Виталий Минаков: Моя программа — чаяния людей

Опубликовано: № 21 (786), 6 сентября 2021 г.

В. Минаков
В. Минаков

С 17 по 19 сентября пройдут выборы депутатов Государственной Думы — нижней палаты российского парламента. Сегодня избирательная кампания находится в самой яркой фазе, ведь до выборов остаётся пара недель.

Мы решили поговорить с кандидатом, которого знает, пожалуй, каждый брянец — Виталием Минаковым, прославленным российским спортсменом, четырёхкратным чемпионом мира по спортивному самбо и обладателем двух кубков мира, чемпионом Европы, а ещё активным общественным деятелем, профессиональным политиком и отцом троих детей.

— Виталий, Вы человек узнаваемый и уважаемый. Больше, конечно, в спортивной и молодёжной средах, но сейчас, в связи с выборами, Вы выходите на очень широкую аудиторию. Однако многие не знают Ваших корней, Вашего становления, Ваших достижений и того, что ещё только в планах…

— Да, меня, в основном, знают как спортсмена. Спорт всегда был очень важной составляющей моей жизни. Я родился и вырос в Володарском районе города Брянска. Ещё в школе понял, что важно заниматься собой, уметь защищать себя. Начал заниматься единоборствами, и первые большие успехи сперва были в самбо, а потом и в смешанных единоборствах.

Сейчас общественно-политическая деятельность, которой я наиболее активно стал заниматься в уже далёком 2014 году, получив высшее юридическое образование, является важной составляющей моей жизни.

— Об этом поговорим, а пока ответьте на вопрос многих поклонников: со спортом, смешанными единоборствами завязано?

— Я достаточно давно решил, что моя профессиональная спортивная карьера завершена. Что такое профессиональная спортивная карьера? Это когда более 90 процентов времени тратишь на достижение спортивных целей. Но уже много лет спорт не является основным направлением моей деятельности. Это скорее способ держать себя в тонусе. В 2016 году возобновил спортивную практику, однако всё равно уже не в том объёме, как прежде. Можно было бы продолжить выступления в смешанных единоборствах, но в таком случае велик риск травмы и потери здоровья. Эта осторожность — она не только от того, что я по своей натуре жизнелюб, и мне нравиться расти, развиваться как личность, но и от того, что я абсолютно чётко понимаю всю ответственность, которую несу за свою семью и своих детей.

— Вернёмся к политике. Как Вы стали ею заниматься, как оцениваете своё пребывание в статусе депутата областной Думы, заместителя её председателя?

— Что касается политики, то я всегда имел активную жизненную позицию. Любил общение с ребятами, выезжал к ним, проводил мастер-классы, и мне всегда было интересно, чем ещё живут они, кроме спорта, как выстраивают свои отношения со сверстниками, с родителями… Общался с родителями, делился своими наблюдениями, опытом. Потом стал участвовать в различных общественных акциях. Помню, как в регионе мы запускали формат открытого диалога, который не ограничивал желающих прийти и напрямую пообщаться с политиками, спортсменами и просто с известными людьми.

В 2014 году принял участие в выборах в Брянскую областную Думу. И после избрания депутатом стал одним из заместителей председателя облдумы. Лукавить не буду, на тот момент должного опыта работы на таком посту у меня не было, и многое приходилось постигать, как говорят военные, прямо "на марше". Но рядом находились люди, которые всегда готовы подсказать, помочь. Мне это очень помогло. Пока работал в Думе, главным делом для меня стало формирование молодого резерва руководящих кадров из депутатов различных уровней. Такой резервный корпус из 270 компетентных и профессиональных людей был сформирован, и в дальнейшем кто-то из него занял управленческие должности. Потом, когда мне пришлось уйти из Думы, эта работа остановилась, и это при очевидном остром кадровом голоде в регионе. Вообще у нас, и не только у нас, знаю это по своему общению в палате молодых законодателей при Совете Федерации, в кадровой работе вместо системности царит хаос.

— Виталий, до сего дня многих, знаю, продолжает занимать вот какой вопрос. В 2014 году, незадолго до выборов в областную Думу в Брянской области произошла смена главы региона. Поначалу казалось, что отношения с новым руководством складывались хорошо, но как оказалось впоследствии, это была лишь видимость. Взаимопонимание между политической элитой региона стало быстро улетучиваться. Вы, как участник событий, смотря на них сегодня, как думаете, почему так получилось?

