Клоун ушёл

Опубликовано: № 9 (806), 19 апреля 2022 г.

В. Жириновский
В. Жириновский

Недавний уход в лучший из миров лидера ЛДПР В. Жириновского породил полярные настроения. Одни желали ему земли пухом, другие — стекловатой. На Брянщине, у которой немалая история взаимоотношений с новопреставленным, скорбь отмечалась лишь в стане его партийных соратников. Не утверждаем, но, возможно, как раз они и подсуетились, чтобы продемонстрировать, как много значил ВВЖ и для нашего края. К примеру, на их суету с пионерской готовностью исполнить любой каприз откликнулось интернет-издание "Брянская улица". Свою небольшую заметуху о скорбных бдениях местных жириновцев оно озаглавило непропорционально броско — «Весь день жители Брянска прощались с Владимиром Жириновским». И тут воображение рисует длинную очередь пожелавших высказать свою неизбывную скорбь. Однако пара размещённых фотоснимков возвращает к реальности. На одном — четвёрка угрюмых мужчин во главе с вчерашним коммунистом, позавчерашним эсером С. Антошиным у портрета почившего вождя. На другом — жалкая кучка партийцев, слушающих кем-то зачитываемое соболезнование.

Нет, есть всё же вещи, которых, как говорится, на коне не объедешь. Можно отпевать усопшего в храме Христа Спасителя, можно под прощание с ним отвести Колонный зал Дома Союзов, а местом его упокоения сделать главное кладбище страны — Новодевичье, ему можно написать сто книг и стать доктором наук, но всё это в итоге ничего не стоит рядом с истинной репутацией. Штука эта — могучая и несмываемая. В воскресенье, 10 апреля, на телеканале "Россия" показали сюжет 32-летней давности с учредительного съезда Либерально-демократической партии Советского Союза (именно так называлась структура, из которой выросла ЛДПР) и интервью дебютировавшего в российской политике Вольфовича. Наверно, никто не подозревал тогда, в какого монстра вымахает этот с ученическим видом проговаривающий вполне здравые вещи мужичок. И во что превратится создаваемая им партия. Не все и не сразу поймут (а многие не желают понять этого до сих пор), что это — партия-обманка. Начиная с её названия. Трудно сказать, кто бы сделал столько для дискредитации самого понятия "либеральная демократия", сколько сделал Жириновский. Обманка была и в том, что, крича о своей оппозиционности власти, Жирик, когда перед его партийной корпорацией вставала необходимость более-менее жёсткого выбора, неизменно присоединялся к тому, чего хотела власть. Эта партия могла пойти на демарш, покинуть в знак протеста зал пленарных заседаний Госдумы, её босс мог истерично колошматить после очередных фальш-выборов "Единую Россию", предсказывая ей катастрофическую перспективу, но мало кто воспринимал всё это всерьёз. В основном реакция была такая: «Жирик опять чудит»

Известный брянский политолог В. Горбачёв, оценивая этого персонажа в интервью одному из брянских сайтов, сказал, что «политика держится на взглядах и оценочных суждениях». Позволим дополнить это "меню" и такой категорией, как принципы. Без них, составляющих стержень политической конкуренции, названные понятия превращаются в обыкновенное "ля-ля", в ту же обманку. ВВЖ и его партия воплощали в себе, если можно так выразиться, высококонцентрированную беспринципность. В 2010 году нынешний топ-пропагандист В. Соловьёв выпустил книжку «1001 вопрос о прошлом, настоящем и будущем России». В главе "Лицо ЛДПР" он написал: «Жириновский легко меняет свою точку зрения. Например, он говорит: «Я требую сейчас распустить Думу и срочно провести новые выборы». Тут же сам себе противоречит: «Я не верю в выборы». Почему? В чём смысл этой фразы? Потому что она была сказана накануне следующего избирательного забега — регионального». Когда, добавим, конъюнктура требовала сказать так. И ещё одна цитата: «Владимир Вольфович построил уникальную партию, где всё имущество записано на него (и он об этом говорил) и где он пытается позиционировать себя как бренд. Но ведь расходы по содержанию, в том числе и партийного аппарата, очень большие. И каждые выборы — это бешеные деньги. А откуда их брать? Поэтому, когда люди рассматривают любую политическую говорильню, надо всегда очень чётко понимать, что за этим стоит… Для таких партий (как ЛДПР — прим. авт.) главный кислород — это деньги. Так что борьба идёт не только и не столько за избирателей, сколько за своё счастливое финансовое будущее».

