Прокурор в кармане

Опубликовано: № 34 (730), 20 декабря 2019 г.

А.В. Богомаз и А.П. Войтович (фото: brprok.ru)
А.В. Богомаз и А.П. Войтович
(фото: brprok.ru)

Первая доблесть отечественного чиновника — его великая занятость. «Иван Иванович сейчас очень занят, позвоните ему позже, дня через три», — может услышать любой обыватель, дозвонившийся до приёмной должностного лица, которое, как ему кажется, может запросто решить его проблему. Или: «Пётр Николаевич сейчас не сможет уделить вам времени, он сильно занят текущими делами». Или: «Виктор Семёнович сейчас отсутствует, выехал по неотложным служебным делам». Но — ура! — есть на Брянщине уникальный чиновник, которому времени хватает на всё. Это — прокурор области Александр Петрович Войтович. Удивительной широты и разнообразия человечище! А ещё очень расположенный к крепкой мужской дружбе. Хотя и строго выборочной. И добавим — в некотором роде нетрадиционной. Вот в каком роде.

Есть, говорили нам знающие люди, такое понятие, как традиционная прокурорская этика. Она хоть и ненавязчиво, но всё же советует прокурорам, с кем не следует им сливаться в дружественном экстазе, а кого, напротив, и вовсе надобно строго держать на почтенной дистанции. В их число входят и высокопоставленные чиновники, которые проходят испытание не только огнём, водой и медными трубами, но и близостью к соблазнительной казне. И проходят, увы, не всегда успешно. У нас на Брянщине самый близкий к ней, известное дело, губернатор, он же — главный распорядитель казны. Седые ветераны областного прокурорского цеха до сих пор вспоминают про одного своего начальника, который на вопрос, с кем вы поддерживаете дружеские отношения, отвечал: «У прокурора друзей не должно быть, пока он при исполнении. Особенно среди высокопоставленных персон». Ну а уж собутыльников… это даже не грех, а с почти законченным составом преступление.

Но вот злые языки, такие, как у скандального блогера Коломейцева, носят по ветру возмутительнейшую дичь: наш областной прокурор не только в элитном доме сосед с губернатором, не только связан с ним теплейшими узами, но, мол, и окропляет время от времени сии узы всяческими напитками, включая крепкие алкогольные. Не знаем, не знаем: со свечкой, как говорится, не стояли, частного детектива, чтоб подтвердить или опровергнуть наличие священного алкогольного альянса, не нанимали. Можем довольствоваться лишь косвенными признаками и моментами, кои, правда, если их много и если их сложить, могут вылиться и в прямые доказательства.

Несколько месяцев назад в малом зале областного правительства, куда, потому что он малый, зовут далеко не каждого, чествовали молодого брянского пловца Илюшу Бородина, который отличился незадолго до этого в каких-то высококонкурентных заплывах. И тут вместе с губернатором Александром Васильевичем Богомазом, почти отцом родным для титулованных брянских спортсменов, в этот самый зал, к немалому изумлению знатоков протокола, протискивается его славный сосед. И усаживается по правую руку от спортивного батьки. «Он-то зачем здесь?» — вопрошали дошлые наблюдатели. Но, с другой стороны, были и наблюдатели, не лишённые доброжелательства. Они рассудили так: мол, наверное, прокурор пришёл к губернатору по какому-то сверхсрочному и сверхважному делу и его, не вписавшегося в график сверхзанятого Александра Васильевича, попросили подождать не в приёмной, не в коридоре, а прямо в зале, где проходила приятная глазу и сердцу церемония. Другие, не менее доброжелательно настроенные, полагали, что прокурор, видимо, на заре своей туманной юности совмещал напряжённую читку всевозможных кодексов с расслабляющими заплывами, и теперь вот, вспомнив молодость, пришёл отдать дань парню, который преуспел на воде.

Этот диковинный эпизод воскресил в памяти ещё один не менее диковинный. Выступая как-то на форуме, посвящённом борьбе с коррупцией, Александр Петрович непропорционально пылко стал говорить об этой самоотверженной борьбе, в которой впереди всех на лихом коне и с шашкой его замечательный сосед — неподражаемый Александр Васильевич. Не себя, а его он возвёл в главные борцы с коррупцией на Брянщине. Откровеннейшее признание. Потрясающие скромность и великодушие!

Ну а третий эпизод, также со спортивной спецификой, окончательно убедил всех, что у Александра Петровича и Александра Васильевича отношения не просто дружеские, а прямо-таки испепеляюще братские. Не разлей вода, в общем, слившихся в том безоглядном экстазе прокурора и губернатора. В городе Стародубе, на малой родине главы региона, в начале декабря состоялись святки по поводу открытия спортивного комплекса. И опять у микрофона по правую руку от самого знатного стародубца оказался человек в прокурорской папахе. Ба, да это же наш скромный и великодушный прокурор! Но он-то зачем прикатил сюда? А чтобы высказать своё неподдельное прокурорское восхищение по поводу эпохального торжества, главным виновником которого является его чудо-сосед. А озябшую публику он, как сообщалось в пресс-сводке областного правительства, приветствовал «от всего силового блока Брянской области». Живо представилось, как намылившемуся в Стародуб прокурору наперебой звонят первые лица брянских силовых корпораций — главный полицейский, главный чекист и главный следователь — с горячими просьбами оприветить осчастливленных жителей губернаторской вотчины. Но даже если этих просьб и не было, разве не мог по собственной инициативе выразиться так шеф главной надзорной инстанции региона?!

Мы заглянули на сайт облпрокуратуры в надежде найти объяснение стародубскому вояжу главного прокурорского начальника — может, он мотался за 140 километров от Брянска не только ради нескольких представительских реверансов, но и провести, скажем, приём населения, не совсем довольного тем, как местные власть предержащие избавляют его от всяческих бед и забот. Но сайт про это помалкивал. Ну а про банкет, которым, как правило, заканчиваются подобные святки, известное дело, не распространяются. Но если на Стародубщине нет недовольного люда, то сие не значит, что его нет на всей подведомственной прокурору Войтовичу территории. Его полным-полно. И недовольство частенько не глухое, а кричащее. По справедливости говоря, чтобы на всё отреагировать в срок и действенно, не то что для праздного стародубского тура времени не хватит, а даже в туалет сбегать некогда. Но у Александра Петровича Войтовича хватает его на всё. С лихвой и избытком. Как ему это удаётся? А прочитайте хотя бы один из материалов нашего прошлогоднего цикла «По линии наименьшего прокурорского сопротивления», и истина вам откроется.

Скажем, иной прокурор в холодном поту вскакивал бы ночью от того, что в замороженную фабрику мороженого вложили более 400 (!) миллионов бюджетных рублей. Вскочив, он бы стучался в дверь соседних губернаторских покоев: «Александр Васильевич, да что же это такое, нельзя же так, деньги же вытащены из карманов наших налогоплательщиков, наших кормильцев, что ж вы ничего не предпринимаете? Я это не из любви к мороженому говорю, за власть, за вас, олицетворяющего эту власть, обидно!». Но наш прокурор спит с младенческой безмятежностью. Ему, по всему видать, так уютно, так тепло и сладко в губернаторском кармане.

Баю-баюшки, принципиальный вы наш Александр Петрович…

Иван УХВАТОВ

Читайте ещё