Блеск и нищета брянских шахмат
Опубликовано: № 2 (734), 29 января 2020 г.
В одном из последних номеров прошлого года мы сообщили о сокрушительном поражении брянских шахматистов в традиционном матче "Дружба" от гомельчан. Тогда же своими выводами поделился ветеран брянских шахмат, бывший руководитель областной федерации Александр Владимирович Подымов. Он пообещал после новогодних праздников сделать более обстоятельный анализ случившегося конфуза и вообще поговорить о брянских шахматах. Возраст и недуги сегодня не позволяют моему собеседнику быть более активным на региональной шахматной ниве, но он в курсе всех нынешних и не только нынешних событий. Ну а историю этой замечательной игры в нашем крае мало кто знает у нас так хорошо.
— Александр Владимирович, в конце прошлого года мы говорили с вами о кризисе в брянских шахматах, который обнажили ещё раз итоги шахматного матча команд Брянска и Гомеля. Как мы понимаем, этот матч представлял собой усечённый формат традиционных матчей "Дружба", которые прежде собирали шахматистов и шашистов Брянска, Гомеля и Чернигова. Вспомните их историю и их итоги. Были ведь времена, когда брянцы выступали там намного успешнее.
— Последний матч в Гомеле наши проиграли, можно сказать, в одну калитку. В первом круге 2:8, а в итоге — 7:13. Таких провалов никогда не было. Эти матчи проводятся с 1953 года, мне они ровесники. Я в них начал играть с 1977 года. Как сейчас помню, в Чернигове. Шашечные баталии не будем трогать, а в шахматах, в основном, боролись мы и черниговцы, гомельчане были послабей. А сейчас. Чернигов? Там вообще не разрешается в страну-"агрессор" ездить. Вот и остались мы с Гомелем. Последний раз в Гомель поехал беспрецедентно слабый состав. Из серьёзных шахматистов — ни Тютюнникова, ни Брагина, ни Белоусова не было. У нас, самое главное, разрушена стройная система отбора. Никто в турнирах играть не хочет, потому что нет денег. У нас даже победителя областного чемпионата командировать на чемпионат ЦФО и то не всегда получается, никто из наших уже туда не ездит. А раньше, когда играли Непомнящий, Данин…, ездили. У нас последнее время не могут найти спонсора хотя бы для чемпионата области, сейчас кого удалось собрать к этому турниру — тот и играет. А в былые времена проводились чемпионаты Брянска, полуфиналы. Если какая-то шахматная жизнь теплится в Унече, Новозыбкове, Клинцах, Дятьково, то и слава богу. Я даже уже и не знаю, где ещё в области остались шахматы. К слову, и в 90-е деньги не всегда выделялись. Но… Помню, председатель облспорткомитета Андриевский сетовал, что нет средств на матч дружбы, так я, как председатель областной федерации, к губернатору Лодкину ходил на приём. Взял чем? Сказал, что это мероприятие имеет, помимо всего прочего, и важное политическое значение.
— А нынешнее руководство федерации не может, что ли, объяснить чиновникам, что падает наш престиж?
— Не хочет. У нас сейчас спад. Думаю, не только в шахматах — и в других видах спорта в связи с недостатком финансирования. Вот был у меня ученик Глеб Жарков, сейчас предприниматель, в Белых Берегах у него завод, так он когда-то поддерживал наш вид. У нас вот проводится мемориал Зильберштейна, Ян Непомнящий его в 2011 году учредил, он же и деньги выделяет. В 2013 или в 2014-м Жарков, когда был президентом, тоже вкладывал в мемориал свои кровные. А Ян сейчас пытается сделать этот турнир одним из этапов розыгрыша Кубка России. Пока не получается. Да теперь Яну не до этих хлопот, он вышел в турнир претендентов, в котором в марте будет определён соперник Карлсена.