— Я не могу говорить за всех участников тех событий, но то, что мои отношения с губернатором на начальных этапах были весьма конструктивными — это правда. Однако постепенно стало возникать некое напряжение. О его причинах я могу только догадываться, однако не исключаю, что оно было намеренно сформировано третьими лицами. Скажу честно, у меня с того времени осталось много вопросов, на которые я не знаю ответа.

В 2016 году я участвовал в процедуре праймериз, на которых было замечено достаточно много нарушений, которые были зафиксированы в том числе и мной. Я стал об этом публично говорить, и спустя пять лет от своих слов не отказываюсь, поскольку то, что происходило на счётных участках, было вопиющим нарушением любых правил. К примеру, в моём родном Володарском районе избиратели, которые пришли проголосовать за меня, не нашли фамилию "Минаков" в бюллетене. Проверили — точно, нет. Это сейчас я догадываюсь, кому это было выгодно. В дальнейшем появилась "коллективная бумага", подписанная мною в адрес партийного руководства. Но туда, как потом выяснилось, ушла другая, сильно изменённая "бумага", которую бы я точно сегодня не подписал. Там всё сильно сгущалось, обобщалось, и изначально заложенный смысл был утрачен. Та изменённая петиция, вероятно, и привела к моей отставке с поста вице-спикера. Всё произошло стремительно, сразу после отпуска в сентябре.

— В облдуме Вы, насколько известно, занимались не только формированием кадрового резерва, но и вопросами строительства крупных спортивных сооружений по программе, подписанной руководством региона с "Газпромом". Сейчас этими объектами власть гордится, но, как выясняется, не всё так отрадно.

— Эта программа изначально включала в себя перечень из 12 объектов, которые должны быть возведены, но он оказался спорным. В том смысле, что, к примеру, предлагалось построить бассейн в малолюдном месте, не располагающем никакими коммуникациями, или возвести Ледовый дворец там, где хоккей никогда не был популярным. Приходилось добиваться корректировки адресов строительства. Я и сейчас убеждён, что в не очень многолюдных муниципалитетах нет смысла строить огромные объекты, которые очень дорогие в обслуживании, ведь это большое бремя, которое становится проблемой для местных бюджетов. Достаточно добротных небольших комплексов, которые мало в чём уступают огромным ФОКам и которые выполняют те же функции. Я сам продвигал эту программу в рамках популяризации комплекса ГТО. Это гораздо дешевле — и построить, и содержать, не говоря о преимуществе касательно доступности. А у нас построены некоторые объекты, которые загружены процентов на 20. Помимо проблем обслуживания этих объектов, необходима программа подготовки квалифицированных специалистов, которые будут работать на объектах. Нужно создавать достойные условия работы и жизни в небольших населённых пунктах.

— Строительство такого мощного сооружения, как Дворец единоборств в Брянске, как известно, пробивали Вы. Все помнят о том, как на встрече с президентом ещё в 2012 году Вы выступали за это строительство. А когда его развернули, появились сомнения: разумно ли, целесообразно ли размахивать такую махину, может, стоило обойтись чем-то более скромным?

— На той встрече с президентом рассматривался вопрос о том, какие ещё, кроме чисто спортивной, задачи будет решать этот объект. Я считаю, что необходимость в таком сооружении однозначно есть. Дворец будет не только для спортсменов. Его профиль шире. У нас ведь в Брянске до сих пор не было многофункциональной площадки для крупных массовых мероприятий — спортивных, концертных, иных форумов. Помните, как в Брянск приезжал Владимир Путин? Тогда приходилось встречу с ним проводить в Володарском ФОКе, даже переоборудовать его. Во Дворце будет спортивно-концертная арена. Её можно трансформировать и в игровую. Во Дворце будет и центр подготовки спортсменов, можно проводить сборы как для наших спортсменов, так и для мастеров из других регионов в преддверие важных стартов. А на это будут выделяться средства, которые помогут содержать сооружение. Плюс доходы от концертов, международных стартов. То есть можно создать условия для того, чтобы не напрягать наших земляков непосильным взиманием платы за услуги. При правильном подходе, управлении большой нагрузки на региональный бюджет не будет. Отмечу — при правильном(!) — подходе.

