Не выплыл

Опубликовано: № 28 (793), 30 ноября 2021 г.

В. Жутенков
В. Жутенков

В середине ноября с разницей в один день мы узнали об уходе в лучший из миров двух известных наших земляков, один из которых — председатель областной писательской организации Владимир Сорочкин, недавно перешагнувший 60-летний рубеж, другой — руководитель одного из крупнейших на Брянщине агрохолдингов "Охотно" Владимир Жутенков — не дожил до него совсем немного. Теперь оба они предстанут перед Божьим судом, а у нас есть право оценить их мирской путь, их земные дела. Оценить, руководствуясь изречением древнегреческого политика и поэта Хилона из Спарты (VI в. до н. э.) «О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды». Хотя те, кто по каким-то причинам желает слышать только о хорошем, опускают концовку этого крылатого выражения — «кроме правды».

Оба Владимира были личностями весьма и весьма неоднозначными. Об одном из них, Владимире Евгеньевиче Сорочкине, у нас будет возможность рассказать в нашей традиционной литературной рубрике. А сегодня остановимся на Владимире Александровиче Жутенкове. По сообщениям одних СМИ, он врезался на снегоходе в дерево аж на Камчатке, где у него якобы была своя охотничья база, по сообщениям других — старуха с косой настигла его в Красноярском крае. Но уже одно это обстоятельство наталкивает на мысль о том, что погибший не только питал слабость к увлечениям вдали от родных палестин, но и имел счастливую возможность их реализовывать. Для постоянных читателей "Комсомольца Брянска" мысль эта не содержит никакой новизны, достаточно вспомнить несколько наших публикаций. В одной из них, пятилетней давности с заголовком «Депутат Жутенков и его "тик-так" за семь "лимонов"», мы со ссылкой на популярный сайт "Преступная Россия" рассказали, как наш свежеиспечённый депутат Госдумы удивил своими наручными часами "Patek Philippe" за без малого 7 миллионов рублей. В поле зрения экспертов попали наручные "котлы" десятка суперсостоятельных российских парламентариев. И список возглавил наш Владимир Александрович. Часы занявшего второе место в этой часовой "гонке" депутата П. Качкаева были оценены в два "лимона". "Чемпионство" Жутенкова никого не удивило: за 2015 год он официально задекларировал свой доход в 161 млн рублей, что обеспечило ему место в двадцатке самых богатых депутатов Госдумы. Ту публикацию мы закончили таким суждением: «Чтобы оценить эту личность вовсе не обязательно встречаться с нею, добиваться интервью. Достаточно одной детали, чтобы понять её масштаб и качество». Понять её помог ещё один эпизод, также пятилетней давности. О нём мы поведали в корреспонденции «Жутенкова обворовали». Воры умыкнули из его чайковичского "гнезда", по официальным данным, более 2 миллионов рублей, 15 тысяч евро, набор драгоценных украшений и автомобиль Volkswagen Touareg. Тогда же мы сочли необходимым отметить, что в Глаженке, где "раскулаченного" Жутенкова избирали в Госдуму, «школа с печным отоплением и туалетной дыркой на улице».

Крутой материально-финансовый взлёт Жутенкова начался в 2005 году, с этой временной отсечки он стал набирать крейсерскую скорость и не только как бизнесмен, но и как публичная персона. Сначала становится депутатом областной Думы, затем — Государственной. Поэтому вполне закономерно и усиление общественного интереса ко всему, что связано с ним. Стали обретать резонанс факты, которые, будь Владимир Александрович частным лицом, могли бы остаться известными лишь узкому кругу лиц. К примеру, в Ульяновской области, где Жутенков подрядился в 2011 году построить три свиноводческих цеха, элеватор и комбикормовый завод, он дважды привлекался к административной ответственности — за несвоевременное предоставление налоговой отчётности и попытку внести изменения в учредительные документы с учётом паспорта, числящегося во всероссийской базе как утерянный. Факты мелкие, но, тем не менее, нашедшие отражение в ульяновском информпространстве.

А на малой родине наш земляк следил по-крупному. В начале осени 2013 года он, которого знали как любителя сверхлихой езды, стал виновником ДТП, в результате чего пострадала находившаяся на восьмом месяце беременности 33-летняя женщина. Ребёнка спасти не удалось. Это происшествие получило уже всероссийскую огласку. В июне 2014 года суд Брянского района без обнародования материалов дела прекратил его за примирением сторон — Жутенков загладил вину. По-иному говоря, откупился. И сохранил мандат депутата облдумы. В прошлом году жутенковская "Тамошь", по сообщению брянских и федеральных СМИ, оказалась в центре скандала, когда Управление делами Президента отсудило у неё миллион рублей за использование товарного знака "Кремлёвский", который принадлежал ФГУП «Торговый дом "Кремлёвский"». В марте нынешнего года областной Арбитражный суд оштрафовал ту же "Тамошь" на 300 тысяч рублей — в её продукции, поставленной в гимназию № 1 Брянского района, обнаружили дексаметазон, который мог вызвать неблагоприятные для здоровья детей последствия.

