Заврались

Фиговым листком лжи не скрыть нищенского положения брянской медицины

Александр Богомаз и Александр Маклашов
Александр Богомаз и Александр Маклашов

На одном из июльских заседаний областного правительства врио губернатора устроил публичную порку руководству департамента здравоохранения: «Почему в медицинских учреждениях платят по 300—500% премии экономистам и юристам? В Клетне не хватает 25 врачей… В Гордеевке закрываете больницу. Глубоких пенсионеров держите на должностях… Вы знаете, как подороже купить лекарства и оборудование, все знаете о закупках… Такие специалисты не нужны». Ответа глава региона не дождался, но он его и не ждал. Все его тирады, нетрудно догадаться, были рассчитаны на внешнее употребление. Ведь и департамент, и А. Богомаз знают, насколько критическое положение в брянской медицине, и понимают, что реальные возможности, которыми располагает наш регион, не позволяют его качественно изменить. Но признать это — самих себя высечь. Потому и приходится чиновникам от медицины брать цифры с потолка, чтобы с их помощью показать свою бурную деятельность на благо жителей Брянщины.

Вот, например, что говорил в своём докладе 15 декабря прошлого года директор департамента здравоохранения А. Маклашов: «На 2015 год областным бюджетом утверждено на здравоохранение на полмиллиарда рублей больше, чем в 2014 году. Это позволит учреждениям здравоохранения успешно развиваться и выполнять все показатели дорожной карты. Кстати, в этом плане наша область в текущем году опережает другие регионы страны, в том числе и самодостаточные. Департамент здравоохранения разработал соответствующий проект, который с 01.03.15 г. начнёт действовать, оклад медицинских работников увеличится на 45%. Мы здесь среди первопроходцев…». А теперь перенесёмся на упомянутое июльское совещание у Богомаза. Заместитель Маклашова Л. Крашенинникова: «…годовые расходы региональной медицины составляют 14 миллиардов рублей, при этом более 8 миллиардов из них идёт на зарплату…». Тут же врио губернатора «рекомендовал всем, кто занимается руководящей работой в сфере медицины, пересмотреть свои взгляды как на организацию работы учреждений здравоохранения, так и на расходование бюджетных средств». Но это тоже пустые слова, сказанные скорее "на публику".

На дворе, как известно, уже сентябрь, но должностной оклад врача-специалиста по-прежнему рассчитывается по Указу Н. Денина от 17 октября 2013 г. и составляет на 1 ставку 5344 рубля. То есть, несмотря на бравые прошлогодние заверения г-на Маклашова о предстоящем с 1 марта текущего года повышении на 45%, на протяжении без малого двух лет оклады медиков остаются на одном уровне. Озвученной директором департамента величине средней зарплаты в 2014 году (33403,9 рублей в месяц) оценку давать не берусь, хотя очень хотелось бы услышать от него ответ на вопрос, сможет ли рядовой брянский врач работать на 5—6 ставок — именно при такой нагрузке он будет получать примерно столько, сколько говорит брянский министр здравоохранения. Но позволю себе одно важное замечание. Как известно, при расчёте средних зарплат в отрасли Росстат запретил учитывать зарплаты главврачей и их заместителей, число которых в некоторых медучреждениях доходит до 10, чтобы искусственно не завышался реальный уровень доходов медиков. У нас же по-прежнему складывают и делят всё на всех. Люди возмущаются, пишут на медицинский Форум, но администратор сайта, он же сотрудник департамента, стирает все неугодные комментарии. В общем, о губернаторском Указе "О мерах по поэтапному совершенствованию системы оплаты труда в государственных учреждениях Брянской области на 2013—2018 годы" можно забыть. Вспоминать о нём нынешнее медицинское начальство считает дурным тоном — кризис, мол… То же самое можно сказать и о перспективах развития отрасли: если из озвученных 14 миллиардов более 8 идёт на зарплату, 2,3 — на питание, около миллиарда — на медикаменты и миллиард федеральных денег на перинатальный центр, то что же останется на развитие? Смогут ли учреждения здравоохранения "успешно развиваться" при таком финансировании, о чём заявлял в декабре г-н Маклашов?!

