Ходьба по битому стеклу
Такая ассоциация напрашивается, когда узнаёшь, что заражённый невидимой радиацией лес продолжает распространяться по стране
Опубликовано: № 18 (594), 21 мая 2016 г.
В прошлом номере в публикации «Ваш же губернатор согласовал, чего вы хотите?» мы привели несколько выдержек из заметок спецкора "Новой газеты" Зинаиды Бурской «Так и живём со стронцием, а цезием закусываем», посвящённых 30-летию Чернобыльской катастрофы. В одном из фрагментов столичная журналистка со ссылкой на документы Брянской природоохранной прокуратуры приводит факт того, как в Злынковском лесничестве заготавливается, а затем перерабатывается заражённый лес. Среди арендаторов лесофонда там значатся предприятия бывших и действующих депутатов Брянской областной Думы, Брянского горсовета.
Так радиоактивная продукция (доски, стропила, перекрытия, оконные рамы, дверные проёмы) расползается по европейской части России. Совсем недавно мы получили ещё одно подтверждение этому. На наши публикации откликнулся юрисконсульт ГКУ "Злынковское лесничество" А. Говоровский, материал которого мы и публикуем сегодня.
Как-то мне в руки попали результаты исследований проб древесины, взятых на подготовленных в рубку делянках, находящихся на территории ГКУ Брянской области "Злынковское лесничество". Документы мне предоставили сотрудники лаборатории радиационного контроля обособленного подразделения "Злынковский отдел радиологии" филиала ФБУ "Рослесозащита" "Центр защиты леса Калужской области". Это были выборочно взятые результаты исследований, являющиеся лишь частью информации, имеющейся у "Рослесозащиты". Пробы брались не со всех мест рубок, так как точная информация о местах проводимых рубок у лаборатории отсутствует. Привлекли они моё внимание тем, что показания проведённых измерений в разы (!) превышают допустимый уровень содержания цезия-137 в продукции лесного хозяйства, установленный требованиями санитарных правил.
Ознакомившись с нормативно-правовой литературой, касающейся данной тематики, я пришёл к выводу, что в Злынковском лесничестве без какого-либо контроля со стороны соответствующих органов, а также без оформления необходимой разрешительной документации как минимум с 2014 года производилась заготовка древесины с превышением допустимого уровня содержания в ней цезия-137 как арендаторами лесного фонда, так и гражданами для личных нужд.
20 апреля 2015 года я направил в адрес Федерального агентства лесного хозяйства запрос, в котором попросил разъяснить ряд интересующих меня вопросов, касающихся нормативно-правовой базы, регулирующей заготовку древесины на лесных участках, загрязнённых радионуклидами. В ответ получил официальное письмо, подписанное заместителем руководителя агентства Н. Кротовым. В письме говорилось, какими нормативно-правовыми актами определён порядок осуществления хозяйственной деятельности на лесных участках, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Перечень этих документов невелик, даже, можно сказать, критично мал. Прочёл я и следующее: «Дополнительно Рослесхоз информирует, что в случае обнаружения факта нарушения санитарного законодательства, граждане вправе обратиться в правоохранительные органы и органы прокуратуры с заявлением о проверке факта нарушения и привлечения виновных лиц к административной и уголовной ответственности».
Позвонил сотруднику Рослесхоза И. Еремееву, подготовившему письмо. Из того, что услышал, следовало примерно следующее: ситуация известна сотрудникам Рослесхоза, но поделать они ничего не могут, а приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 16 марта 2009 г. № 81 "Об утверждении методических документов" (он издан для обеспечения и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в лесах, загрязнённых радионуклидами) носит лишь рекомендательный, а не обязательный к исполнению характер. Со слов сотрудника Рослесхоза, это связано с тем, что документ своевременно не прошёл регистрацию в Минюсте России. А ведь Приложениями к этому приказу являются методические рекомендации по регламентации лесохозяйственных мероприятий в лесах, загрязнённых радионуклидами, и по проведению контроля содержания радионуклидов в лесных ресурсах.
На мой вопрос, что делать, если известно, что определёнными лицами (как юридическими, так и физическими) велась, ведётся и будет далее производиться заготовка загрязнённой древесины, которая перерабатывается в строительные материалы и реализуется населению, был дан такой ответ: Рослесхоз здесь бессилен, но вот если человек приобретёт такую древесину и получит вред здоровью, тогда он может обратиться в прокуратуру или органы полиции с соответствующим заявлением. Иными словами, пока ущерб чьему-либо здоровью не будет причинён, Рослесхоз не шевельнётся для предотвращения дальнейшего нарушения прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на радиационную безопасность, предусмотренную Федеральным законом "О радиационной безопасности населения", и прав граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии (статья 42-я Конституции РФ).