Сейчас модно критиковать лихие 90-е. Но в эти годы на Брянщине шахматная жизнь не затухала. У нас зажглась звезда Саши Данина, он стал гроссмейстером, причём неслабым, у него рейтинг за 2600, он входит в полсотни сильнейших шахматистов в мире. Ну, конечно, Непомнящий. Я пришёл директором ДЮСШ в 1999-м, он там уже занимался. На моих глазах всё происходило. С мамой Яна ходили к губернатору, мэру Брянска Полякову, к предпринимателям, деньги по крохам собирали для поездок ему, тренеру Евдокименко, который Яна и нашёл в шахматном клубе Фокинского района. Валентину Семёновичу долгое время даже не "давали" заслуженного тренера. Свою роль здесь сыграл запрос тогдашнего депутата Госдумы Малашенко, после чего "дали" быстро. У Евдокименко помимо Непомнящего много сильных шахматистов. Ну и много дал Яну Зильберштейн, которого в 1974 году в Брянск пригласил из Орска легендарный Пётр Григорьевич Яшелин. Мы все тогда учились у Зильбера — и Глейзеров, и Самарин, и Евдокименко, и я. Только когда он у нас появился, мы поняли, как надо работать над шахматами. Это был очень сильный мастер. Судите сами: трёхкратный чемпион России, победитель спартакиады народов СССР. Гроссмейстером не стал только по одной причине — из-за пристрастия к Бахусу. Но он был человеком бескорыстным, ему было просто интересно с нами работать, он кайф от этого ловил. Его называли "Великий Зильбер". Словом, уровень шахмат при нём был очень высокий. В 60-е годы блистали Эйдлин, Бурневский. То один становился чемпионом области, то другой. Но и другие шахматисты были, что называется, на уровне. То есть чемпионат области был очень сильным по составу. Чтобы попасть на этот турнир, надо было пройти отбор, а там тоже неслабые были шахматисты. Но вот всё ушло. Почему? На этот вопрос я уже отчасти ответил. А ещё — ну кто будет играть в чемпионате области 9 вечеров подряд за чисто символические призы, за первое место 500 рублей. В 90-е 500 рублей — это же были совсем другие деньги. Ну а что такое выделенные 180 тысяч рублей в год на федерацию шахмат? Слёзы, ничто.
— Не так давно очень популярными были традиционные шахматные фестивали "Брянский лес". А что с ними произошло? Почему о них ничего не слышно?
— Я был участником всех фестивалей "Брянский лес" до 90-х годов. Впервые он прошёл в 1977 году на белобережской турбазе. Организатором был Валентин Дементьев, который подсмотрел, как проводятся подобные фестивали в других городах Союза. А коммерческая жилка у него была хорошая. Тут он опережал своё время. На первом фестивале играло всего 38 шахматистов и 8 команд. Победили тогда смоляне, второй была наша "Десна", а третьей — "Темп" (завод "Электроаппарат"), за которую играл на третьей доске я, на первой Самарин, на второй Зеленин. Эти турниры проводились до 1995 года на турбазе. Потом, когда я был председателем федерации и выступал в роли организатора, турнир проводился однажды в Шибенце. После 1995 года фестиваль стал просто областным мероприятием. А в 2015 году наша группа энтузиастов, меценатов, в лице нынешнего председателя федерации и директора ДЮСШ Терещенко, предпринимателей Симоньяна, Максимова организовали "Брянский лес" на базе санатория "Жуковский". Приехала очень приличная команда из Белоруссии, практически вся юношеская сборная этой страны. Были и другие приличные команды — из Подмосковья, Калужской, Курской, Смоленской областей. Причём проводилось два турнира — детский и взрослый. В 2018 году фестиваль проводился уже на базе областной библиотеки. Пару раз проводились турниры в комплексе "Гостиный дом". Там в ноябре прошлого года Терещенко проводил и другой хороший турнир — первенство ЦФО среди юношей и девушек. Наши, правда, там ничего не взяли. Терещенко старается, пытается что-то сделать, его заслуга, что возродил "Брянский лес" с участием хороших команд, с качественным судейством. Кстати, о судьях. В Брянской области нет ни одного судьи всероссийской категории. А в шашках их несколько.