В борьбе за это финансовое будущее — своё и своей партии — Жирик не обременял себя не только моралью. Таскание за волосы в Госдуме коллеги-депутатки, плескание воды из стакана в лицо оппонента во время прямого телеэфира, запредельное хамство в отношении беременной журналистки, имевшей неосторожность во время брифинга задать не тот вопрос, его публичные угрозы кого-то выпороть, а кого-то и вовсе расстрелять во время дебатов разного рода. А его предложения сбросить ядерную бомбу на Стамбул или обнести колючей проволокой Кавказ!.. Всё это мелковатые шалости в сравнении с другим, что не выставлялось на показ. Бывший председатель Союза журналистов России И. Яковенко, занимавшийся совместно с Министерством внутренних дел в начале 90-х годов социологическим исследованием российских криминальных реалий, вспоминает, как, став в 1993 году депутатом Госдумы, насчитал во фракции ЛДПР 18 криминальных авторитетов. Уже подзабылось, что организатором убийства в 1998 году депутата Госдумы Г. Старовойтовой был депутат-жириновец, один из лидеров Тамбовской ОПГ М. Глущенко. А вспомним криминального водочного короля С. Скорочкина. Тот же Соловьёв: «Люди в моём блоге пишут, что если придёт к власти Жириновский, это будет фактически ОПГ — организованная преступная группировка. Действительно, когда я снимал передачи, что г-н Малышкин, что г-н Абельцев (ближайшие соратники Жириновского — прим. авт.) иногда позволяли себе такую лексику, что у майора Дымовского уши бы свернулись в трубочку». Упомянутый Яковенко говорит, что если в регионах ещё попадались в рядах ЛДПР приличные люди, то на федеральном уровне их появление было исключено. Таким приличным человеком в нашем регионе можно считать, например, М. Марченко, который пытался как-то "цивилизовать" деятельность своих однопартийцев. За что и был изгнан из этой кислотной среды. Зато легко отыскал пристанище здесь бывший зэк Антошин, чувствующий себя в ЛДПР как рыба в воде.

Продолжая тему ЛДПР на Брянщине, вспомним некоторые события, составившие наряду с многочисленными другими беспрерывную цепь скандалов и сомнительных сделок, связанных с этой партией. С начала 1990-х её босс не раз заглядывал в наши благословенные пенаты. Корреспонденту "Комсомольца Брянска" довелось наблюдать за поведением Жириновского в 2003 году, когда он приезжал встречаться с избирателями перед парламентскими выборами. Многие, наверное, ещё помнят ту огненную встречу в Доме политпросвещения, завершившуюся разбрасыванием "виновником торжества" денежных купюр и столпотворением алчущих халявы. Подкуп электората уже тогда не был ноу-хау российской политики, но ЛДПР с её массовой раздачей всякого рода дармовщинки поставила его на открытый поток. На такой же поток была поставлена в этой партии и неприкрытая коммерция. ЛДПР, по многочисленным свидетельствам, для пополнения своей кассы не гнушалась ничем. Как первым Жирик сделал ложь нормой и даже залогом успеха в политике, так его партия стала первооткрывательницей разного рода торговли. Здесь по чётко установленному прейскуранту торговали депутатскими мандатами, депутатскими запросами и обращениями.

Были и, так сказать, внесистемные заработки. Одним из них стало участие Жириновского в случившемся на Брянщине в 2006 году инциденте, когда под угрозой срыва оказались довыборы в Госдуму, на освободившееся после губернаторских выборов 2004 года депутатское место. Пикантность ситуации заключалась в том, что это были уже вторые довыборы (первые были сорваны в 2005-м из-за низкой явки избирателей), и если бы не состоялись и они, то тогдашнего губернатора Н. Денина могли запросто уволить с должности главы областной исполнительной власти. Всё шло к тому, что так оно и случится. Соперники главного кандидата, тогдашнего денинского заместителя В. Малашенко, сговорились дружно сняться с дистанции и оставить того без необходимой по закону альтернативы. Среди сговорившихся оказался и кандидат от ЛДПР В. Храмченков, но его в последний момент вернули-таки на дистанцию. Для этого и был срочно мобилизован из столицы сам Жириновский. С помощью милиции удалось вычислить местонахождение уже было ударившегося в бега "заговорщика". Его перехватили под Глинищево, выволокли из автомобиля, а затем бывший боксёр и бывший кандидат в президенты России Малышкин и сам Жириновский на глазах изумлённых людей в погонах отмутузили беглеца. После того, как проявившему излишнюю самостоятельность однопартийцу намяли бока, он написал для брянского суда заявление о согласии участвовать в выборах. А ходил на заседание суда сам ВВЖ. И тогда в местных политических кулуарах обсуждалось главным образом, сколько взял он с брянских за свою услугу.

