Проклятое место

Очередной руководитель Регионального фонда капитального ремонта оказался кадровой ошибкой

Опубликовано: № 40 (572), 20 ноября 2015 г.

Дмитрий Лохматов
Дмитрий Лохматов

В одной из публикаций номера за 23 октября мы коснулись довольно странного заявления 28-летнего руководителя Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Д. Лохматова, поднявшего вопрос о том, что брянцы, оказывается, недостаточно много платят за гипотетические пока ещё ремонты принадлежащего им жилья. Пять с половиной рублей за квадратный метр — это мало, надо платить вдвое больше… После того, как лохматовское заявление было растиражировано лояльными областному правительству сайтами "Брянские новости" и "Брянск тудей", среди читателей этих информресурсов и пользователей соцсетей возникла дискуссия. Настолько бурная, что одному из этих сайтов, как бы чего не вышло, пришлось удалить уже имеющиеся комментарии и отключить возможность дальнейшего комментирования темы. Этот же сайт сообщил, что по вызвавшей столь живой общественный резонанс проблеме в ближайшее время изъявил готовность высказаться сам г-н Лохматов. Но его объяснений мы так и не дождались, а потом услышали традиционное: дескать, и этого господина все "не так поняли"…

В той же публикации, припоминая, что первым руководителем фонда капремонта был оскандалившийся, а затем осуждённый и отбывающий ныне наказание экс-мэр Брянска С. Смирнов, очередным преемником которого и стал Лохматов, едва ли не единственной "заслугой" которого является то, что он был свидетелем на свадьбе одного из сыновей губернатора А. Богомаза, мы говорили о том, что на этом месте «должен быть управленец с незапятнанной репутацией». Это важно ещё и потому, что сама идея оплаты капремонта жилья собственниками вызывает далеко не однозначную реакцию не только среди населения, но и среди специалистов в области ЖКХ и юристов-правоведов. Не раз доводилось слышать, что в нынешнем виде федеральный закон о капремонте никуда не годится, более того, не соответствует Конституции. Ведь скидываясь в "общий котёл", мы оплачиваем в первую очередь конституционные обязательства государства перед гражданами. Первыми из этого самого "котла" ремонтируются дома, наиболее нуждающиеся в капитальном ремонте, а это, как правило, те дома, которые должны были капитально отремонтировать за государственный счёт перед их приватизацией, но так и не сделали этого. Открыто выступает против закона в нынешнем виде и председатель комитета Государственной Думы по жилищной политике Г. Хованская. «"Общий котел", — заявила она в беседе с корреспондентом "Новой газеты", — это нарушение Гражданского кодекса. Потому что собственник несет бремя содержания своего имущества, а имущество соседа, даже очень хорошего, он не обязан ремонтировать. Это проблема соседа». Из интервью депутата мы, кстати, узнали о том, что жители Северной столицы, доходы которых несоизмеримы с нашими, платят за капремонт меньше брянцев. И, насколько нам известно, никто из санкт-петербургских чиновников не поднимает вопрос о том, что эту плату надо столь радикально повысить…

В общем, очевидно, что задачи перед фондом и его руководителем стоят сложные, и возглавлять его должна личность неординарная. Ну а что же представляет из себя свадебный свидетель?

Понаблюдать за поведением этого гражданина, послушать его аргументы нам довелось на состоявшемся в прошлую среду заседании промышленного комитета областной Думы. В повестке дня заседания были сразу два вопроса, связанные с деятельностью фонда. Первый — о проекте областного закона, которым планируется внести изменения в действующий законодательный акт об организации и проведении капремонта на территории области. Суть этих изменений — снижение возраста граждан, освобождающихся от оплаты капремонта, с 80 до 70 лет. Второй вопрос — "О деятельности Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов". Докладчиком по этому вопросу значился и.о. гендиректора фонда Лохматов.

Честно говоря, в свете заявления руководителя фонда о том, что необходимо вдвое повысить плату за капремонт, ожидали услышать бравый отчёт об успешной работе по освоению уже полученных средств. Которых собрано с населения немало, ведь известно, что жители Брянской области являются одними из самых активных плательщиков за капремонт в масштабах России. Однако оказалось, что огромная денежная сумма — более 600 миллионов рублей — "прокручивается" фондом в банке. Лохматов довольно отметил, что одних процентов уже набежало около 40 миллионов рублей. Депутатов это возмутило: вместо того, чтобы оперативно организовывать капитальный ремонт домов, руководители фонда считают проценты по депозитам. Но у Лохматова нашлось своё объяснение медлительности возглавляемой им структуры — мол, для того, чтобы ускорить процесс выбора организаций-подрядчиков на выполнение работ по капремонту, необходимо внесение изменений в краткосрочный план, а утвердить эти изменения в настоящее время некому, поскольку правительство области "в отставке". Эти слова вызвали бурное возмущение народных избранников, которые напомнили молодому человеку, что приставки исполняющих обязанности у заместителей губернатора и руководителей департаментов нисколько не мешают принятию решений.