И как не вспомнить ещё наш мартовский 2018 года очерк «Государева обслуга олигарха Жутенкова». Исходным импульсом для очередного обращения к этому персонажу послужило тогда отчаяние брасовских и жирятинских пчеловодов, поведавших о варварской химобработке "жутенковских" полей, погубившей пчёл. Куда только не обращался народ с челобитными о возмещении ущерба — всё оказалось тщетным. На защиту сельхозолигарха встали насмерть Управление федеральной службы по ветеринарии и фитосанитарному надзору, Управление Росприроднадзора, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, прокуратура, суд.

Откуда же взялось у этого внешне совершенно неприметного человека влияние, парализующее волю как будто бы могучих госконтор? Шибко был богат? Но это не всё объяснение. Среди деловых людей часто разделяют тех, кто строит свой бизнес без всевозможных преференций, коврижек от власти и тех, кто, напротив, ищет близости с ней, а сблизившись, уже не выпускает её из своих бизнес-объятий. Жутенков воплощал как раз последний образчик. В Ульяновской области, где, как мы уже знаем, наш вошедший к тому времени в предпринимательскую силу земляк вознамерился также развернуться на полную катушку, всё складывалось совсем по-другому. Местный блогер по фамилии Риц так описал жутенковский старт: «В отличие от Брянской области, где бизнесу Жутенкова были созданы самые благоприятные условия, в Ульяновской области он столкнулся с массой проблем…».

О том, как входил он в силу на Брянщине, рассказал в прошлом году бывший губернатор Н. Денин. Поскольку этот рассказ не вошёл в его интервью, опубликованное тогда на страницах газеты, воспроизведём некоторые его фрагменты. До 2005 года только что вступивший в должность глава региона знал будущего олигарха как всего-навсего владельца небольшого райпотребсоюзовского колбасного цеха в Сельцо, превращённого потом в ту самую "Тамошь". Как раз в том году стартовало несколько национальных проектов, один из которых — сельскохозяйственный — реализовывался на самых льготных условиях. «Область, — говорил Николай Васильевич, — выступала гарантом погашения кредитов». Губернатор пригласил Жутенкова, его коллегу по мясному делу Бадырханова и предложил им взяться за строительство свиноводческих комплексов. Более опытный и хваткий Бадырханов согласился без колебаний, а Жутенков взял паузу, сославшись на то, что такого опыта у него нет. Через какое-то время он заявил о своей полной готовности. Затем на только что построенных бадырхановском и жутенковском свинокомплексах случились несчастья: в первом случае — пожар, во втором — неполадки с электроснабжением стали причинами массовой гибели свиней. Поползли слухи, что ЧП были рукотворными, для получения страховых выплат.

«Я, — рассказывал экс-губернатор, — способствовал Жутенкову и в поиске деловых партнёров. Рассчитывал, например, на, так сказать, конструктивный союз его и филиалов "Снежки". И только потом узнал, что он обдирал их как липку». К своему быстро прираставшему финансово-материальному состоянию Владимир Александрович добавил областное депутатство. «Правда, — продолжал Денин, — в областной Думе он был молчуном, ни одного предложения от него так и не последовало. Я замечал ещё, в том числе и по отзывам, как со временем менялось его отношение к людям. И не в лучшую сторону».