Ещё одна хроническая проблема брянской медицины — нехватка кадров врачей. 30 июня текущего года г-н Маклашов заявил, что в области не хватает около 800 врачей. А уже 16 июля его заместитель О. Татаринова поведала со страниц "Брянской медицинской газеты", что дефицит врачей в целом по области — 567, в том числе в сельской местности — 57. Это как? За две недели почти 250 врачей нашли? Или так резко потребности в них снизились? Отдельного разговора заслуживает озвученная цифра по сельским врачам. Если в одной Клетне не хватает, по словам врио губернатора, 25 врачей, то что же тогда получается: во всех остальных сельских больницах дефицит врачебных кадров — всего 32? Но ведь это называется не иначе как втиранием очков. Врач должен работать на одну ставку и получать достойное вознаграждение за свой труд, у нас же горбатятся на 2—3 ставки и получают за это гроши. Только официальный коэффициент совместительства по Брянской области — 1,7.

В марте текущего года в БГУ состоялся распиаренный региональной властью Форум общественных инициатив "Роль институтов гражданского общества в реализации антикризисного плана Брянской области", 3 июня при областном правительстве создан антикризисный штаб. Но кто из представителей общественности видел этот таинственный план, для реализации которого понадобилось даже штаб создавать?! На деле получается, что плана нет, а его реализация идёт вовсю. Вот, например, на сайте департамента здравоохранения в разделе "Антикризисные мероприятия" сиротливо висит одно-единственное сообщение с таким заголовком: «Департамент здравоохранения в рамках исполнения поручения врио губернатора Брянской области от 06.03.15 г. размещает информацию о потребности подведомственных учреждений в продуктах питания, в том числе сельскохозяйственной продукции». Поручения Богомаза, о котором здесь идёт речь, я не нашёл. Но знаю о том, что он поручил департаменту закупать продукцию отечественных производителей. Из интереса прочитал "антикризисную" информацию и узнал, что, например, Брянской горбольнице № 1 и психбольнице отпущено варенье, а остальным медучреждениям — нет, что горбольнице № 2 выдали 8200 кг говядины, а горбольницам № 1 и № 4, у которых гораздо больший коечный фонд — соответственно 6910 и 6000 кг. 2-й горбольнице велено не давать соков, а 4-й — не давать дрожжей. Цифры эти не соотносятся ни с коечным фондом, ни с количеством пролеченных больных... Кстати, пациентов практически всех лечебных учреждений области лишили свежих огурцов и помидоров, кои решено не закупать. В общем, и смешно, и грустно. Чем только руководствовались чиновники от здравоохранения, составляя и размещая на своём сайте срамную бумагу?

Я лишился работы потому, что с 2012 года в Брянском областном суде оспаривал недостаточное финансирование областным правительством брянской медицины. Семь раз областной суд выносил решения, удовлетворяя мои заявления, последний раз это было уже при Богомазе, 20 февраля текущего года. Этим решением (17 июня Верховный суд РФ оставил его без изменения) установлена незаконность действующего норматива финансирования здравоохранения из расчёта 1127 рублей 91 копейка на одного жителя области. Вступивший в законную силу судебный вердикт до сих пор не исполнен богомазовским правительством области, чиновники которого почему-то не задаются вопросом, кому и чем можно помочь за жалкие 1127 рублей. А вот как обстоят дела в соседних с нами регионах: в Смоленске на лечение жителя выделяется 2025 руб., в Калуге 2043 руб. Во Владимире, тоже далеко не самом благополучном регионе, — 3195 руб. При этом, только в Брянской области за счёт доходов медучреждений от платных услуг оплачиваются расходы на отопление, освещение, водоснабжение, платятся налоги — финансирование этих расходов областным бюджетом не предусмотрено. Из прибыли медучреждений, которая составляет 20% от общего объёма средств, заработанных ими на платных услугах, заправляется автотранспорт, оплачивается учёба сотрудников, главврачи с приближёнными ездят в командировки, приобретаются реактивы для пациентов-льготников. Обо всём этом поведала на заседании общественного Совета при департаменте здравоохранения Брянской области советник директора департамента Г. Космодемьянская.