В планах фонда на 2015—2016 годы — осуществить капремонт 506 жилых домов. На все эти дома уже изготовлена проектно-сметная документация, до конца текущего года по объектам должны завершиться торги. 103 дома уже проторговали по всем видам строительных услуг. 3 дома — приняты, капремонт ещё 14 завершён, осуществляется приём выполненных работ. При этом, по словам Лохматова, все 103 дома должны принять в ноябре-декабре. Ремонт остальных будет завершён до 1 июля следующего года. Одновременно с осуществлением этих работ будут подводиться торги по следующему этапу капремонта...

На словах всё выглядит хорошо, но как только доходит до дела, возникает немало вопросов. Как заявил депутат А. Кубарев, из 1 миллиарда 43 миллионов рублей, которые собираются потратить на капремонт, миллиард — это деньги владельцев жилья, а 43 миллиона должны были поступить из федерального Фонда реформирования ЖКХ. Однако Брянская область настолько плохо выполнила программу, что сумму урезали на 75%, и теперь области "обломится" всего лишь 10 миллионов 900 тысяч рублей. Комментируя эти слова, Лохматов сослался на то, что такая ситуация и в других регионах, которым также сокращено финансирование по линии Фонда реформирования ЖКХ: вместо ранее запланированных 10 миллиардов рублей между регионами поделят всего миллиард.

Кубарев возмущался и качеством осуществляемых работ: «Проблема в том, что после капремонта крыши оказываются хуже, чем были до него. Если раньше был керамзитный утеплитель и стяжка, то сейчас кладётся непрочный утеплитель и делается стяжка в два сантиметра. Из-за этого крыши текут». В результате, по словам депутата, возникают скандалы: только что сделанные крыши нужно переделывать. «Это проблема проектов! Если пройти комиссионно даже по тем объектам, которые приняты, увидим, что там не учитывается водосточка, не учитывается молниезащита…». Кстати, об этой же проблеме говорила в вышеупомянутой беседе с корреспондентом "Новой газеты" председатель комитета Госдумы Хованская: «Ещё один важный момент: в "общем котле" вам подрядчика выбирает региональный оператор», — отмечала депутат. «Самого дешёвого и, значит, самого неквалифицированного», — уточняет журналист. «Да. Будут те же гастарбайтеры, те же некачественные стройматериалы... Когда раньше в Москве капремонт делали за счёт бюджета города, мне многие жители писали: "Лучше бы не ремонтировали"…».

Ещё одна проблема, высветившаяся на заседании комитета — то, что делают с нашими домами, назвать капитальным ремонтом нельзя. По факту осуществляется один из видов работ: кому-то отремонтируют крышу, кому-то — канализацию… «Два миллиона на дом — это нереально. Это мы галочку ставим и на 30 лет людей оставляем», — заявил депутат И. Медведь. А вот консолидированная позиция других депутатов: «мы саму идею, чтобы сособственник заботился о своём жилье, рубим на корню. Жители исправно платят и ожидают реальный капремонт, по факту получают один из видов услуг — всего лишь один! — и то сомнительного качества. "За что я буду платить?" — задают они себе вопрос. Вы, конечно, можете через Сбербанк продолжать зарабатывать на процентах. Но в дальнейшем люди перестанут платить».

Возмутил депутатов и непрозрачный, субъективный порядок отбора подрядчиков. Потом они не справляются со взятыми на себя обязательствами, но, добавим, те члены комиссии, которые за них проголосовали, почему-то не несут никакой ответственности за действия своих подопечных…

Одним из итогов обсуждения работы фонда на заседании комитета стало обращение вице-спикера законодательного органа А. Бугаёва к присутствовавшему в зале заместителю председателя областной Контрольно-счётной палаты И. Разиной с просьбой проверить деятельность Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов. Кроме того, было решено создать рабочую группу для изучения состояния дел в фонде и выработки мер по повышению эффективности его работы. Ну а перед подписанием номера в печать из сообщений в интернет-СМИ стало известно, что дни нынешнего руководителя регионального фонда капремонта, скорее всего, сочтены. Прошёл первый этап конкурса на замещение должности гендиректора фонда. Его имя станет известно 25 ноября. Из претендентов на эту должность шансы г-на Лохматова самые призрачные: у него отсутствует необходимый пятилетний стаж руководящей работы. Двое других претендентов — бывший глава Володарки В. Горин и начальник отдела ЖКХ брянской мэрии Е. Сокольцова.

Сумеет ли новый руководитель Регионального фонда изменить отношение к этому учреждению, уже успевшему снискать репутацию проклятого места?

Владимир ПАНИХИН

Читайте ещё