Нехватка нехватке — рознь

О замгубернаторской рокировке, и не только о ней

Опубликовано: № 14–15 (746–747), 25 июня 2020 г.
Тема: Лучкин Н.

Николай Лучкин и Александр Богомаз
Николай Лучкин и Александр Богомаз

Два кадровых изменения произвёл губернатор в своём ближайшем кругу подчинённых. Отправлен в отставку заместитель губернатора А. Жигунов и вслед за этим принят в заместительский стан Н. Лучкин. У этих персон есть немало общего, но кое-что их и отличает. Оба — тёртые калачи в чиновничьей печи. Тёртые — в смысле закалённые многолетней и полной различных поворотов госслужбой. Оба знали опалу. Увольнения Жигунова, работавшего в нулевые годы в брянской мэрии, добивался бывший губернатор Н. Денин. Он же в 2012 году зазвал его, скромно обретавшегося в верхушке акционерного общества "Брянский Арсенал", себе заместителем. Лучкин был "разжалован" летом 2016 года, после того как в Карачевском районе, исполнительную власть которого он тогда возглавлял, на внутрипартийных праймериз "Единой России", предшествовавших выборам в Госдуму, победили не те кандидаты, которые устраивали областную власть. После отставки стал заметной фигурой в руководстве регионального отделения общероссийской организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", которое возглавляет известный брянский предприниматель В. Гринкевич. И, как признавали это многие, был достаточно эффективным работником.

Но у Жигунова и Лучкина — разная энергетика. Первый был слишком умён и циничен, чтобы давным-давно понять, что сворачивать горы на чиновничьей службе — себе дороже, что самая оптимальная, безопасная позиция — когда не высовываешься, не горишь, a коптишь. Как прагматик от комля, Александр Михайлович ещё в своём прекрасном комсомольском прошлом понял, что всякие замы, помы в псевдодемократической системе — мелкие и ничего или почти ничего не решающие сошки. Щёки надувать («Я — заместитель губернатора») — это да! Но ещё Денин на заре своего почти десятилетнего губернаторства предупреждал слишком ретивых: у меня, говорил, нет заместителей, все заместители — это мои помощники. Его бы поняли безусловно, если бы только не размер жалования, который всё же у заместителей во много раз больше того, что получают помощники, консультанты, советники и прочий чиновный люд. Жигунов тащил свою лямку без всякого вдохновения, тяготясь этой моральной участью. И свой уход он прокомментировал так, как только и мог прокомментировать: «Хватит уже...». С точки зрения репутационной единственное, что наработал этот внешне авантажный деятель, так это то, что он хорошо знает жилищно-коммунальную систему и инженерные сети. Может безошибочно определить, где проложены трубы и что с ними делать. Но этого слишком мало, чтобы оставить заметный след на общественном поприще. С одинаковым успехом, а точнее без всякого успеха, он курировал в областном правительстве как ЖКХ, в котором собаку съел, так и спорт, в котором — ни рыла, ни уха. Вы уловили иронию в слове "успех"?

Лучкин — антипод Жигунову. Несмотря на свои уже зрелые лета и объёмную биографию управленца, он не растерял внутреннюю мотивацию. В "эпоху" Лодкина был одним из самых колоритных глав районов. Его постоянно тогда сопровождал скандальный шлейф. Слишком темпераментный Лучкин, в котором много от шумного и речистого тамады, организовал скандал и на финише победной для Денина избирательной кампании. Многие были уверены, что теперь он не "жилец", что Денин ему всё припомнит. А Денин взял, и двинул жуковского главу в свои заместители. Поговаривали тогда, что на его сенсационный выбор повлиял Некто очень влиятельный в столице, называли даже фамилии занимающих высокие должности выходцев из Жуковки. Сколько было в этом буйной фантазии, а сколько сермяжной правды, уже никому не интересно. Куда интересней дальнейший путь чиновника Лучкина, который получился весьма извилистым и непредсказуемым.

