«Чепушилово» крепчает

Опубликовано: № 13 (709), 31 мая 2019 г.

26 мая по Новозыбкову целый день колесили школьные автобусы, в которых были совсем не дети…
26 мая по Новозыбкову целый день колесили школьные автобусы, в которых были совсем не дети…

Читатели помнят, наверное, нашу недавнюю публикацию «Чепушилово», в которой рассказывалось о единороссовских дебатах в Клинцах и Новозыбкове — своеобразных смотринах участников партийного предварительного голосования (праймериз). Само голосование состоялось 26 мая. Партия власти определилась с наиболее достойными для участия в сентябрьских выборах в облдуму и представительные органы местного самоуправления. Та статья заканчивалась прогнозом: праймериз будет образцовым, народ будет голосовать за представителей партии, которую давно уже назвал партией жуликов и воров, с вдохновением. Так оно и вышло. На следующий день после этой мошеннической процедуры региональный единороссовский штаб возвестил, что в предвыборах участвовало 120 тысяч избирателей, 12 процентов от их списочного состава. И эту бессовестную цифирь довели тут же до ушей лидера партии Д. Медведева. В такую цифру — 120 тысяч — может поверить разве лишь гражданин, пребывающий в состоянии бреда. Подтверждение этого вывода мы получили на юго-западе области, куда отправились в день голосования.

Клинцовские приписки: тройной подъём

В начале девятого утра уже в Клинцах. Захожу на участок в первой городской гимназии, представляюсь. Прозрачная урна с бюллетенями на дне, кабинки для голосования. Людей на участке немного, но постоянно заходит кто-то новый. Детям, пришедшим со взрослыми, единороссы вручают сувениры — словом, первое впечатление, что всё как на обычных выборах. На улице подходит руководитель местного оргкомитета праймериз О. Раввина. Представляется и предлагает совершить своего рода автоэкскурсию по оставшимся четырём клинцовским участкам. Везде одни и те же "декорации". А потом последовало предложение доставить меня на автовокзал. Любезно отказываюсь и возвращаюсь на тот участок, с которого всё и начиналось. На часах начало одиннадцатого. Узнаю, что на 10 часов здесь проголосовало 74 человека. А на остальных четырёх участках проголосовавших оказалось более 1200. Из этого легко "выводится" масштаб приписок. Примерно тройной.

«Здесь такое творилось!»

В Новозыбкове, напротив, увидел то, чего никак не ожидал. На первом же участке, в 9-й школе, батюшки-святы, длиннющая очередь жаждущих проголосовать. Ау, федеральные каналы, вот куда вам надо бы заглянуть и порадоваться за единороссов! Народ готов был примчаться и простоять на жаре по 20—30 минут. Причём многие притащились с малолетними детьми… Что ж это за феномен такой? О нём — чуть ниже. А пока о том, что здесь происходило до моего приезда. Могла вспыхнуть настоящая драка между крепкими мужичками с повязками дружинников и кандидатом С. Лосем (который, если помните, и на дебатах был наиболее боевитым). Он не давал изгнать своего наблюдателя.

Эту фамилию — Лось — услышал и на участке в городской школе № 6. Здесь уже на моих глазах счётная комиссия по жалобе наблюдателя одного из кандидатов, действующего депутата облдумы Д. Пешехонова, пыталась удалить не только наблюдателя от Лося, но и самого кандидата. Они, видите-ли, свободно перемещались по участку, психологически воздействовали на членов комиссии, мешали, словом. Удалённые противились, требовали доказательств своего "неподобающего" поведения. Звоню шефу регионального исполкома "Единой России" А. Сотникову, рассказываю, что происходит на участке. Вскоре воинственно настроенная председатель присмирела и пошла на попятную, отменив свои же санкции.