— А вообще, на Ваш взгляд, человека, лучше других знающего историю шахмат в нашем регионе, какой временной отрезок (70-е, 80-е, 90-е годы) для почитателей этой великой игры был наиболее удачным, плодотворным? И благодаря чему, кому? Назовите этих энтузиастов, многих из которых Вы отлично знали.
— Наиболее плодотворными были семидесятые годы. Царил настоящий шахматный бум, проводилось много соревнований, в двух областных газетах — "Брянский рабочий" и "Брянский комсомолец" — регулярно выходили шахматные выпуски "Ладья" и "Дебют", там тоже проводились конкурсы с вручением призов. Шахматного клуба, правда, не было, но играли то в дормашевском зале, то во Дворце пионеров (нынешний ТЮЗ). В 1972 году на Мало-Завальской в кирпичной пятиэтажке усилиями, в первую очередь, тогдашнего председателя областной федерации шахмат, секретаря горкома партии Владимира Александровича Ивашутина был открыт шахматный клуб. Планировалось, правда, открыть его в другом месте, в нынешнем салоне новобрачных, но не получилось. В 1985 году клуб перебазировался на улицу Луначарского, где до этого была картинная галерея, напротив бывшего ресторана "Дубрава", а на Мало-Завальской учредили шахматную ДЮСШ. Тогда же, в 70-е, появился в Брянске и Зильберштейн. В 80-е годы тоже шахматы развивались динамично. Была открыта ещё одна ДЮСШ — деснянская.
— В 70—80 годы прошлого века для повышения массовости древней игры её пробовали внедрять даже в средних школах. До сих пор говорят, например, о шахматных классах в 10-й брянской школе, что в Бежице. А что с ними нынче? Почему шахматы в школах области так и не прижились?
— В 1981 году Пётр Григорьевич Яшелин пробил через своего друга, тогдашнего мэра Брянска Евдокимова постановление горкома партии, чтобы в каждом из четырёх районов Брянска было открыто по одной шахматной школе. С первого по четвёртый класс все ученики должны были заниматься шахматами. К этому времени шахматный всеобуч гремел в Челябинске и Грузии. У нас он прижился лишь в Бежице, в 10-й школе. Вели его тогда Яшелин, Брагин и я. Я вёл в трёх первых классах. Было два урока в неделю по 45 минут. Оборудовали специальный класс — с шахматами, демонстрационной доской. Директором школы был тоже друг Яшелина — Аркадий Абрамович Селезнёв. Брагин занимался со вторыми классами. Ребят уже приводили в деснянский шахматный клуб, который сейчас благополучно прикрыт г-ном Трубиным (председатель областной федерации лёгкой атлетики). Пётр Григорьевич вёл занятия с третьими и четвёртыми классами. Ребят было уже поменьше. Руководитель спортклуба "Десна" Александр Иванович Медведев и другой деснянский руководитель Вячеслав Дмитриевич Самотёсов (они тоже стояли у истоков шахматных спецклассов) поставили задачу перед нами воспитать через два-три года хотя бы нескольких одарённых шахматистов и выдать результат. Но результаты появились уже через год. 10-я школа стала выигрывать все соревнования "Белой ладьи" — районные, городские, областные. Стали ездить за пределы области. Вырос Алексей Тютюнников, братья Голики, сейчас они живут в Москве. 10-я школа гремела. Руководству деснянского спортклуба пришлось "под" это создавать комплексную ДЮСШ с отделениями хоккея, акробатики и шахмат. Я был старшим тренером на шахматном отделении. В 1987 году возил команду во Владикавказ на полуфинал "Белой ладьи". И там мы могли выйти в финал, боролись с воронежцами и обыграли их в личном матче, но потом случилось несчастье — Лёша Голик с лишней ладьёй в своей партии просрочил время и по дополнительным показателям в финал вышел Воронеж. Это был, пожалуй, наш наивысший успех. А так выигрывали много разных турниров. Сегодня Бежицкий район, самый ещё недавно развитый в шахматном отношении, лишился своего шахматного клуба. Сейчас только Брагин занимается в красном уголке одного из женских общежитий недалеко от легкоатлетического манежа. Тренирует детей, отделение в ДЮСШ есть же. И Литвинова Евгения Николаевна на базе 52-й школы ведёт занятия.