Из заместителей губернатора Лучкина отправили в облдуму, где он возглавлял промышленный комитет, затем спустили на скользкую ступеньку заместителя главы администрации Брянска. А после смены главы региона, осенью 2014 года, он стал главой Карачевской районной администрации. Там он сразу же взялся за дело. Карачевские ветераны, которые ранее были известны своей привередливостью, попортившие немало крови у предшественников Лучкина, первые отмечали его умение разговаривать с людьми, решать проблемы, копившиеся годами. Потом, как уже говорилось, последовала опала, во время которой неунывающий Лучкин оказался подле одного из оппонентов Богомаза Гринкевича. Казалось, всё, это — финиш. А оказалось — преддверие второго дыхания. Трудно сказать, что повлияло на Богомаза, вернувшего Лyчкина на чиновничью орбиту в качестве главы Новозыбковской райадминистрации. Возможно, хотел досадить Гринкевичу, но Лучкин не из тех, кто забирает все яйца из одной корзины и перекладывает их в другую. Многие, и не только его недоброжелатели, предсказывали десантированному на радиационную почву главе фиаско. А вышло всё наоборот. Десантированный адаптировался довольно быстро, и снова не подкачал. Ещё одним сюрпризом стал его переброс в главы Володарского района Брянска. Примерно через полгода — новый промежуточный финиш в этом беспрецедентном марафоне: Лучкин стал главой администрации Жуковского района, вошёл в одну реку дважды. И это была не последняя река, в которую он входил дважды: через ещё какое-то время он получает должность замгубернатора с кураторством тех же отраслей, что и при Денине.

Когда первый раз Лучкин перебирался из Жуковки в Брянск, это в районе воспринималось многими как некий вызов. За что его, такого-сякого-разэтакого, повышают? Когда он возвращался в Жуковку, было немало прогнозов типа: ну вот, продолжит возвращенец ураганить. Но этого не случилось. Николай Сергеевич быстро нашёл общий язык с местной политэлитой, довольно лестное мнение которой в интервью нашей газете совсем недавно высказал депутат областной Думы от КПРФ Д. Вершилов. В этом же номере, к слову, член центрального штаба ОНФ С. Калинина жёстко проехалась по Жигунову, который, по её убеждению, ответственен за слабое привлечение в область федеральных средств. И уже через пару недель Жигунов лишился должности, а Лучкин пошёл на повышение. Это, кажется, первый случай, когда богомазовцы прислушались к оценкам собеседников нашей, как они её называют, "гнусной газетки". Хотя это можно с лёгкостью отнести и к простому стечению обстоятельств. А что до реинкарнации Лучкина, то её можно объяснить и острой нехваткой управленческих кадров, что подтверждает справедливые упрёки в том, что всякие программы по выдвижению молодых перспективных кадров в нашем регионе буксуют.

И напоследок. Нехватку другого рода восполнить, как оказывается, не так-то просто. Речь о поиске альтернативной кандидатуры действующему губернатору на приближающихся выборах. В условиях, когда свою позицию относительно выдвижения Богомаза высказал президент, особо нет охотников участвовать в формальном действе с заранее известным результатом. Говорят, богомазовское окружение было расстроено отказом участвовать в эрзац-выборах депутата облдумы от фракции КПРФ С. Крылова. Финансовые проблемы захлестнули Б. Пайкина. Правда, удивила партия "Справедливая Россия", которая, совсем недавно избавившись от балласта в виде многолетнего руководителя своего регионального отделения С. Курденко, не нашла ничего лучшего, кроме как предложить именно его кандидатуру на губернаторские выборы. Это решение уже вызвало волну насмешек в интернете. Ещё бы — соперничать с Богомазом будет его давний приятель, который после аналогичных выборов в 2015 году заявил победителю потешной кампании: «Я был бы хуже губернатором, чем вы». К слову, один из многочисленных анонимных телеграмм-каналов уже предложил сделать это высказывание г-на Курденко главным лозунгом его избирательной кампании. Правда, скорее всего, главная задача будет у Сергея Николаевича на этот раз другая. Вполне возможно, он, как давно известно, не отягощённый всякими там моральными предрассудками, возьмётся за исполнение уже привычной роли политкиллера. На мысли о том, что исполнитель такой роли богомазовцам скоро понадобится, наводит попытка представителей Избирательной комиссии Брянской области раздуть скандал вокруг проведения конференции регионального отделения КПРФ, на которой брянские последователи идей Г. Зюганова выбрали кандидатом в главы региона своего первого секретаря А. Архицкого.

Николай ПЕТРОВ

Читайте ещё