Александр Богомаз: хочу, но не могу?
Опубликовано: № 42 (529), 28 ноября 2014 г.
Тема: Богомаз А.В.
Безусловно, кадровая политика врио губернатора Александра Богомаза, деятельность обновлённой исполнительной власти региона — важнейшая сегодня тема, требующая обсуждения. Ожидания общества, связанные со сменой руководства области, всё ещё сильны, хотя, по моим наблюдениям, внешне не очень заметны.
Менее чем через месяц исполнится сто дней, как Богомаз сменил Николая Денина. Не хотелось бы в связи с этим произнести стереотипную фразу о замене "шила на мыло", но вопрос, как говорится, не лишён оснований. Сможет ли Богомаз решить ту задачу, которую в своё время — весной 2005 года — провозгласил Денин: улучшение качества региональной власти? Сумеет ли он побудить власть работать по-новому? И, наконец, главное: победит ли Богомаз коррупцию во власти?
Уже видно, что меры нового руководителя региона по улучшению качества власти непоследовательны и ограниченны. Можно сказать, Богомаз ограничен как "сверху" (его партийная принадлежность, зависимость от Центра), так и "снизу" (зависимость от региональных элит, связь с бизнесом и иное). Отдельный ограничивающий фактор: Богомаз — доморощенный политик, изначально и давно связанный с регионом и его спецификой (в отличие, например, от "нашего" Андрея Бочарова, который такой доморощенностью уже не связан). Возможно, интересам Брянщины более бы соответствовало назначение на должность Губернатора человека из другого региона, что лишало бы его необходимости в своих действиях оглядываться на интересы региональных элит и действовать более самостоятельно и радикально. Такая точка зрения не должна не приниматься во внимание, хотя приход "варягов" чреват появлением разного рода конфликтов.
На мой взгляд, произведённые Богомазом кадровые изменения в системе региональной исполнительной власти в целом пока не имели радикального характера, соотносимого с заявленной задачей обновления областной власти, преодолением коррупционных процессов и явлений, не указывали на решительность замыслов и действий. Эти изменения не имели и системного характера, питались из различных источников (актив Общероссийского народного фронта, "Единая Россия", ближнее окружение руководителя…). Изменения не сопровождались публичным объяснением кадровых перестановок. К большому сожалению для общественности, не дана должная оценка деятельности предшествующей управленческой команды. Не хочу переходить на личности, но оставление в новом составе правительства некоторых прежних руководителей (Касацкий, Локтикова), как и включение в состав руководства отдельных лиц с неоднозначной репутацией (Лемешов и иные) рождает у общественности вопросы, которые требуют публичных ответов.
Так хочет ли Богомаз глубоко и широко обновить правящие в регионе элиты? На мой взгляд, его действия пока ещё не дали оснований для положительного ответа. И кадровые назначения в структуре областного правительства, и завершающиеся сейчас выборы глав районных администраций оптимизма, увы, не вселяют. Интересно, как будет глава области обновлять власть, если в ней остаются прежние руководящие кадры? Потрясающий пример: глава одного из районов обладает фальшивым дипломом о высшем образовании. Что, разве врио губернатора об этом не знает?
Есть ещё одно обстоятельство, которое будет сдерживать его действия — это состояние самой политической системы общества. Очевидно, что она не "заряжена" на противодействие всякого рода негативу во власти, более того — порождает этот негатив естественным образом. В этой системе сегодня не работают должным образом целые институты: прокуратура, суды, избирательные учреждения, представительная власть, бюджетные средства массовой информации. Зато много всяких имитаций — общественные палаты, общественные приёмные, комиссии по борьбе с коррупцией и прочие "изобретения" типа пятого колеса в телеге.
Политическая система общества и её руководящий слой обновляются лишь тогда, когда к власти приходят новые люди. Причём, приходить они должны не из прежней, дискредитировавшей себя партии, а из оппозиции. Позиционирование Богомазом себя как выдвиженца якобы оппозиционного Народного фронта никого не должно вводить в заблуждение: данная структура вовсе не оппозиционна, это та же "Единая Россия", только в изменённой несколько редакции. Проблема Богомаза в том, что решать обозначенные им проблемы приходится с прежними людьми, взятыми, как принято говорить, из "старой колоды".
По большому счёту, дело-то и не в Богомазе, а в том, что в регионе за последние 10—12 лет подлинная политическая оппозиция так и не сформировалась. Качество наших местных "оппозиционеров" из ведущих партий (КПРФ, "Справедливая Россия", ЛДПР, "Яблоко"…) таково, что многие из её активистов при первом же удобном случае сразу перебегали в партию власти. Таких примеров — множество, и это — несмываемый позор для нашей местной так называемой элиты. Посему и не следует удивляться, что оппозиция так и не смогла противопоставить партии власти ни ярких и авторитетных лидеров, ни убедительных альтернатив развития региона.
