«Поэзия — ничейная земля...»
Опубликовано: № 2–3 (767–768), 28 января 2021 г.
1 февраля исполняется 100 лет со дня рождения советского поэта Григория Самойловича Куренёва (1921—1985). Родился он на Украине, в Никополе, однако детские и юношеские годы прошли в Новозыбкове. Учился Гриша Хейфец — такова была его настоящая фамилия — в школе № 1, или, как её называли — "калининской" (имени М. Калинина). Именно тогда начались его творческие искания. С тетрадкой стихов пришёл он, ещё будучи школьником, в газету "Ударник", где первым его наставником стал руководитель местной литгруппы, ответственный секретарь редакции А. Эпштейн (псевдоним А. Вольный). Об этом Арон Григорьевич позже рассказывал в одной из своих книг: «Если можно, то прочитайте, пожалуйста, — попросил он, протянув небольшую ученическую тетрадку. Обычно молодые авторы начинали разговор с просьбы напечатать их произведения. Гриша же интересовался замечаниями, советами».
После окончания школы молодой поэт поступил в Харьковский университет, однако доучиться не удалось. Был призван в армию. Дальше — курсы снайперов и звание младшего лейтенанта, передовая, трудные фронтовые дороги, гибель друзей, ранение, госпиталь, боевые награды. Там продолжал писать стихи:
Если упаду я на рассвете
С пулею шальною в голове,
Прошумит осиротевший ветер
Тихим стоном в выжженной траве.
Хоть дожить бы до победы надо,
Ну, а будет жребий мой таков —
Пусть возьмёт, кто уцелеет рядом,
Ворох недописанных стихов.
Вот выдержка из его наградного листа от 5 июля 1944 года: «Командир взвода 419 ОРР мл. л-т Хейфец Г.С. действуя в ближайшем тылу обороны противника... со своим взводом по захвату пленного показал смелость и решительность, дерзко действовал в атаке с противником в его тылу. Стремительным ударом и благодаря умению в командовании взводом нанесены тяжёлые потери немцам убитыми и раненными — более 20 чел. в том числе убит командир 1-го батальона 353 ПП. Взяты в плен начальник штаба 1-го батальона 353 ПП и 2 солдата. Разгромлен штаб 1-го батальона 353 ПП 205 ПД, а также этим предотвращена контратака немцев на наши наступающие части.
Командир взвода 419 ОРР мл. л-т Хейфец Г.С. достоин правительственной награды: ордена "Красная Звезда"».
Об этом он рассказал позже в стихах, в том числе в посвящённом командиру дивизии, известному военачальнику, генерал-майору И. Чиннову, погибшему в Прибалтике.
Орден свой
я получил "по блату":
в тыл проник
с разведкой по болоту,
с пленным
под огнём прополз версту,
заработал
"Красную Звезду".
И никто
не посчитал за диво,
что её
я принял от комдива
до штабных реляций
и приказов,
как вернулся из разведки,
сразу.
Ему повезло, дождался Победы. В Новозыбков уже не вернулся, хотя здесь оставалась мать. Поступил в Литературный институт имени М. Горького, ибо твёрдо решил связать судьбу с поэзией. Вместе с ним учился и уроженец Брянска, тоже фронтовик Евгений Винокуров.
Заканчивает учёбу в 1950-м, литературным псевдонимом — Куренёв — берёт фамилию погибшего фронтового друга. Первая журнальная публикация (поэма «Самолёты выходят в поле») появляется через год. В 1957 году — первая книга стихов «Разведка боем», затем отдельным изданием (1964 г.) поэма «На берегу Полоты». Публикуется в литературных изданиях — журналах "Знамя", "Новый мир", "Юность", "Смена", "Неман" и др.
Был известен как литературный переводчик, особенно часто переводил белорусских поэтов. Стал членом Союза писателей СССР. Гражданская тематика в его творчестве тесно перекликается с военной.
Поэзия —
ничейная земля:
вся в проволоке,
огнём прикрыта плотно.
На ней
всё те же лето и зима,
над ней
всё те же полночи и полдни.
По ней палят
чужие и свои
(свои —
точней и чаще, чем чужие).
На ней
не выживают соловьи,
но выживают —
изредка —
мужчины.
Бытовавшее в то время замалчивание многих сторон суровой военной правды тяготило поэта-фронтовика. Ему хотелось писать о том, что волновало его, что пережил. Пришлось испытать и откровенное неприятие своих трудов коллегами и вышестоящим литературным начальством, отказ в публикации официальных издательств, нападки критики. Многое из написанного ложилось в стол.
