«Замусорили»

Опубликовано: № 25-26 (790-791), 27 октября 2021 г.

Речь сегодня — о ненужном, но вызывающем всё большую головную боль. 20 октября на сайте "Брянская улица" была размещена заметка с "обезболивающим" заголовком «В ближайшие три года в Брянской области введут 11 мусоросортировочных станций». Мы уже было готовились отбить ладоши, аплодируя этой новости, но остановило первое же предложение самой заметки: «По сообщениям брянских СМИ, до 2024 года планируют построить и запустить 11 мусоросортировочных станций в нашем городе». Так всё же введут или только планируют построить и запустить 11 станций? В Брянской области или «в нашем городе», читай, видимо, в областном центре? И почему сие победное сообщение родилось «по сообщениям брянских СМИ»? Любопытно всё же: а тем какая сорока на хвосте притаранила такую радостную новостишку?

А вот она — эта "сорока". Она обнаружилась на сайте областного правительства в виде пространного пресс-релиза. В нём сообщалось о совещании под водительством губернатора, председателя облдумы В. Суббота и федерального инспектора М. Калашникова, где и была озвучена эта должная всех нас порадовать цифра — 11 мусоросортировочных станций. Но вот выяснилось: цифра эта была не единственной духоподъёмной. А своего рода запевкой к ней служило не менее вдохновляющее напоминание о том, что недавно на встрече А. Богомаза с вице-премьером российского правительства В. Абрамченковой «были отмечены высокие темпы реализации национальных и региональных проектов, в том числе национального проекта "Экология"». Видимо, чтобы подтвердить такую оценку и было созвано совещание. Ни для чего иного, судя по содержанию объёмного пресс-релиза, оно и не предназначалось.

Однако решение этой задачи было провалено. Да и те, кто её решал — областной департамент природных ресурсов и изготовившая на основе его информации релиз пресс-служба облправительства — вряд ли смогли избежать такого финала. А он вырисовывался из самого простого анализа всего того, что наговорила почтенной аудитории и.о. замдиректора департамента природных ресурсов Н. Петросова. Анализировать не входит в профессиональное "меню" карманных СМИ, которые вывалили петросовские откровения в информационное пространство, не заморачиваясь вопросами. А они — на поверхности.

Итак, в области действует лишь 4 мусоросортировочные станции. За три ближайших года, как заявила г-жа Петросова, предусмотрено строительство ещё 11. Лишь предусмотрено строительство, откуда наши коллеги взяли, что непременно построят? Далее. Мощность уже имеющихся сортировочных линий — 80 тысяч тонн. Мощность — это ладно, а сколько реально сортируется? С отсылкой на ту же г-жу Петросову приводится такой факт: мощность одной жуковской станции — 25 тысяч тонн. Но вот на сайте фирмы "Чистая планета", которой областное правительство, можно сказать, даровало почти три года назад право рулить на Брянщине мусорной реформой, находим информацию о том, что через четыре дня после совещания в облправительстве состоялось ещё одно выездное совещание «на новом объекте по сортировке отходов в Жуковском районе». Из этого сообщения узнаём, что объект к выходу на запланированную мощность только готовится, а пока сортировка проводится в тестовом режиме. 

Наше издание каждый год подводит промежуточные итоги мусорной реформы в Брянской области. В своих публикациях мы всякий раз бьём тревогу о том, что самый большой в регионе полпинский полигон уже давно вышел из своих нормативных "берегов", что тамошняя мусороперерабатывающая станция работает непостоянно и что деятельность чистопланетчиков главным образом сводится к обычному вывозу мусора и сваливанию его на полигонах. Этот вывод никак не опровергает то, что было сказано на совещании о полпинском полигоне: «Введённая в эксплуатацию в 2013 году мусоросортировочная станция в посёлке Большое Полпино позволяет ежегодно обрабатывать 180 тыс. тонн ТКО». Почему не сказать "обрабатывает", ведь "позволяет обрабатывать" и "обрабатывает" — совсем не одно и то же?

Всё мутно и с переработкой вторичного сырья. С одной стороны, впечатляющая общая мощность пяти перерабатывающих предприятий — более 200 тысяч тонн в год, с другой, (читаем), «по предварительным прогнозам, в процессе сортировки ТКО будет отбираться не менее 10% полезных фракций, которые в дальнейшем будут направляться на повторное использование, в том числе и на перерабатывающие предприятия Брянской области». Теперь считаем. Весь ежегодный объём доходов в регионе — 450 тысяч тонн. 10% — это 45 тысяч тонн. Но ведь мощность 5 перерабатывающих брянских предприятий, как уже знаем, более 220 тысяч тонн. Чем же тогда они занимаются? Ответ можно найти, прочитав в облправительственном пресс-релизе о том, что перерабатывают эти 5 предприятий. "Суражский пролетарий" и "Брянская бумажная фабрика" — макулатуру, ООО "МастерПластЭко" — полиэтилен, АО "Метаклэй" — полимерные отходы, ООО "ДМ-Групп" — отходы текстиля. Но твёрдые коммунальные отходы — это не только макулатура, пластик и текстиль… Ни слова не было сказано на совещании о чуть ли не главном — строительстве профильного мусороперерабатывающего предприятия. И это неспроста. Как говорят специалисты, запуск такого предприятия поможет определить реальный объём мусорных отходов, а это должно привести к существенному снижению навязанного брянцам тарифа за их вывоз и утилизацию. Невыгодно это чистопланетчикам.

Ожидалось, что эту тему на совещании поднимет губернатор. Но он в итоге, что называется, дал петуха: «Губернатор Александр Богомаз подчеркнул, что реализация программы по обращению с ТКО на территории региона должна вестись планомерно и под контролем. На действующих мусоросортировочных станциях, в том числе в Сураже и в Трубчевске, необходимо осуществлять учёт сортировки мусора: "Задача департамента природных ресурсов — чтобы эти комплексы работали! Задачи, поставленные президентом, правительством России по сортировке мусора, должны выполняться неукоснительно!"». Кто бы спорил, конечно, неукоснительно! Но эти тра-та-та пока лишь провоцируют новые вопросы. Под чьим это контролем должна реализовываться программа? Разве не под контролем возглавляемого самим губернатором облправительства? А что это за установки о том, чтобы комплексы, то есть мусороперерабатывающие станции, работали, про то, чтобы на них осуществлялся учёт сортировки мусора? Разве станции не работают, разве на них учёт сортировки не ведётся? Опаньки, как говорится.

Также из пресс-релиза о совещании мы узнали, что недавно правительство России предоставило Брянской области 42-миллионную субсидию на закупку контейнеров раздельного накопления отходов. Ещё раньше, в августе, к брянцам через СМИ прилетела просьба "Чистой планеты" не кидать в контейнеры сырые отходы от сезонной домашней переработки овощей и фруктов — мол, от избытка влаги контейнеры эти портятся быстрее обычного. Словом, все тридцать три удовольствия хотят наши всё тщательно просчитывающие и учитывающие мусорные короли.

Ну а что касается обещанных 11 мусоросортировочных станций, то ведь обещать жениться — ещё не жениться. Помните, как нам та же "Чистая планета" несколько лет назад обещала через те же брянские СМИ реконструировать историческое здание — дом Боровича на спуске к Набережной? Ну и? Не так ли будет и с обещанным запуском через три года 11 мусоросортировочных станций? Подождём. Ведь, как говорится, обещанного три года ждут.

Иван УХВАТОВ

Читайте ещё