Цифры медицинского бюджета непрозрачны: из 6,1 миллиарда, отведённых в областном бюджете на здравоохранение, более 4 миллиардов отведено на некие "иные нужды". А на службу переливания крови и санаторную помощь, которые по положению являются самообеспечивающими, из бюджета отпущено почти в два раза больше, чем на все поликлиники.

И вот итог. В рейтинге "Качество и доступность медпомощи в России", составленном экспертами ОНФ и независимого фонда "Здоровье", наш регион признан одним из самых худших в стране. Как сообщила в репортаже с форума фронтовиков "За качественную и доступную медицину!" правительственная "Российская газета", «при подготовке интерактивной карты за основу были взяты 11 показателей Росстата, связанных со здравоохранением, и индикаторы территориальных программ госгарантий оказания бесплатной медпомощи в 2013 и 2014 годах. Их сравнивали с информацией, представленной на сайте Росстата, а также направленной в ОНФ региональными органами управления здравоохранением. Сильнее других за год свои позиции ухудшили Брянская и Калининградская области, а также Еврейская автономная область». Брянщине в рейтинге отведено малопочётное 85-е место из возможных 86.

Юрий МИРОНОВ,

г. Брянск

От редакции

Справедливости ради надо обязательно отметить, что предпоследнее место, которое заняла брянская медицина — это, в основном, "заслуга" бывшего руководства области и областного департамента здравоохранения. Наша газета более всех других региональных изданий вместе взятых била тревогу, изобличала, называла конкретных виновников. Сколько было написано о коррупционных отношениях бывшего директора департамента В. Дорощенко, свившего после своего смещения уютное гнёздышко заместителя главврача областного диагностического центра с месячным доходом около 200 тысяч рублей, и руководителя ГУП "Брянскфармация" М. Иванова!.. Этот тандем был люб бывшему губернатору Н. Денину, взявшему его под свою опеку. От одного из последних мест наше региональное здравоохранение не спасли успехи разрекламированной программы модернизации отрасли, куда были вбуханы огромные средства. Реализация каждого её направления, хотя бы той же информатизации, к которой приложил руку "фармкороль" Мих. Мих. Иванов, сопровождалась разбазариванием, а то и прямым разворовыванием бюджетных средств. Вспомним ту же историю с разорительной покупкой томографов, завершившуюся лёгким испугом для избранного "стрелочником" В. Кукишева, уголовное дело в отношении которого было прекращено судом в связи с истечением сроков давности. А сколько мы получали сигналов о закачивании огромных бюджетных средств в Брянскую областную станцию переливания крови. По меткому выражению одного нашего читателя, этой кровью за такие деньги «можно было бы залить всю Россию». Или построить в Брянске кардиохирургический центр. Ещё один адрес, по которому бывшее руководство брянской медицины любило перекачивать деньги — жуковский центр реабилитации. А сколько времени пылилось заранее купленное оборудование для многострадального клинцовского роддома! Его к моменту ввода объекта в эксплуатацию можно и даже нужно было уже списывать. Писали мы и о странной ситуации вокруг санатория "мать и дитя" в Дубровском районе, в котором сначала задорого производился евроремонт, а затем объект был закрыт… Словом, не диагностический центр должен быть, на наш взгляд, местом нынешнего обитания г-на Дорощенко, а места куда более суровые.

Читайте ещё