— Назовите хотя бы пятёрку самых сильных брянских шахматистов нынешнего времени, включая, разумеется, Непомнящего. Кто, по-вашему, из юных дарований готов потеснить их в обозримой перспективе?
— Помимо бесспорного первого места Непомнящего остальные я распределил бы так. Данин второй, и также бесспорно, потому что Женя Глейзеров стал играть реже, он, в основном, комментирует партии в Интернете. Но он, конечно, будет третьим. Михаил Иванов — я не знаю его нынешнего рейтинга — ну пусть он будет четвёртым, хотя нет, на четвёртое место всё же я бы поставил Брагина. Несмотря даже на то, что он в турнирах уже не играет, всё-таки 68 лет ему. Но в истории брянских шахмат Брагин оставил очень яркий след — достаточно сказать, что он становился чемпионом области 17 или даже 18 раз, начал побеждать в конце 70-х, а 80-е — начало 90-х — это было время почти полного господства Брагина. Стучится в пятёрку из молодых Данила Белоусов, он играет хорошо, но не хватает психологической устойчивости, бывает, срывается. Вот сейчас в отсутствие сильнейших в чемпионате области победил Кирилл Максимов, он ученик Всеволода Захарова, когда-то моего ученика. Кирилл показывает довольно стабильные результаты. Больше не знаю и кого назвать. Илью Оглоблина? Но он в последнее время что-то притих, хотя ещё в пять лет играл в чемпионате Советского района среди мужчин и набрал 50 процентов очков, был в шестёрке на Кубке России в его возрасте. Сейчас ему лет двенадцать.
— А что происходит у нас с женскими шахматами? Они всегда были в тени мужских, но доводилось слышать, что нынче их состояние наиболее плачевное.
— Да, есть у нас они. Сейчас их состояние — ну, более-менее. Как раз в 70—80-е годы женские шахматы — это была беда. Была Литвинова, кандидат в мастера, жена Бурневского. Она, конечно, сильный кандидат. Играла и в мужских турнирах и, случалось, била мужиков больно. В своё время была Настя Орлова, бывшая моя ученица, тоже кандидат в мастера. В нулевые годы мы с ней ездили на финал России. Она там из 120 участниц была 12-й, что для наших женских, девичьих шахмат — большой успех. Ну, сейчас у нас Катя Махлаенко, девичья фамилия Киндинова, и Оксана Кузнецова — тоже приличные кандидаты в мастера. И Катя, и Оксана работают тренерами в ДЮСШ. Несколько лет назад Катя Махлаенко ездила на первенство ЦФО. Там трое победителей получают право бороться за выход в суперфинал российского чемпионата, она была четвёртая. Ситуация в женских шахматах небезнадёжная, но опять же всё упирается в деньги.
— Вы в своё время возглавляли областную шахматную федерацию, а нынче являетесь её почётным президентом. Какова роль в популяризации и развитии этого вида федерации? Если она незначительна, то почему? Ведь когда-то федерация была, как модно нынче выражаться, главным драйвером шахматного прогресса.
— Эта роль — решающая. Такой характер определяется, в первую очередь, её финансовым состоянием. В 90-е, когда я её возглавлял, у нас был свой расчётный счёт в банке, мы и взносы собирали неслабые. У нас спонсоры были. Были и коллективные члены, которые тоже вносили свой финансовый вклад. Отсюда и серьёзная динамика в развитии шахмат. С 1993 по 1997 годы мы провели на базе клуба "Десна" одиннадцать российских соревнований, из которых шесть — это финалы России. В основном, среди юношей и девушек, но были мужские полуфиналы, а также спартакиада России среди девушек. На этих соревнованиях, кстати, выступали многие известные ныне шахматисты. И это в те годы, когда зарплату в нашей школе из-за известной политики банков выдавали с опозданием в несколько месяцев, и чтобы прокормить семью, вынужден был заниматься книжным бизнесом, ездил в Олимпийский, покупал книги, потом на рынке продавал. В Центральный шахматный клуб заезжал, там тоже книги шахматные покупал. Я же был тогда членом президиума российской федерации, членом детской комиссии. Шахматам, между прочим, помогал тогда и Василий Иванович Шандыбин, игравший в силу второго разряда. Он находил деньги на призы, судейство. И Денин, к слову, поддерживал шахматы.
