Лизнуть с энтузиазмом
Опубликовано: № 1 (697), 15 января 2019 г.
В конце ушедшего года были обнародованы данные Национального рейтинга губернаторов. Наш А. Богомаз занял скромное 59 место. Здесь же было опубликовано экспертное заключение о его деятельности доцента кафедры философии, истории и политологии Брянского госуниверситета В. Горбачёва. В этот раз оно посвящалось нынешнему состоянию брянской прессы. Анализ этого состояния весьма актуален в канун отмечавшегося в минувшее воскресенье Дня российской печати. Поэтому мы посчитали необходимым познакомить с ним наших читателей. Излишне широко комментировать наблюдения и выводы Владимира Григорьевича. Отметить необходимо разве что зашкаливающий характер продажности некоторых СМИ, обслуживающих власть. К примеру, краёв не знает сайт "Брянские новости" (его ещё в региональном медиа-сообществе называют "Брагой"). Владелец сайта А. Федосов, не раз за своё сверхлакейство удостаивавшийся неофициального звания "Лизун года", в последнее время проявил своего рода новацию в суете под клиентом — использовал свой ресурс для доноса на конкурентов. Причём вдохновляет на это "лизуна" беспокойство особого рода. Он беспокоится о том, что, по его мнению, недостаточно прогибающиеся перед властью интернет-ресурс "Город 24" и региональный выпуск "Комсомольской правды" умудряются выигрывать конкурсы, победители которых получают бюджетное финансирование на освещение деятельности этой власти. "Брага" опускается до цитирования заголовков недостаточно благонадёжных публикаций, как бы ориентируя распорядителей казённых средств на пущую бдительность и одновременно как бы призывая брать пример с неё, готовой на любую подлянку ради того, чтобы угодить своим благодетелям. Словом, это какая-то новая разновидность прогиба.
Новые вершины продажности покоряются и заклятому врагу "Брянских новостей" — сайту "Брянск тудей". На нём появляется всё больше заказухи, которую легко распознать по закрытым для комментариев площадкам. Если под материалом их нет, значит, заказчики опасаются откликов читателей, которые без прикрас и лукавства оценивают впариваемое им чтиво.
Завершая работу над номером, узнали из публикации "Брянских новостей", что "Брянск тудей" продан какому-то стародубскому футболисту. Эта сделка напомнила аналогичную, когда деградирующий во всех отношениях "Брянский рабочий" был продан какому-то стародубскому предпринимателю. Так маскировался один из актов зачистки властью областного информационного поля. Продаже "Брянск тудея" не стоит придавать сколь-нибудь повышенного значения. Ясно как божий день, что независимым СМИ он как не был, так и не будет. А кому станет служить — так ли это важно?
Ну а в остальном — всё как и прежде. То есть отсутствие живой, острой мысли, смелых оценок, проницательных и глубоких обобщений. Иного и быть не может, когда конкуренция заменена внутривидовой грызнёй за возможность лизнуть с энтузиазмом.
***
А теперь воспроизводим комментарий В.Г. Горбачёва:
— Год 2018-й показал, что команда Александра Богомаза неизменна в плане стиля своей практической деятельности, и это о многом говорит. Ну, а поскольку стиль в политике — это средство коммуникации (в данном случае — губернатора и его команды), а наши комментарии носят итоговый характер, то выскажусь об этом подробнее.
Мне представляется, что назрели определённые изменения в системе коммуникации между губернатором (и его команды) и региональным сообществом. В настоящее время основные каналы этих коммуникаций оказались непомерно заполненными разного рода "хламом" — ложными образами, картинками, оценками, представлениями и т.п. Изо дня в день официальные учреждения (пресс-службы, средства массовой информации и иное) формируют не столько объективную, сколько желанную картину деятельности первого лица региона и его управленческой команды, результаты этой деятельности. Создаётся искусственная, во многом не совпадающая с подлинной реальностью информационная картина действительности, КАРТИНА УСПЕХА Брянской области. Эта картина формируется, разумеется, с помощью соответствующей терминологии. Зависимые от областной власти СМИ (в основном — районные газеты, а также некоторые из местных теле- и радиоканалов, например — ГТРК "Брянск", "Брянская губерния") буквально перенасыщены терминологией завораживающих изменений в регионе: "беспрецедентный рост", "неслыханные успехи", "новейшие технологии", "невиданные урожаи", "аграрная революция", "впечатляющие цифры", "кардинальные перемены", "передовые позиции", "стабильные показатели", "успешная реализация", "процветание Брянщины" и т.п. Всё это на первый взгляд ласкает слух, но в итоге всё чаще и чаще вызывает и раздражение, и вопросы. Что это: информационная деятельность или же информационные манипуляции? Но создатели данной картины, похоже, отказывают гражданам в их способности своё мнение иметь и видят в этих гражданах лишь потребителей официальной пропаганды.
По-видимому, в формировании этой "картины успеха" роль первой скрипки играет Департамент внутренней политики Правительства Брянской области. Именно в данном подразделении областной власти формируется информационная политика этой власти, и эта политика "тиражируется" по различным каналам коммуникации. Особую роль в формировании данной "картины успеха" играет областная газета "Брянский рабочий". В 2017 году ей исполнилось 100 лет, она в прежние годы являлась "родовым гнездом" брянской журналистики. Сегодня же эту газету словно кто-то подменил: от первой полосы в ней и до последней — хвалебные материалы в угоду губернатору, и никаких сомнений, словно таких сомнений нет, и не может быть в природе. Районные газеты в регионе стали все похожими друг на друга, поскольку питаются одинаковыми официальными материалами. Зато находящаяся в опале у областной власти газета "Комсомолец Брянска" вынуждена уже ряд лет (именно так: вынуждена!) печатать свой тираж за пределами Брянска — в далеком Белгороде. А ранее ей приходилось печататься и в Орле, и в Смоленске, и в Подмосковье. Всё потому, что "Комсомолец" позволяет себе вот такое удовольствие — иметь своё мнение, свой взгляд на вещи. По-видимому, сегодня это уже становится и рискованным, и даже (как в случае с этой газетой) — делом затратным. В этой истории можно увидеть даже и некий знак — знак отношения власти к иному мнению.
"Картина успеха", однако, вовсе не разделяется всеми "благодарными" жителями Брянщины. Многие (и это всё чаще) сомневаются и в подлинности "невиданных" урожаев (а нет ли здесь приписок?), и в добротности дорожного строительства, и в качестве брянской медицины, и в величине заработной платы. Если везде такой "невиданный" успех, тогда почему же огромная масса брянцев вынуждена мигрировать в Москву и Подмосковье? Почему население региона продолжает сокращаться? Почему в перинатальном центре Брянска погибло более десятка младенцев, а следствие до сих пор так и не завершено? И т.д. и т.п. Судя по всему, "пространство сомнений" расширяется, общественное мнение становится более рациональным. К тому же, это пространство подпитывается и рядом других негативных процессов: например, очень неоднозначной пенсионной реформой, усилением налогового бремени. Это создает всё более заметный диссонанс между "Картиной успеха" и "Картиной подлинной реальности", что в итоге не может не сказываться на восприятии областной власти жителями Брянщины, на авторитете этой власти и доверии к ней.
Так что, проблема стиля — далеко не литературная вовсе.