Брянская промышленность: по траектории угасания

Опубликовано: № 18 (750), 21 июля 2020 г.

Июль 2015 г. А. Богомаз посетил ОАО «Новозыбковский машиностроительный завод»
Июль 2015 г. А. Богомаз посетил ОАО «Новозыбковский машиностроительный завод»

В недавней публикации «Нехватка нехватке — рознь» мы сообщили о кадровых изменениях в команде губернатора А. Богомаза, отправившего в отставку замгубернатора А. Жигунова и назначившего на его место Н. Лучкина. О последнем говорили как об опытном управленце, который сменил за последние годы немало чиновничьих должностей. Теперь ему предстоит разгребать завалы в брянской промышленности. Именно завалы: те рекорды, о которых трубят брянские пропагандисты, — это, как говорится, для красного словца. Реальное положение на брянских заводах весьма непростое, и в скором времени мы можем столкнуться со всплеском безработицы на фоне угасания предприятий, не так давно считавшихся промышленными флагманами и гигантами.

Для Брянского машиностроительного завода (АО "УК БМЗ"), работающего под "крышей" уральского "Трансмашхолдинга", непростые времена наступили после увольнения гендиректора А. Василенко. За семь лет, которые тот руководил предприятием, было достигнуто многое. Сразу после назначения гендиректором в 2012 году Василенко заявил о начале глобальной перестройки предприятия на основе внедрения принципов "бережливого производства" — разработанной в Японии комплексной методики улучшения производственного процесса путём оптимизации пяти связанных между собой этапов (сортируй — соблюдай порядок — содержи в чистоте — стандартизируй — совершенствуй). Во время его руководства осуществлялись техническое перевооружение и автоматизация производства, была запущена эталонная линия, уделялось большое внимание воспитанию и обучению кадров. Все эти процессы затормозились после того, как в 2019 году на заводе сменился гендиректор. Преемник Василенко долго не проработал — в 2020-м на смену ему собственники из "Трансмашхолдинга" прислали бывшего руководителя службы снабжения Тверского вагоностроительного завода.

На сегодняшний день на заводе остались два производства — магистральных и маневровых тепловозов, поэтому нынешний кризис будет пережить сложнее. БМЗ уже столкнулся с локальным кризисом перепроизводства — железнодорожные ветки на территории завода забиты тепловозами. Имеются большие проблемы с поставками комплектующих — не хватает то дизелей, то электромоторов (последние на протяжении десятилетий закупались в Харькове). Как следствие непростого экономического положения — предстоящие сокращения. На первом этапе планируется сократить около 60 работников, но это, скорее всего, только начало.

На другом промышленном гиганте региона, Бежицком сталелитейном заводе (АО ПО "Бежицкая сталь"), ситуация более тяжёлая. Перспективы БСЗ очень туманны — по оценкам специалистов, рынок литья крайне сужен, а у бежицких сталеваров постепенно перетягивают заказы их коллеги из Чебоксар. На тамошнем литейно-механическом заводе более современное оборудование, соответственно, ниже себестоимость продукции. А принадлежат и бежицкий, и чебоксарский заводы одним и тем же хозяевам — всё тому же "Трансмашхолдингу", для которого вряд ли так принципиально поддерживать на плаву менее прибыльное предприятие. Словом, в будущем возможны любые сценарии, вплоть до полной остановки БСЗ. В этом случае ряды безработных на Брянщине пополнят около 3000 человек. В том числе рабочие некоторых специфических профессий (сталевары, обрубщики, стерженщики и т.д.). Обеспечить их работой будет едва ли возможно. Пока что речь об остановке завода не идёт, но до конца текущего года уже прогнозируется 30-процентный спад производства. С сентября сталелитейщики переходят на четырёхдневную рабочую неделю. Позиция заводского руководства: это необходимо для того, чтобы избежать сокращения более 1000 работников. В настоящее время запущен процесс сокращения примерно 300 человек.

Новый директор БСЗ И. Мочалин, за 9 лет сменивший седьмое место работы, попал в Брянск из Воронежа, где возглавлял механический завод. Его бывшие подчинённые жаловались, что директор относится к ним как к рабам. В Брянске г-н Мочалин продолжил гнуть свою линию, общаясь с подчинёнными преимущественно с помощью "крепких" слов; стал выдавливать ответственных и перспективных работников, выражающих недовольство методами его руководства. В соцсетях работники БСЗ сообщают также о нарушениях трудового законодательства. И не только трудового. Так, в период коронавирусных ограничений, несмотря на существовавшие запреты, на БСЗ проводили общезаводские собрания. Особая тема — принуждение к неоплачиваемой работе под видом "субботников". Механизм её придумали такой: в трудовые договоры работников под страхом сокращения стали вносить дополнения с формулировкой: «Принимать участие на добровольной основе в проводимых на предприятии работах по благоустройству и уборке территории помещений в выходной день (субботниках) не менее 12 часов в год». После того, как вокруг добровольной принудиловки стал развиваться скандал, практика дополнения трудовых договоров прекратилась, однако, пользуясь непростой ситуацией, сложившейся на предприятии, людей продолжали заставлять выходить на субботники.

