Украинские галушки или русские пельмени?

Братские народы если и могут воевать, то лишь для того, чтобы выяснить, какое блюдо вкуснее

Опубликовано: № 6-7 (803-804), 25 марта 2022 г.

Так называемые рядовые обыватели, увидев после 24 февраля на магазинных ценниках новые взлетевшие цифры, воскресили, наверное, в своей приученной к потрясениям памяти события если не начала 1990-х годов, то августа 1998-го. Хотя трясло и позже — в 2008—2009, в 2014-м. Только на этот раз, кажется, всё обещает быть куда стрёмней. Кому-то из великих принадлежит афоризм: если ты не занимаешься политикой, то она займётся тобой. Вот, похоже, она и занялась всеми нами, заставив, как говорится, включить мозги. И начать задавать продиктованные событиями на Украине и в России вопросы.

Помнится, в советскую эпоху были в большой моде так называемые политинформации. Когда в заводских цехах, студенческих аудиториях специально натасканные люди раз в неделю информировали собравшихся о том, что делается в мире, рассказывали о преимуществах советского строя, о том, как тяжко живётся за бугром простому люду. А потом отвечали на вопросы самых политизированных сограждан. Когда в стране была провозглашена демократия, надобность в политинформациях и политинформаторах отпала. Всем была предоставлена полная свобода поисков ответа на то, что составляло тогдашнюю злобу дня.

…Всё, что произошло на следующий день после Дня защитника Отечества, заставило вспомнить о, казалось бы, бесповоротно забытых политинформациях. Подумалось: сейчас бы очень кстати было как следует попытать политинформатора о том, что происходит на самом деле. Уже слышу: «Да включай телевизор и получай все ответы». Но всё ли говорит, не лукавит ли "ящик"? Например: почему происходящее в соседней стране с участием большого количества российских военнослужащих, с применением авиации, всех этих разрушительно могучих "Калибров", "Искандеров", "Кинжалов" называется специальной военной операцией? Пришлось заглянуть в толковый словарь русского языка и прочитать, что операция — это «скоординированные военные действия разнородных войск, объединённых единой целью». Ага, а какая же цель? Демилитаризация и денацификация Украины. Демилитаризация — это когда в стране не должно быть своей армии. Но почему её не должно быть в суверенной Украине? Почему говорят, что она, накачиваемая закордонным оружием, угрожает безопасности не только Донбасса, но и нашей с вами? Да, с начала года нам по телеку постоянно показывали, как в украинских аэропортах разгружались самолёты с боеприпасами и вооружением. Украинцы и их поставщики говорили, что всё это "добро" — на случай нападения соседа. А соседи устами в том числе нашего министра иностранных дел почти клятвенно заверяли, что никаких таких намерений нет в природе, а всевозможные сообщения о них называли фейками, паранойей и т.д. и т.п. И мы, особенно те, кто живёт на юго-западе нашей области и видевшие, как она наводнялась бронетанковой техникой и военнослужащими, уже готовы были поверить, что всё ограничится анонсированными российско-белорусскими учениями. Но наступило 24 февраля, и что же теперь? Как воспринимать ещё совсем недавно звучавшие клятвы, насмешки?

Про Донбасс, про то, как и кем там заваривалась каша и для чего использовалась — разговор отдельный и слишком большой. Но даже огромность этой темы затмило происходящее в самой Украине. Многие мои знакомые задавались вопросами: что означает её денацификация? Опять пришлось заглянуть в словарь и прочитать, что это — «мероприятия, направленные после победы над фашистской Германией на искоренение нацизма». Да, там он был сутью власти, одним из самых пострадавших от него народов были евреи. А что же на Украине? В открытых источниках можно без труда найти информацию, которая не вяжется с заявленной целью денацифицировать Украину. Её президент — еврей, некоторые его родственники погибли в годы Великой Отечественной войны, избран был на выборах, итоги которых признал весь мир, в том числе и наша страна. Украинский министр обороны по фамилии Резников — тоже еврей. Как и один из руководителей оппозиционного украинской власти блока в Верховной Раде с говорящей фамилией Рабинович. А сколькими депутатами представлен в ней так пугающий нас украинский национализм? Всего одним. Нам говорят о том, что в Незалежной много страдают от преследований и даже геноцида русские. Но тогда пришлось бы задать воображаемому современному политинформатору вопрос: а почему партию власти "Слуга народа" в той же Раде возглавляет по национальности русский? Или ещё напрашивается спросить, почему так негостеприимно встречают наших военнослужащих-освободителей как раз русскоязычные города, и прежде всего вторая столица страны Харьков?

Сегодня о денацификации говорят уже меньше, теперь звучат и другие цели — от Украины требуется признать Крым российским, Донбасс — независимым. Но хотелось бы всё же узнать, зачем, почему понадобилось требовать это, ставшее реальностью, спустя восемь лет? И ради этого признания требовалось всё то, что сейчас происходит?

Хорошо известно, что первой жертвой любой… военной спецоперации становится правда. В былые времена такую правду скрыть было намного легче, чем сейчас. Однако пытаются и сейчас. Не знаю, как украинцы, но у нас пытаются точно. Посмотришь наше телевидение — и создаётся впечатление, что проводится не военная спецоперация, а какая-то гуманитарная. Всё время показывается, как наши исключительно вежливые солдаты раздают обезумевшим от лиха украинцам продпайки. Называются те, кто участвует в сборе продуктов, вещей. То и дело слышишь, сколько десятков, сотен тонн отправляется на Украину гуманитарной помощи. Но невозможно опять-таки уйти от вопросов: а из-за чего или, точнее, после чего понадобилась вся эта, по-украински говоря, допомога? Кто устроил людям такую развесёлую житуху? Из-за чего в стране после спецоперации возникло более трёх миллионов беженцев? Какой бы политинформатор просветил и насчёт такого момента: если правда за нами, если мы уверены в моральном превосходстве, то почему закрыты почти все независимые источники информации? Но вода дырочку найдёт и правда — своего адресата, тем более сейчас, в век цифры. Все же и так видят, что не случилось быстрой победы. Да и могло ли случиться, когда соседняя с нами страна столько лет воевала в Донбассе? Военным действиям по обыкновению предшествует разведка. А что доносила российскому руководству наша разведка? Что нас, которые столько лет, и в первую очередь с помощью телевизора, укрепляли украинскую идентичность, будут встречать с цветами?

Не посыпаю голову пеплом, но всё же кто бы ещё помог раскрыть хоть какой-то смысл того, что произошло, за что мы уже начали платить и заплатим намного больше? Теперь даже если и прекратим всё это. В самом кошмарном сне не могло ведь привидеться, что русские будут биться с украинцами. Но повторю: можно сражаться по вопросу украинских галушек и русских пельменей. Только победа в этом "сражении" может добываться на кухне, в обеденном зале, за домашним столом. Но никак не на поле боя, где у-би-ва-ют.

В. Фоминых, пенсионер, г. Брянск

Читайте ещё