Ещё раз спасать Денина Жириновский приезжал вместе с единороссовским начальником С. Неверовым в 2012 году. Следствием того приезда стала сделка, в результате которой тогдашний координатор областной организации ЛДПР Марченко получил, правда ненадолго, место сенатора в Совете Федерации. И это был не последний случай, когда все, кто хотел увидеть, увидели истинную цену декларируемой жириновцами "оппозиционности" единороссам. В 2017 году этими на самом деле дружественными силами полюбовно был разыгран мандат депутата Госдумы, освободившийся после неожиданной самоотставки единоросса В. Жутенкова. На его место привезли от Жириновского абсолютно тёмную для брянцев лошадку с фамилией Пайкин, уже через несколько месяцев её заботливо под уздцы привели в нижнюю палату российского парламента, чему выборы послужили лишь формальной декорацией. Дружба "оппозиционной" ЛДПР с брянским губернатором-единороссом А. Богомазом крепилась не только альянсом с г-ном Пайкиным. Заглянув в её корни, можно обнаружить, например, что Богомаз сразу после своего назначения в 2014 году врио губернатора рекрутировал в свою команду бывшего жириновца Г. Лемешова, с которым несколькими месяцами ранее ураганил на пару в Стародубе во время предварительного единороссовского голосования. В 2015-м по губернаторской "квоте" в Совет Федерации был проведён один из давних соратников Жириновского С. Калашников — должность была ему дарована в обмен на снятие с поста координатора брянской организации ЛДПР Марченко, начавшего активно оппонировать Богомазу. Ну и до этой могучей кучи — занявший в 2020 году место представителя губернатора в Совете Федерации ещё один жириновец по фамилии Деньгин, ныне возглавляющий брянскую организацию ЛДПР. Правда, возглавляет он её чисто номинально, по факту всем в этом брянском парткружке верховодит непотопляемый Эс. Эс., который обзавёлся наряду с давним псевдонимом "серый кардинал губернатора" ещё одним — "ночной губернатор". По некоторой информации, "дневной" губернатор, благословивший недавно "ночного" на должность одного из вице-спикеров облдумы, нынче в хлопотах, результатом которых должно стать перемещение Эс. Эса в пустующее кресло вице-губернатора. Да что-то тут у него не вытанцовывается, не дают согласия в столице. Скорее всего, помехой стала всё та же несмываемая репутация г-на Антошина.

Близость брянских единороссов с жириновцами обусловлена тем, что и одни, и другие используют в своих практиках, можно сказать, неразличимо похожие приёмы и способы, замешанные на циничном и уже почти демонстративном обмане. Но они — лишь подражатели такого великого кудесника лжи, как Жириновский. Всем нам известно качество нынешней российской законодательной ветви власти. И трудно назвать персонажа, который бы сделал больше для того, чтобы снизить, опорочить это качество. Он, некогда мечтавший, чтобы российский солдат помыл ноги в водах Индийского океана, сегодня был бы доволен: этот солдат уже моет ноги в Азовском море в Мариуполе. Только куда они, вымытые, приведут или заведут его в итоге, к какому именно океану?

Самого Жириновского судьба свела в могилу, отмерив ему три четверти века земного существования. Довольно часто его называли политическим клоуном. Эта кликуха, можно сказать, намертво прилипла к нему. Он умел облечь зло в клоунские одежды. И не всем было дано распознать сразу подоплёку его выходок — он так шуткует или взаправду? Кто теперь выйдет на осиротевшую сцену? Владимир Григорьевич Горбачёв назвал две фамилии — Слуцкий и Луговой. Оба не столь заметы и эпатажны, при этом, за одним тянется шлейф законченного сексуального разбойника, за другим — английского отравителя. Но после Вольфовича это разве препятствие?

Кирилл СЕРГЕИЧЕВ

Читайте ещё