С 20 июля практически весь коллектив предприятия отправлен в отпуск, тех, кто оплачиваемые отпуска уже отгулял, вынудили идти в неоплачиваемые.

На базе "Брянского Арсенала" в настоящее время работают три предприятия. ПАО "Брянский Арсенал", выполняющее заказы по линии Минобороны, количество работников — немногим более 200 человек. С 10 июня завод перешёл на четырёхдневную рабочую неделю, работы у предприятия практически нет.

ЗАО "Брянский Арсенал" (численность — около 600 человек) — знаменитое производство грейдеров. Ранее производилось около 40 машин в месяц, в настоящее время — менее 25. С 25 июня предприятие также работает четыре дня в неделю. Спасает работа на тракторный завод — производят рамы, кабины и другие комплектующие для тракторов.

ООО "Брянский Тракторный Завод" обеспечивает работой около 60 человек, выполняющих работы по сборке тракторов моделей 1960-х годов (40—50 машин в месяц).

К слову, в начале текущего года у "Брянского Арсенала", принадлежавшего структурам О. Дерипаски, сменился собственник — теперь это уральская "Объединенная машиностроительная группа".

На Брянском автомобильном заводе (АО "БАЗ") в текущем году объёмы производства сократились на 20%. Работа пока есть только до конца года. За пять лет, прошедших после прихода к управлению предприятием госкорпорации "Алмаз-Антей", на заводе сменилось пять директоров. Сокращается численность работников. Если в 2019 году их было около 1700 человек, то в настоящее время — немногим более 1400. Работодатель, в основном, принуждает работников к увольнению по соглашению сторон. И это происходит на госпредприятии! Количество добившихся увольнения по сокращению — менее 50 человек из более чем 200 уволенных. В настоящее время происходит очередная волна увольнений — 70 работников в возрасте 65 и более лет, всего же в ближайшее время без работы могут остаться около 400 заводчан.

Брянский электромеханический завод (АО "БЭМЗ"). Почти три года около трети работников находятся в простое. В нарушение ст. 72.2 и 157 Трудового кодекса им выплачивают две трети от тарифа. Примерно для трёхсот работников завода эта сумма не превышает размера минимальной заработной платы. При этом работодатель (директор завода Ф. Дмитрук является депутатом областной Думы от партии "Единая Россия") отказался от выполнения регионального соглашения по минимальной заработной плате (13000 рублей) и работает по федеральному размеру МРОТ, который хоть и совсем ненамного, но ниже. Средняя зарплата на предприятии — менее 30000 рублей. В настоящее время на заводе происходит сокращение штата — порядка 120 человек.

В бедственном положении находятся промышленные предприятия в Дятьковском районе, в Клинцах, Новозыбкове. Взять тот же Новозыбковский машиностроительный завод. Руководитель предприятия — в федеральном розыске, заработную плату не выплачивают с ноября, численность работников сокращена с 3000 до менее 1000 человек. С предприятия вывозят металлолом. Большая часть оборудования демонтирована и распродана. Восстановить прежнее производство уже невозможно, в том числе по причине отсутствия кадров.

…Этот перечень можно продолжать. Добавлять в него другие предприятия, переживающие нелёгкие времена. Не раз уже, и не только в Брянске, доводилось слышать, что нынешнему руководству области проблемы промышленности не интересны, что губернаторскую команду больше заботят развитие сельского хозяйства да штамповка всевозможных рекордов и суперрекордов типа 200 центнеров пшеницы с гектара, которые, как радуются прогубернаторские СМИ, скоро и до Книги рекордов Гиннеса доведут. Оборотная сторона этой политики — ситуация на брянских заводах, которая давно уже требует реагирования. И не только со стороны власти, но и со стороны профсоюзов, поскольку права и интересы рабочих у многих руководителей и владельцев предприятий находятся, к сожалению, на самом последнем месте.

Алексей СМИРНОВ

P.S. И вот она, горькая "вишенка" на "торте". На прошлой неделе стало известно, что в ежегодном национальном инвестиционном рейтинге Брянская область оказалась на 81 месте из 85 возможных. Хуже, чем у нас, дела обстоят только в Республике Коми, Республике Алтай, Тверской области и Ненецком округе. А среди регионов ЦФО Брянская область и вовсе на последнем месте.

На сайте Агентства стратегических инициатив, занимавшегося составлением рейтинга, указано, что «национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне».

Такой результат не стал для нас неожиданным. Об отсутствии инвестиционной привлекательности нашего региона мы говорили ещё в январе 2017 года в публикации «Инвестиционная привлекательность: здесь мы последние. Пока». Как видим, за прошедшие три года ничего в положительную сторону не изменилось.

Читайте ещё