит ту часть её Устава, которой регулируется эта деятельность. Оказывается, для поддержки творческих "штанов" наших литераторов средства, помимо вступительных и членских взносов и ассигнований из областного бюджета, могут поступать и из различных других источников — доходы от издательской и предпринимательской деятельности, поступления от созданных с участием писательской организации хозяйственных товариществ и обществ, от Литературного фонда России и т.д. К сожалению, автор статьи не сообщает о, так сказать, постатейном доходе руководимой г-ном Сорочкиным писательской организации. Не сообщает, как можно догадаться, потому, что её членов попросту не информируют об этой "альковной" стороне деятельности. Отсюда у Ивакина и вполне закономерный вопрос: "Куда утекают деньги?". На первом в нынешнем году собрании его задал бывший губернатор области Ю. Лодкин, который, как известно, не чужд и литературных упражнений. Куда, спросил он, подевались деньги, выделенные спонсорами из Карачева на празднование полувекового юбилея писательской организации? Последовал не совсем вразумительный ответ. Оппонент Сорочкина продолжает перечень подобных вопросов: куда девались деньги, выделенные на ремонт писательского офиса, где 373 тысячи, выделенные на реализацию программы "Содействие развитию институтов гражданского общества в 2011—2013 годах", где материальная помощь больным и престарелым членам организации, куда уходят другие суммы? Наконец, многим брянским мастерам пера неизвестна ситуация с издательством "Брянский писатель". Его существование, как пишет Ивакин, руководитель организации "отрицает". И тут же приводятся факты о том, что недавно оно существовало, выпускало продукцию. Могло бы и сегодня приносить доход, но Сорочкину куда выгодней "заворачивать" издательские проекты в издательство "Десяточка" своего кума О. Вязьмитина. Там же выпускается и серия бойко расходящихся газет кроссвордов типа "Жук и жаба". Неспроста в литературном сообществе Брянщины относительно кумовьёв Сорочкина и Вязьмитина закрепилось выражение: «"Жук" и "Жаба" на литературном поле». Сорочкин вербовал, как сообщает Ивакин, брянскую поэтессу Л. Соколову, часто торгующую всякой всячиной на лестнице бульвара Гагарина, приторговывать своими наклейками-магнитами, но достойно за эти старания платить не хотел.
В статье Ивакина — масса других фактов, изобличающих нравы, возобладавшие в областном писательском цеху при Сорочкине. Достаточно убедительно бичуется его ближайшее окружение в лице двух дам — Л. Ашеко и Л. Семенищенковой. Словом, на Сорочкине клейма уже негде ставить. Ну и какой же вывод? С вопросом, кто виноват, ясно, но с другим — что делать? — наоборот, неясно ничего. Ивакин, упоминаемый им его союзник, писатель В. Лесков, зная, что основной составляющей существования организации является бюджетное финансирование, полагают, что областная власть, которая платит, должна "заказывать и музыку", то есть наводить в писательских рядах порядок. «Я до сих пор не могу понять, — восклицает в заключение Ивакин, — почему заместитель губернатора А.Н. Теребунов запретил публиковать в "Брянской учительской газете" разоблачительные статьи людям, знающим Сорочкина? Почему начальник областного департамента культуры Н.А. Сомова уводила разговор в сторону при обсуждении в её кабинете того же Сорочкина. Ведь речь идёт не о каком-то заведующем захолустной свиноводческой фермой, а о руководителе писательской организации. Всё пока остаётся загадкой».
Для Ивакина, Лескова это, как видим, загадка. Хотя на самом деле никакой загадки тут нет. Сомова, Теребунов — не те фигуры, которые определяют существующий ныне общественный климат. В ограниченной степени влияют на него, но не определяют. Брать надо выше. Нынче мы живём в эпоху так называемой имитационной демократии, когда в стране, в регионе, казалось бы, созданы и функционируют все демократические институты, в том числе и такой важнейший институт, как гражданское общество, частичкой которого является и писательский цех. Но в атмосфере тотальной коррупции, выборочного правосудия, отсутствия реальной политической конкуренции все эти институты лишь имитируют полноценную деятельность. Таков, увы, нынешний российский режим, нам лишь остаётся гадать, какая ждёт его участь. Украинская или какая-то другая. А пока такие его маленькие винтики, как Сомова, Теребунов, прекрасно зная своё скромное место на властном "шестке", чтобы самосохраниться, будут до последнего консервировать нынешнюю ситуацию в областной писательской среде. К тому же, вряд ли с изгнанием с поста руководителя организации Сорочкина наступит долгожданное полное очищение. Помнят ведь о том, сколько оппонентов было и у предшественника Сорочкина.
А что остаётся Ивакину, Лескову, прочим литературным персонам, несогласным с поведением нынешнего руководителя областной писательской организации? Осмелимся предложить выйти из неё и пробиваться к сердцам читателей без её покровительства. Недавно белорусские писатели на встрече с президентом А. Лукашенко просили давать больше денег для их деятельности, на что получили такой ответ: мы, конечно, денег дадим, но вы сначала положите на стол "Войну и мир". Лукашенко по инерции стали вышучивать, но ведь смысл в его словах немалый. Не было же никаких писательских союзов во времена Льва Толстого, и это не становилось предметом каких бы то ни было страстей.
Что, наконец, мешает оппонентам Сорочкина организовать своё сообщество литераторов или, подобно той же Чирок, примкнуть к иному, уже существующему? В пику "Жуку" и "Жабе", которых, по нашему твёрдому убеждению, сегодня только это и сможет отрезвить.
Александр ИВАНОВ