«Рабы» из БМЗ в ракурсе профсоюзных ристалищ
Опубликовано: № 7 (772), 24 марта 2021 г.
Далеко не все из наших читателей слышали словосочетание "заёмный труд", хотя могли неоднократно с ним сталкиваться. Поэтому для начала объясним, что это такое. По-простому говоря, заёмным называется труд, когда работник по распоряжению своего работодателя работает на другом предприятии, выполняя указания и находясь под контролем его руководства. Помните такой термин — "подснежники"? Так называют тех, кто трудоустроен в одной организации, а реально работает в другой. В своё время таких людей было немало среди работников реготделений провластных политических партий, общественных организаций, депутатских приёмных... Вот это и есть заёмный труд, использование которого российским законодательством сильно ограничено. Правда, некоторые работодатели эти ограничения с помощью различных уловок стараются обходить. И речь вовсе не о таких довольно безобидных вещах, как трудоустройство у какого-нибудь предпринимателя секретарши, работающей в приёмной депутата. Проблема заёмного труда носит намного более серьёзный характер.
Сигнал о том, что в числе нарушителей запрета заёмного труда могут оказаться и крупные брянские предприятия, поступил к нам в начале текущего года. Некоторое время назад работников АО "Брянский машиностроительный завод" стали побуждать к увольнению в порядке перевода в ООО "Энкорп". При этом их заверяли, что как работали они на заводе — так и будут работать. Что же это за фирма такая — "Энкорп"? Согласно данным выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, зарегистрирована она в Москве, имеет уставной капитал в размере миллиона рублей, основной вид экономической деятельности — агентство по временному трудоустройству, учредитель — ООО "Холдинг транспортные компоненты". Это также московская фирма, но с намного большего размера уставным капиталом (более 850 миллионов рублей) и двумя фирмами-учредителями, зарегистрированными в… кипрском офшоре. То есть, получается, работников БМЗ хотят "трудоустроить" на фирму с офшорными корнями. Но зачем это делается?
По мнению обратившихся в редакцию рабочих, этими действиями владельцы АО "Трансмашхолдинг", в состав которого входит БМЗ, хотят превратить их в рабов. Поскольку холдинг, являющийся одним из двух крупнейших в России производителей подвижного состава для рельсового транспорта, контролирует около полутора десятков предприятий, расположенных в разных уголках страны (Московская, Пензенская, Саратовская и Ростовская области, Санкт-Петербург, Тверь и др.), трудоустройство рабочего не на предприятии, где он работает, а в фирме, являющейся агентством по временному(!) трудоустройству, может запросто привести к тому, что рано или поздно ему предложат либо собирать свои вещи и переезжать в ту же Тверь, либо… искать новую работу. А как, например, защищать трудовые права сданных в наём (в аренду) рабочих, если их юридический работодатель находится за сотни километров, а фактический почти никакой ответственности перед ними не несёт?
Услышав всё это, мы не могли не поинтересоваться, а как на всё это смотрит заводской профсоюз. Оказалось, уже несколько лет работников предприятий "Трансмашхолдинга" методом кнута и пряника побуждают к переходу в собственный межрегиональный профсоюз. Ещё в июне 2019 года на сайте Российского профсоюза работников промышленности (Роспрофпрома) со ссылкой на публикации профсоюзной газеты "Солидарность" появилось сообщение о том, что создание профсоюза "Трансмашхолдинга" сопровождается давлением менеджмента предприятий на первичные организации Роспрофпрома: «Об агрессивных действиях работодателя в последние месяцы уже известно Российской трёхсторонней комиссии. Готовятся обращения в прокуратуру и другие контролирующие органы».
Конфликт между "Трансмашхолдингом" и профсоюзом работников промышленности начался с того, что в 2018 году профсоюз отказался от заключения типовых коллективных договоров «без конкретики, без цифр по зарплатам и индексациям», которые администрации входящих в холдинг предприятий, в том числе и БМЗ, продвигали с подачи своего вышестоящего руководства. Видимо, это и побудило менеджеров "Трансмашхолдинга" к созданию своего карманного профсоюза. В 2019 году он был зарегистрирован. Одновременно с этим председателям профкомов Роспрофпрома стали поступать запросы от руководства предприятий с просьбами «отчитаться по ряду финансовых показателей первичек». Авторов запросов интересовали объём перечисленных профвзносов от работников, расходы первичек и иные экономические данные, связанные с профсоюзной деятельностью. Вот как прокомментировал "Солидарности" эту инициативу председатель Роспрофпрома А. Чекменёв: «Профсоюзные организации не обязаны ни в какой форме отчитываться перед работодателем о своих доходах и расходах. И делать этого не намерены». Тогда же г-н Чекменёв дал оценку Межрегиональному профсоюзу работников "Трансмашхолдинга": «его учредителями, по поступившей информации, стали сотрудники кадровой службы и службы безопасности холдинга. Из чего можно сделать определённые предположения о дальнейших действиях этого "профсоюза" по защите интересов работников».
Теперь мы видим, что создание "Трансмашхолдингом" собственного профсоюза является частью последовательных действий по ущемлению прав работников предприятий холдинга. Свой профсоюз — свой работодатель — свои полубесправные "рабы", которых можно будет "сдавать в аренду" то одному предприятию холдинга, то другому… Летом прошлого года в публикации «Брянская промышленность: по траектории угасания» мы рассказывали о ситуации на другом входящем в структуру "Трансмашхолдинга" брянском предприятии — Бежицком сталелитейном заводе, работники которого сообщали в соцсетях о постоянных нарушениях на предприятии трудового, и не только трудового законодательства. «Так, в период коронавирусных ограничений, несмотря на существовавшие запреты, на БСЗ проводили общезаводские собрания. Особая тема — принуждение к неоплачиваемой работе под видом "субботников". Механизм её придумали такой: в трудовые договоры работников под страхом сокращения стали вносить дополнения с формулировкой: «Принимать участие на добровольной основе в проводимых на предприятии работах по благоустройству и уборке территории помещений в выходной день (субботниках) не менее 12 часов в год». После того, как вокруг добровольной принудиловки стал развиваться скандал, практика дополнения трудовых договоров прекратилась, однако, пользуясь непростой ситуацией, сложившейся на предприятии, людей продолжали заставлять выходить на субботники». Это наглядный пример того, как относятся менеджеры "Трансмашхолдинга" к своим работникам, и если на предприятиях холдинга не останется независимых от руководства профсоюзов, а трудовые договоры будут заключаться не с работодателем, а с фирмой из офшора, рабочим могут спокойно предложить выйти бесплатно поработать не только в субботу, но и в воскресенье…
Ну а что же наши контролирующие и надзорные органы, почему молчат они? Где трудовая инспекция, где прокуратура? Не видят? Не знают? Или не хотят связываться с могущественным холдингом? Ответы на эти вопросы мы надеемся получить после выхода этой публикации в свет и обязательно проинформируем о позиции этих органов наших читателей.
Николай БАБУШКИН