На третьем участке в местном кинотеатре "Октябрь" скандал уже отполыхал. Там буйствовали сначала председатель комиссии, а затем — заместитель мэра города А. Небылица. Пытались выгнать наблюдателей того же Лося и бывшего градоначальника И. Нестерова. Пришлось нестеровцам звонить в региональный исполком "ЕдРа". От одного из них услышал: «Жаль, что вы поздно приехали — здесь такое творилось!.. Наш оператор успел заснять, как бюллетени для голосования валялись кучей на полу, а члены комиссии, когда увидели, что он снимает, начали их ногами под стол запихивать. Как мусор…».

Пришёл черёд рассказать о подоплёке феноменально высокой явки в третьем городе области. Покидая последний участок, увидел школьный автобус с надписью "Дети". Но сидели в нём совсем не дети. Когда пассажиры заметили, что их фотографируют, стали отчаянно прятать лица. Такие автобусы, как потом выяснилось, колесили в день праймериз по городу с утра и до вечера. Вопрос: куда и зачем возили они "деток" в выходной день? Ответ напрашивается сам собой, когда узнаёшь: в столице российского Чернобыля в нарушение положения о порядке проведения предвыборов решили, что голосовать её обитатели могут, независимо от места жительства, на каком угодно участке. Эта корректировка понадобилась для организации так называемой "карусели". Это — одна из самых "древних" чёрных технологий. "Карусельное" голосование могут подтвердить видеозаписи наблюдателей, где видно, что одни и те же лица голосуют на разных участках. Ну а чтобы "карусельщиков" не схватили за руку, участковые счётные комиссии предусмотрительно укомплектовали из полностью подконтрольных лиц — бюджетников. Но это лишь одна сторона медали. А вот и вторая: комиссия участка в 9-й школе сплошь состояла из педагогов этой школы, директором которой является упомянутый кандидат Пешехонов. В 6-й школе, где директором другой кандидат, Г. Резников, комиссия также состояла из его подчинённых. Такую практику единороссовское положение о праймериз запрещает, но у новозыбковских партийцев, видимо, своё и весьма специфическое понимание того, что делать нельзя, а что — можно.

С ума сойти…

Удалось в этот день побывать и в других юго-западных районах. В Злынке и Вышкове после новозыбковских сотрясений встретила звенящая тишь. На участках — ни избирателей, ни наблюдателей. Только скучающие члены комиссий. В Климово на единственный участок в здании ДК меня сначала не пускали, а потом, когда всё же прорвался, стали выгонять. Как только достал телефон и предупредил, что звоню в областной исполком "ЕдРа", председатель комиссии виновато сделала вид, что не разобралась. А в Стародубе возле пустующего участка местные спортивные активисты сагитировали меня поставить подпись в поддержку строительства в городе Ледового дворца. В Новозыбкове, к слову, тоже собирали подписи "за Ледовый дворец". Предложили бы подписаться — подписался бы и там. Такие дворцы нужны везде…

Теперь понятно, почему официальная информация о 120 тысячах голосовавших воспринимается как бред? У этого бреда, однако, есть простое объяснение. Когда следует жёсткая установка "сверху" (как это произошло в Новозыбкове) после 18.00 убрать с участков всех наблюдателей, когда их вовсе нет (а так было в подавляющем большинстве других населённых пунктов области), то "нарисовать" любую цифру и вывести из неё любой процент — пара пустяков. А зная это, как без улыбки можно воспринимать такое, например: за лидера областного кандидатского списка Богомаза проголосовало, как сообщили, 80,3%. Вот это популярность! Вот это любовь народа! Президент, о падающем рейтинге которого мы скорбим, обзавидуется. А каков главный босс брянских единороссов Попков! У него — почти 74%! Третья по "паровозному" списку, почти никому не известная Л. Журавлёва, набрала более 57%. С ума сойти — и только.

…На обратном пути, прокручивая сценки из увиденного на части брянских палестин, вспомнил короткую беседу в коридоре 6-й новозыбковской школы с кандидатом Лосем. Возмущаясь тем, с какими нарушениями проводится предварительное голосование, он говорил, что впервые участвовал в такой политической процедуре, отнёсся к своему участию с полной ответственностью... А в итоге — всё то же чепушилово.

Владимир ПАНИХИН

Читайте ещё