Следующим моим шагом стало направление в прокуратуру Брянской области обращения (заявления) о нарушении действующего лесного законодательства, а также возможной угрозе радиационной безопасности населения. Я указал, что рядом арендаторов лесных участков, расположенных в границах ГКУ Брянской области "Злынковское лесничество", без оформления санитарных паспортов на проведение работ и актов радиационного обследования лесных участков, заготавливается древесина с превышением допустимых норм содержания радионуклидов в ней, а затем перерабатывается и продаётся. При этом в сопроводительных документах на древесину об этом ни слова. В подтверждение я приложил имевшиеся у меня результаты исследований проб за 2014 и 2015 годы.
Прокуратура области обращение перенаправила Брянскому природоохранному прокурору М. Зубко для рассмотрения. Его ведомство проверило мои доводы, подтвердило наличие нарушения лесного законодательства со стороны управления лесами Брянской области. По результатам проверки, как указано в ответе, в адрес начальника управления лесами В. Котенкова было направлено представление с требованием принять незамедлительные меры к устранению выявленных нарушений лесного (а только ли лесного?) законодательства, причин и условий им способствующих, в том числе обеспечить проведение радиационного обследования лесных участков перед отводом деревьев в рубку.
Обращаю внимание на то, что сотрудники прокуратуры не предприняли прямых мер к предотвращению дальнейшего нарушения требований действующих санитарных правил и норм, а также лесного законодательства. Считаю, они не должны были ограничиваться лишь направлением в управление лесами соответствующего представления, а должны принять меры к предотвращению дальнейшей заготовки арендаторами заражённой древесины, выяснению местонахождения ранее заготовленной. А где находилась заготовленная древесина в момент проведения прокурорской проверки? Где она находится в данный момент? На чьё здоровье оказывает негативное воздействие? Я был свидетелем отправки с территории одной из фирм-арендаторов двух гружёных строительным пиломатериалом грузовиков, накрытых тентами, в Краснодарский край. Не утверждаю, что перевозимый пиломатериал не соответствовал требованиям санитарных правил, но кто знает, какое количество радионуклидов он содержал, ведь его никто не проверял ни при отведении деревьев в рубку, ни после распиловки. В сопроводительных документах на древесину нигде не отмечается то, что древесина заготовлена в загрязнённом радионуклидами лесу, а уж тем более не указывается область её возможного применения, как требует того действующее законодательство. Таким образом, ссылаясь на затратность, прокуратура пытается "откупиться" "малой кровью".
Сделав соответствующие выводы, я обратился с заявлением к Главному государственному санитарному врачу по Брянской области Л. Трапезниковой. В нём изложил ту же информацию, которую направлял и в прокуратуру области, с одним лишь дополнением — что факты уже подтверждены результатами прокурорской проверки. В ответе говорилось о том, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области все необходимые мероприятия по надзору за радиационной обстановкой на территории области проводятся в рамках полномочий, что все крупные производители строительных материалов на территории области в 2013—2015 годах проводили производственный контроль за содержанием природных радионуклидов в сырье и выпускаемой продукции. Но мне интересно было бы увидеть хоть один документ, подтверждающий данное утверждение. Также в ответе говорилось, что в моей информации не содержится фактов, являющихся основаниями для проведения внеплановых проверок.
Вся эта переписка, все телефонные разговоры с исполнителями писем только провоцируют вопросы: «А кому это вообще нужно? Кто всё-таки должен отвечать за безопасность людей?». Рослесхоз в своих ответах перекладывает ответственность на Роспотребнадзор, тот заявляет, что контроль в данной области должен обеспечивать Рослесхоз. А в итоге заготавливаются и перерабатываются тысячи кубометров древесины, часть которой опасна для человеческого здоровья. Население покупает пиломатериалы, не подозревая даже, какую опасность они в себе таят.
Здесь опять выражу своё несогласие с мерами, предпринятыми природоохранной прокуратурой области в отношении только лишь управления лесами. Да, есть тут и вина сотрудников этого управления, но основная вина лежит на арендаторах лесного фонда. Ведь получив право на аренду лесного участка, подписав договор и оформив проект освоения лесов, арендатор, уж это-то никак нельзя отрицать, на все 100% информирован о степени загрязнённости радионуклидами арендуемых им лесных участков. Далее, пренебрегая требованиями законодательства о проведении радиационного обследования участков, они заготавливают древесину непонятно какого качества и пускают её в реализацию. Контролирующие органы при этом лишь разводят руками, ссылаются на нехватку средств, времени и недостаточность нормативной базы.
…В следующем полученном мною письме из Брянской природоохранной прокуратуры подтверждаются факты вырубки арендаторами лесного фонда древесины с превышением допустимых норм содержания радионуклидов в ней, а также говорится о том, что в связи с непринятием областным управлением лесами мер по устранению нарушений, природоохранной прокуратурой в Советский районный суд Брянска направлено исковое заявление к управлению.