Сегодня Богомаз оказался в неоднозначной ситуации. Прочная связь с партией власти, её прочные позиции в регионе, позитивная в целом репутация руководителя региона — всё это даёт ему достаточно широкое поле возможностей для действий. С другой стороны, против Богомаза — целая Система, сложившаяся в указанные мною выше годы. Система, не направленная на самоочищение, на радикальное обновление. Общество ждёт такого обновления, оно всё ещё живёт надеждой. Сумеет ли руководитель региона оправдать такие ожидания — вопрос открытый, и на него ещё не дан убедительный ответ.
Владимир ГОРБАЧЁВ,
кандидат философских наук, доцент
Необходимое послесловие
Автор опубликованной статьи, Владимир Григорьевич Горбачёв, совершенно прав, констатируя, сколь велики ожидания наших земляков на иную власть, иной тип управления регионом. Поэтому, наверное, и так нетерпелив он, не дождавшийся завершения первых 100 дней работы нового руководителя области и решивший до этого срока поделиться с нашими читателями своими наблюдениями, сомнениями и выводами. Некоторые из них бесспорны. К примеру — о зависимости Богомаза от Центра, что, на наш взгляд, в нынешней ситуации как раз неплохо, если, конечно, не демонизировать Центр. Может статься, однако, и опасение об этом в публикации присутствует, что как раз Центр будет вынужден признать свою ошибку с назначением Александра Васильевича врио губернатора и откажется от поддержки его кандидатуры на губернаторских выборах в сентябре будущего года. Поэтому одна из главных задач нового главы региона — оправдать доверие руководства страны, доказать и обитателям высоких столичных кабинетов, и рядовым жителям Брянщины, что он способен эффективно работать в этой должности.
Не вызывает никаких споров и оценка автором позиции нового областного руководства при формировании властных органов в муниципалитетах. Итоги этого процесса ещё будут анализироваться, но уже сейчас очевидно, что никакого радикального улучшения качества муниципальной власти не происходит. Владимиру Григорьевичу для такого вывода достаточно одного примера, когда главой Почепского района вновь становится фальшиводипломник А. Граборов. И дело здесь не только в том, что изначально он пробирался во власть с помощью грубого мошенничества, а то, как вёл себя, будучи уличённым в этом мошенничестве, как попирал волю суда, включая высшую его инстанцию, как глумился над общественным мнением. И вот этот "фрукт", для которого понятия общественной морали и нравственности — пустые слова, снова на вершине власти, а новое региональное руководство бессильно это предотвратить. Вот отсюда и рождается ощущение, что в области заменили "шило на мыло".
Очень точны, хотя и не новы рассуждения автора о главных пороках созданной в России Системы, которая сдерживает развитие страны, лишая надежд на перемены в отдельно взятой Брянской области. Действительно, на что можно рассчитывать в условиях имитационной демократии, когда все её институты являются лишь декорациями, функционирующими "для галочки"? В стране не создан прецедент передачи власти оппозиции. Да и сама оппозиция выбита, сброшена на обочину, доведена до карикатурного вида. Между тем, запрос на неё огромен. Сегодня ему пытается отвечать один из недавних столпов Системы — А. Кудрин, вежливо, в своём негромком и неброском ключе, напоминающий, что в условиях резкого удешевления нефти, санкций и контрсанкций нет альтернативы проведению структурных реформ. И вот что важно: он во главу угла этого процесса ставит не экономические реформации, а снятие гнёта с механизмов общественного контроля, говорит о реальной политической конкуренции, о преобразованиях в правоохранительной системе и судопроизводстве. "Опускается" даже до такой конкретики, как необходимость ратифицировать 20-ю статью антикоррупционной ооновской конвенции (о незаконном обогащении), которая в России не действует.
Поспорить с Владимиром Григорьевичем хочется лишь в одном случае — когда он говорит о некоем «достаточно широком поле возможностей» для преобразовательных действий Богомаза, рассматривая эту "широту" как прочную связь потенциального преобразователя с имеющей прочную позицию в регионе "Единой Россией". Столь опытный автор, поработавший один созыв в областной Думе, не может не знать, на чём зиждется прочная позиция этой партии как на Брянщине, так и в стране. Он наверняка имел "удовольствие" наблюдать беспрецедентную тотальную фальсификацию на выборах, знает о массовом досрочном голосовании под принуждением, о прочих мерзостях нашенского избирательного процесса. Поэтому, говоря вначале о том, что Система не "заряжена" на перемены, он в конце почему-то не желает видеть неотъемлемой частью этой Системы "партию жуликов и воров", как окрестили в народе "Единую Россию".
В целом же, мы признательны автору за весьма содержательный материал и надеемся, что высказанным не исчерпываются его наблюдения и выводы. Впереди у нас "100 дней Богомаза", которые дадут намного больше пищи для размышлений. Ждём читательской реакции. Наиболее содержательные отклики, мнения и суждения будут опубликованы.