Последняя и наиболее известная книга Григория Куренёва — сборник стихов «Связь времён» ("Советский писатель", 1986) — вышла из печати в перестроечное время, уже после смерти поэта, хотя он принимал участие в её подготовке. Именно она стала настоящим открытием многих его произведений, которые, он верил, дождутся своего часа.
Людская память коротка,
ты на неё не сетуй.
Она пускает с молотка
пророков и поэтов.
Она трясёт на решете,
как золото на драге,
всё, что в тщете и суете
приравнивалось к драме.
Пускай она себе трясёт,
таков её обычай.
И обижаться не резон,
хоть род людской обидчив.
А верить надо времени:
ведь рано или поздно
оно отвеет плевелы,
оно отторгнет козлищ.
Всё, что ты воплотить хотел,
переберёт по листику
и в первозданной наготе
потомкам явит истину.
Многие стихотворения Куренёва стали классикой военной поэзии, включены в антологии и сборники, посвящённые боевым сороковым. Среди них: «Полота», «В том грохоте любовь теряла голос…», «Перестанут поджигать ракеты…» и многие другие. Есть такое определение "лейтенантская проза", его стихи с полным правом можно отнести к "лейтенантской поэзии". В лучших своих произведениях он оставил нам в наследие незамутнённую веру в предназначение поэта и человека, изложил правду войны такой, какая она есть, где художественность и реальность были неразделимы, а воспоминания о ней бередили душу всю оставшуюся жизнь.
Очень хотелось, чтобы память о поэте-фронтовике, тесно связанным своим именем с Брянской землёй, нашла своё воплощение и в конкретных проявлениях: литературоведческих исследованиях, краеведческих поисках, поэтических чтениях… И, может быть, в мемориальной доске на школе, где он учился и о которой не раз упоминал его первый поэтический наставник Эпштейн.
Константин ПОПОВ,
г. Новозыбков
* * *
Когда в разведках станешь сед
В каких-то двадцать с лишним,
Когда покоя нет как нет
В короткое затишье,
Когда икотой громовой
Спирает пушкам жёрла,
То вдруг покажется: войной
Ты сыт уже по горло.
Но стоит в госпиталь попасть,
В резерв или на отдых,
Как сердце снова тянет в часть
И бредишь о походах.
И уверяешь, что здоров,
Что без боёв — хоть в петлю.
Кляня втихую докторов:
"Какого чёрта медлят!"
И снова марши, ночь без сна,
А утро в клочьях дыма,
И вновь солдатская весна
Без писем от любимой.
И снова в редкость тишина,
Кровать — окопа глина.
Пока не приведёт война
До самого Берлина.
Сегодня бой, и завтра бой,
Идёт за датой дата.
Но мы горды своей судьбой
И званием солдата.
* * *
ПОПЫТКА БИОГРАФИИ
Для славы мёртвых нет.
А. Ахматова
Мы взялись за оружье,
когда небо разверзлось над нами.
Целовать довелось не подружек,
а пробитое пулями знамя.
Присягало ему на коленях
всё военное поколенье.
Мы отстали от стаи,
перестрелянной влёт.
Пули нас не достали,
ну а дробь — не берёт.
Мы из праха воскресли.
Сорок лет тишины —
наша лучшая песня
в честь друзей,
не пришедших с войны.
Но, когда мы, собой довольные,
и живём, и творим не так,
даже мёртвым становится больно,
много горше, чем в дни атак.
Не страшны времена ножевые,
не страшна забвенья трава,
наши мёртвые — вечно живые,
если Память о них жива.
* * *
Перестанут поджигать ракеты
Растревоженного неба синь,
И тогда на Украине где-то
У меня, возможно, будет сын.
Для него рукой закоченелой
Под метели надоевший шум
На листке, что был когда-то белым,
Эти строчки тёплые пишу.
В чёрном дыме, в грохоте орудий
Сели жизнь и смерть на карусель…
Может, сына у меня не будет.
Значит, будет у моих друзей.
У кого-нибудь он точно будет —
Всем соседским хлопцам атаман.
И когда разложат вёрсты буден
По тяжёлым в золоте томам,
Пусть прочтёт тогда
вихрастый малый
Про солдатской юности дела.
Юности, что жизни отдавала.
Чтобы юность в будущем жила.