— Ну а почему сейчас областное руководство игнорирует этот вид спорта, оказывающий немалое влияние на формирование личности человека?
— Считаю, у него сейчас приоритеты другие. В приоритете иные виды спорта. Во времена Лодкина председатель облспорткомитета Андриевский, тоже игравший в шахматы, поддерживал нас. Хотя у меня, как уже говорил, были дискуссии на сей счёт, речь о том самом матче дружбы, на который не оказалось средств. Ну а такие спортивные деятели, как Погорелов, Трусов. Погорелов — он далёк от шахмат. Ну а Трусов, тот, по-моему, далёк не только от шахмат, но и от проблем управления в спортивной сфере. Корнеев? Ну, он же футболист, что тут взять? У них среди футболистов хорошо играл только Николай Сергеев, он в областной шахматный клуб часто ходил. А сейчас где людям можно собраться в Брянске? В областной библиотеке по субботам и воскресеньям, да в ДК имени Горького.
— А каково состояние шахмат в других российских регионах? Вы же со своими воспитанниками немало поездили по России, да и сами играли…
— Я как-то посчитал — 65 городов России объехал и пол-Европы. По-разному развиваются шахматы. Но многое, если не всё, зависит, опять же, от руководителей регионов. Образцом поддержки шахмат для меня являются Воронежская область, Краснодарский край. В Смоленске шахматы хорошо развиты до сих пор, хотя у любителей этой игры там не было даже клуба, они всегда арендовали помещение. Одно время хороша была Калуга. Ну а сейчас лидер по развитию шахмат — Московская область. Когда-то наша команда успешно играла с этим регионом, за который выступали Петросян, Полугаевский, гроссмейстер Антошин. Ну а теперь… остаётся надеяться на будущее. Залогом этой надежды может служить то, что у нас неплохие тренеры. А лучшие — тот же Александр Брагин, несмотря на состояние здоровья, Олег Маликов, хорошие — Леонид Кандыба, Захаров, Терещенко, Екатерина Махлаенко. А что касается Евдокименко, то когда он общается с малышами, я просто получаю наслаждение, глядя на это общение со стороны. Валентин Семёнович в этом плане неподражаем! Ну вот ещё Лена Усикова, бывшая Ткачёва, неоднократный чемпион области, она тоже хороший тренер. Да у нас все тренеры хорошие, и если бы результат определяло только это, мы оказались бы в авангарде. Мы говорили о шахматном всеобуче, который когда-то прописался лишь в Бежице. А сейчас шахматы изучают более чем в 90 школах. Но для реализации всех этих предпосылок нужно возрождать конкурентную систему отбора. Чтобы в чемпионатах области играли не желающие, как сейчас, а добившиеся этого права в соперничестве. Необходимо достойное финансирование, при котором только и можно спросить за результат. И за работу тех, кто организует нынче шахматную жизнь на Брянщине.
Беседовал Владимир ПАНИХИН
P.S. В завершение сегодняшнего разговора нельзя не сказать вот о чём. Далеко не все брянские шахматисты положительно оценивают роль нынешнего руководителя областной федерации В. Терещенко. Многие любители этой игры, особенно старшего возраста, упрекают Валерия Олеговича в том, что, занимая сразу два кресла (кроме должности президента федерации он ещё и возглавляет шахматную ДЮСШ), уделяет недостаточное внимание развитию шахмат. Что, по их мнению, тоже является одной из причин нынешнего непростого положения, в котором находятся брянские шахматы.