О том, каким было это отношение, брянская пресса рассказывала не раз. В 2010 году на "Тамоши" глаза лишился 25-летний работник. "Брянская правда" в публикации «По волчьим законам» писала, что ему «не оказали первой помощи, не вызвали неотложку, а инженер, доставивший пострадавшего в брянскую горбольницу № 1, представила врачу версию о бытовой травме». Жена работника говорила потом, что ей пришлось «пережить кучу обвинений, чтобы получить зарплату мужа, как приходилось многократно звонить в бухгалтерию, выпрашивать, унижаться». Вину предприятия установила областная инспекция по труду, но никто не торопился загладить её, как поторопился это сделать Жутенков в случае с лишившейся ребенка женщиной. Вместо этого руководство предприятия подало на инспекцию в суд. И проиграло вчистую. О том процессе, о мытарствах молодой семьи рассказывал и "Брянский рабочий". Мы нашли этот номер, прочитали: «Впереди у супругов новые операции, суды, теперь уже им надо предъявлять иск к мясокомбинату "Тамошь" по возмещению материального и морального вреда. Хочется надеяться, что руководство предприятия поднимется над своими амбициями и покажет, что действительно умеет делать добро, что оно постарается загладить свою вину перед молодым рабочим, компенсировать ему с лихвой все затраты без суда. Одним словом, поступит не только по закону, но прежде всего, по совести. Это был бы достойный поступок хозяина "Тамоши", депутата облдумы Владимира Жутенкова». Нам неизвестно, состоялся ли такой благородный поступок, но через шесть лет на жутенковской "Дружбе" пальцев лишилась одна из работниц, и вновь происшествие пытались замять. Пришлось обращаться к Жутенкову через социальные сети. Итог: ей выдали тридцать тысяч рублей плюс восемь тысяч, которые собрали члены коллектива. Через несколько месяцев после случившегося сайт "Брянская улица" поведал, что трудинспекция нашла на "Дружбе" девять нарушений, её оштрафовали на пятьсот тысяч рублей. «Скорее всего, — предположила "Улица", — в свете новых данных, обнародованных инспекцией, пострадавшая отсудит миллион рублей». Опять же, нам неизвестно, отсудила ли, но шокирует уже одна только постановка вопроса. Она, к слову, заставляет вспомнить перепалку в областной Думе перед избранием Жутенкова депутатом другой Думы — Государственной. Помощник тогдашнего сенатора Е. Лаховой О. Денисова позволила себе высказать надежду, что вот теперь Владимир Александрович продолжит вслед за бывшими госдумцами В. Малашенко, Лаховой выплачивать стипендии учащимся одной из сельских школ. И напоролась на гневную отповедь. О нём иногда говорили как о благотворителе, но тем необъяснимей скопидомство в случаях, когда требовалось компенсировать ущерб людям, изувеченным на его предприятиях.

Перед избранием Владимира Александровича в Госдуму (хотя применительно к нему избранием назвать эту процедуру язык не поворачивается) мы увидели, что он не чужд грубо сколоченного пиара. Мудрецом и моральным авторитетом предстал в предвыборном ролике ГТРК "Брянск", и чего только не нагородили в нём… Пройдёт меньше года, и от этого незамутнённого образа останется одна разъедающая глаза пыль. Депутат-молчун сложит свой мандат, возвратится в бизнес, но той самой заветной близости к государству не потеряет, обменяв депутатское удостоверение на корочку советника по сельскому хозяйству госдумского вице-спикера С. Неверова. «Отполз в советники», — так называлась июньская 2017 года наша публикация. Тогда, помнится, сбившись с ног, все искали объяснение столь экстравагантному поступку. И впрямь, соскочить с депутатства — это ведь не метлу дворнику зашвырнуть. Только позже выяснилось, что вернуться на бизнес-поляну дебютанта-госдумца заставила становившаяся всё отчётливей перспектива сдачи его агрохолдингом позиций, прежде казавшихся незыблемыми.

При всей тяге ко всевозможным коврижкам от власти нельзя только в них видеть причину его коммерческого успеха. Знавшие Жутенкова отмечают, что был он человеком обязательным, восприимчивым к новому, целеустремлённым. И всё же, многие личные доблести Жутенкова замыкались на его ледяном прагматизме, построенном исключительно на личной выгоде. Сняли с дистанции одного из "отцов" его бизнеса Денина — и тот для него перестаёт существовать. Владимир Александрович тут же переориентируется на другого "отца" — по фамилии Богомаз. Один из его сыновей — Александр — вместе с женой губернатора Ольгой Александровной Богомаз является нынче совладельцем фирмы "Картофельный альянс", той самой, что продвигает закордонную "химию".

Как раз в Александре после гибели старшего Жутенкова видят многие преемника. Вопрос только, насколько достойного. В 2017 году тот, будучи депутатом Брянского райсовета, задекларировал 300-миллионные доходы, почти сотню объектов недвижимости, включая 87 земельных участков, квартиру, 4 жилых дома, самый маленький из них — 187 квадратов. Но все же понимают, какая доля отца в этой куче добра. Нелишне прислушаться и к скептикам, которые видят будущее жутенковской сельхозимперии пропащим. В числе гибельных вариантов они называют поглощение её либо могущественным "Мираторгом", либо бизнес-семейством Богомазов. Посмотрим.

А возвращаясь к покинувшему до срока земное обиталище Жутенкову-старшему, вспоминается концовка нашей статьи четырёхлетней давности, опубликованной сразу после того, как её герой покинул депутатское кресло и сделал окончательный выбор в пользу бизнеса: «Попутного ветра и новых успехов на этом поприще, Владимир Александрович. И чтобы никто не покушался на "бабки", как уже случалось. И будет тогда вам счастье — полное, безоговорочное, в котором не потонуть, но из которого уже не выплыть». Какой-то пророческой вышла концовка — не выплыл.

Кирилл СЕРГЕИЧЕВ

Читайте ещё