— На нынешних выборах Вы представляете партию "Справедливая Россия — Патриоты — За правду". Чем обусловлен этот выбор?

— Мне симпатизирует её социально-ориентированная программа. Партия ставит вопрос о пересмотре положений пенсионной реформы. Теперь уже совершенно очевидно, что ожидаемого экономического эффекта она не принесла. Не менее актуальны и другие моменты.

По традиции меня часто спрашивают о моей личной программе. Но считаю, что она вытекает из тех проблем конкретных людей, с которыми я лично встречаюсь, которых выслушиваю, стараюсь помочь и которые мне доверяют. Две самые острые проблемы, которые озвучиваются на абсолютно каждой встрече — снижение жизненного уровня, отсутствие достойных условий труда и его оплаты. Все партии декларируют благие цели, отличаются только инструменты их реализации. Взять, к примеру, сельскую проблематику. Кто-то делает упор на развитие крупных агрохолдингов. Я же считаю, что надо в первую очередь помогать сельским предпринимателям, фермерам. Приведу только две цифры: если в России в 2000 году людей, работающих в сельском хозяйстве, было 9 с половиной миллионов человек, то в 2021 году таких осталось 1,3 миллиона. Из села идёт страшный отток людей. Во многом схожая деградация и в промышленности. В нашей области она основной кормилец бюджета. И этому кормильцу приходится всё труднее.

— В ходе избирательной кампании не чинятся препятствия? Создаются ли все условия для предвыборной агитации?

— Условия эти разные. Как юрист, скажу лишь, что зачастую буква закона существенно отличается от суровой действительности. В домах культуры, многочисленных трудовых коллективах крупных предприятий агитировать можно, но не всем. Коронавирус, увы. Предприниматели, с которыми есть договорённость о размещении предвыборных материалов на коммерческих условиях, спустя недолгое время внезапно отказываются от работы. Фразу «Ты прости, но пойми…» в последнее время слышал часто. Недавно произошёл инцидент в Клинцах, где сняли мои баннеры, и лишь после фото-доказательств вынуждены были вернуть. Официальная версия местных властей о том, что баннер снимали автовышкой из-за того, что в городе был ураган, который его, якобы, повредил, меня повеселила.

В Сураже целый отдел полиции хотел меня задержать якобы за организацию несанкционированного митинга. Хотя проводил в парке встречу с моими наблюдателями, к которой проявили интерес и жители города. При этом подчеркну, что юридически никаких нарушений законодательства мною допущено не было.

Кроме того, в некоторых местных СМИ мне приписали критику президента — мол, сотрудник американской компании "Bellator" раскритиковал Путина. А я, уточняю, высказал мысль, что "пенсионная реформа" была ошибкой и не принесла экономического эффекта, который был обещан. Поэтому было бы правильнее вернуть прежний пенсионный возраст: женщины — 55 лет, мужчины — 60, чем разово раздавать по 10 тысяч рублей.

— Кого в своём избирательном округе считаете главным конкурентом?

— Я не буду называть никаких фамилий, но скажу лишь, что любая здравая конкуренция — это всегда хорошо. Подчеркну — конкуренция, а не монополия! Выборы в этом году проходят три дня, но не все знают, что они вообще будут, ещё меньше людей знает всех кандидатов. У меня активная команда, с которой мы делаем для нашего успеха всё. Главное, чтобы выборы прошли открыто и честно. На сегодня у меня сформированы бригады наблюдателей на все участки моего округа, это около полутора тысяч человек.

— То есть, как можно понять, один из телеграм-каналов ошибся, утверждая, что Минаков участвует в нынешних выборах в одномандатном округе для галочки и что основные надежды связывает со списком?

— Сильно ошибся. Я не знаю, кем и зачем распространяется информация о том, что я кампанию не веду. Но если меня нет в телевизоре, это не значит, что меня как кандидата нет вообще. Я есть, и я настроен на победу!

Главное, чтобы избиратели помнили — выборы решают всё, если на них прийти!

Беседовал Владимир ПАНИХИН

Примечание: данный материал был опубликован на правах предвыборной агитации, публикация оплачена из избирательного фонда кандидата

Читайте ещё