Забегая вперёд, скажу, что суд отказал природоохранной прокуратуре в удовлетворении исковых требований, хотя, исходя из содержания искового заявления, надежд на положительный результат у меня не было. В своём решении суд отмечает, что Лесной кодекс РФ не относит к полномочиям управления лесами обеспечение радиационного обследования лесов, мониторинга радиационной обстановки в них и контроля содержания радионуклидов в лесных ресурсах, назначаемых в рубку, чего и требовала от управления лесами прокуратура. По имеющейся информации, она обжаловала этот вердикт. Подождём выводов апелляционной инстанции, а пока вспоминается вот что. 21 октября 2015 года у нас проводилось выездное совещание Федерального агентства лесного хозяйства и правительства Брянской области на тему "Преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС". За день-два до него въезды в лес вдоль федеральной трассы М-13 (участок Новозыбков — граница с Белоруссией) были "украшены" предупредительными знаками и красочными баннерами: «Радиоактивное загрязнение! Вход и въезд запрещены!», «Внимание! Высокая плотность радиоактивного загрязнения. Сбор ягод, грибов, лекарственных растений запрещён». Выходит, вход в лес запрещён, ягоды и грибы собирать нельзя, а заготавливать древесину разрешается?
В Указе губернатора Брянской области от 11.08.2015 года № 228 "О введении особого противопожарного режима, ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств" даже в условиях особого противопожарного режима арендаторам дана привилегия на нахождение в лесу: «Запретить посещение лесов, за исключением… лиц, осуществляющих использование лесов в соответствии с действующим законодательством…». Но ведь Министерство природных ресурсов ещё в 2007 году своим приказом № 101 запретило во время пожароопасного сезона движение транспорта по лесным дорогам «за исключением лесопатрульных машин и транспортных средств службы радиационной безопасности» при плотности загрязнения цезием-137 от 5 до 15 Ки/км2 и полностью запретило посещение лесов в тот же период при плотности загрязнения от 15 Ки/км2 и выше. Но чего не сделаешь для бизнеса?!
Узнав о готовящемся совещании, я направил руководителю Рослесхоза обращение с изложением всей вышеописанной ситуации с приложением подтверждающих документов. Совещание, однако, состоялось. Предварительно его участники посетили несколько мест в злынковском и новозыбковском лесах. Об итогах потом прочитал на сайтах Рослесхоза, управления лесами Брянской области и в местных СМИ. Везде один и тот же текст: «…совещание открыл исполняющий обязанности заместителя Губернатора Брянской области Александр Резунов. Он отметил, что шестая часть лесов области по-прежнему остаётся загрязнённой радионуклидами после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Самоочищение загрязнённых лесов происходит лишь за счёт естественного радиоактивного распада радионуклидов. Поэтому лесной фонд, подвергшийся радиоактивному загрязнению, будет многие десятилетия относиться к территориям радиационно-экологической опасности. Проводить любые лесохозяйственные мероприятия здесь запрещено…». Так запрещено рубить всё-таки или нет?
12 ноября 2015 года получил ещё одно письмо из Федерального агентства лесного хозяйства. Сообщалось, что, согласно действующему законодательству, основой осуществления лесопользования в границах лесничества является лесохозяйственный регламент лесничества, разъяснялось, когда и как вносятся изменения в него. Также говорилось, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вносить в лесохозяйственный регламент ограничения на заготовку древесины на лесных участках, на которых в ходе специальных исследований выявлены насаждения, содержащие в древесине радионуклиды в количестве, превышающем допустимые нормы. Отмечалось, что на вышеупомянутом совещании 21 октября 2015 года в Брянске в числе прочих принят к рассмотрению вопрос обязательной сертификации по радиационному фактору древесины, планируемой к заготовке.
И вот наступил 2016 год. Арендаторами лесных участков ГКУ Брянской области "Злынковское лесничество" поданы лесные декларации на заготовку десятков тысяч кубометров древесины, и рубка этой древесины уже ведётся, опять ведётся без контроля содержания в ней радионуклидов. Кто же ответит за то, что многие годы от населения скрываются реальные показатели содержания радионуклидов в древесине, за то, что людей заставляют, по сути, ходить по битому стеклу? К примеру, построить дом с использованием дерева, в котором затаилась беда, или сделать ремонт…
Кто же, всё-таки, должен контролировать процесс заготовки древесины на загрязнённой территории, начиная с момента принятия решения об отводе деревьев в рубку и заканчивая процессом производства готовой продукции с последующей её реализацией? Какой из контролирующих органов, перечисленных в данной статье, имеет информацию о точном количестве пилорам, находящихся на территории Новозыбковского, Злынковского и Климовского районов, их местонахождении, виде производимой ими продукции? Имеются ли у их владельцев документы, подтверждающие то, что содержание радионуклидов в перерабатываемой древесине соответствует санитарным нормам? Кто ответит за выдачу разрешений на проведение рубок леса на загрязнённых территориях без проведения необходимых проверок на радиационную безопасность? Кто ответит за отсутствие контроля над распространением по стране и, возможно, за её пределами опасной древесины? Прошло три десятилетия со дня чернобыльской катастрофы, а ответов до сих пор нет.
Александр ГОВОРОВСКИЙ,
юрисконсульт ГКУ Брянской области
"Злынковское лесничество"